Ночная кобылица

Шалюгин Геннадий
    Ночная  кобылица

У  Хорхе Л.Боргеса  в  книге  «Письмена  Бога» (М., 1994)  есть  на  редкость интересный очерк  «Страшный  сон».   Главный  тезис Боргеса  звучит так:  Сон  -  это беллетристический   жанр. Мы сочиняем сон  в моменты сна, пробуждения и  пересказа.  Специфика сна:   способность  видеть одновременно и   все  время, и все пространство.  Сновидец  подобен  Богу:  он видит всемирную историю  как миг,  имя которому  - вечность.  Но когда просыпаемся и пытаемся  перевести   сон как последовательность,   вместо фрагментарности и  единовременности   возникает линейность, повествовательность.
Дикари не отличают сны от яви.  У  поэтов и мистиков  явь  -  это сон.  Кальдерон:  «Жизнь  есть сон». Шекспир:  «Мы созданы    из вещества  того  же,  что и сон». Шопенгауэр также провозглашал  жизнь сном. Все  они восходят к  Платону  (нереальность материального мира)  и Будде  (жизнь есть майя).  Борхес  - писатель и сновидец -   как  бы разделяет себя  на две ипостаси:  «не ведаю,  кто  из  нас  двоих пишет  эти строки».
Сны  тематически  разнообразны.  Идея  взаимодействия  реальности и сна  отражена в пророческих снах. В  «Одиссее»  пророческие  сны проходят через  роговые ворота,  лживые  -  через ворота из слоновой кости. Часты страшные  сны,  кошмары. Для  их  обозначения  существует масса   слов. У  греков  слово «эфиальт» -  злой  дух,  вызывающий  кошмары. Латинское  «инкубус»  -  это  злой  дух,  который  давит на спящего,  вызывая  страшные видения.  Немецкое  «эльф» -  удушающий  кошмар.
Английское название – «the wightmare» -  ночная  кобыла. У  Шекспира  находим: «I  met  the night  mare» -  «Я  встретился  с  ночной кобылой».  Страшный  сон приходит в образе  кобылы.  Согласно  этимологии,  тут  имеется  другой корень: «niht  mare» или     «niht  maere» -  ночной  дух. Гюго,  занимаясь  Шекспиром, предпочел  первое толкование. В стихах он писал о  ночном кошмаре  как  о «черном  коне ночи».
  Французское  «cauchemare»  -  связано с  английским «mare»:  идея  демона, вызывающего ночные  ужасы.  По  Борхесу, это  не  просто суеверия:  тут есть нечто истинное.
 Сон - процесс  творческий. Петроний писал:  «От плоти  отпряв,  душа  играет».  Луис  де Гонгора называл сон «неутомимым подателем  пьес»:

                Причудник сон,  искусный поставщик
                Являет нам в театре  эфемерном
                Видений  рой,  пленяющих  сердца.

  Сон – представление,  спектакль. Во сне  душа  грезит,  наслаждаясь свободой.  Во сне,  пишет Борхес,  мы сочиняет  мгновенно:  способность сочинительства реализуется  в   беллет-ристике и   театральном  действе. Добавлю от себя  - и в  кинематографическом  монтаже.  Кроме  того,  сон есть  подготовительная  работа   по изобретению  вещей.
Итак,  сон  -  самый  архаичный  из видов    эстетической  деятельности,  осуществляемый  в  беллетристической  и театральной форме: мы сами  сочиняем сюжет,  сами  играем,  сами смотрим в театре теней.  Что касается  ночных кошмаров,  то Борхес придерживается  теологической версии.  Во всех  этих   инкубусах, эльфах,  ночных кобылах   чувствуется  нечто сверхъестственное. Может, природа  кошмаров  именно такова?  Вдруг кошмары  -  «щель  ада»?  Страшные сны  переносят нас   в  ад в  буквальном смысле?
   Такова феноменология  сновидений  Борхеса. Интересна   идея  сна  как  архаической  формы творчества. Что любопытно, кошмарные сны  видят  не только  люди, но и животные  -  это я   наблюдаю по своей  собаке.  Если следовать Борхесу, то у  животных  тоже есть свой  ад… Это вряд ли. В  сущности,   ад  -   та  животная  жизнь, через которую некогда прошел человек.  Это пожирание  всего и вся;  каннибализм;   насилие  как  общепринятая   форма   поведения. Наконец,   инфернальные  формы  жизни прошлого -  саблезубые, с когтистыми крылами, с  гипнотизирующим  взглядом,  с  мордами драконов,  с пастями   гигантских  акул… Ужасные  сны открывают  щель туда, где  ч е л о в е к   б ы л   о б ъ е к т о м    о х о т ы  кошмарных  зверей и человекоподобных.  Ужас   древности глубоко  запрятан  в  подсознание;  этот ужас  может  «всплывать»,  накладываться  на   самые  обычные  сюжеты.
Я  думаю,  хорошо  бы написать рассказ  на тему сна.  Стихи о сновидениях у  меня  уже  есть. А вот пьеса…  Пьеса,  написанная  по модели сна.  Коллективное сновидение на сцене,  где  и сюжет,  и система образов,  и декорации,  и освещение, и сами тексты построены  по принципу произвола,  художественного алогизма, монтажа. У  Михаила  Булгакова  есть  пьеса  «Бег» -  здесь сновидения  использованы  как   формальный прием; сами действия (картины) построены по  законам  нормальной  драматургии.  Возможно ли создать    спектакль-сон,  чтобы  не  сюжет,  не идея оставались на    фильтре восприятия,  а    впечатление, настрой? Нечто музыкальное – в  цвете,  свете, костюмах, декорациях?  Сон  как олицетворение  полной  свободы.
Кстати:  «ночная  кобыла»  -  звучит не очень по-русски.  «Кобылица» – по-русски  многозначительно. Так  бы  я и перевел:  «ночная  кобылица».