Дядя Коля, я умею есть бананы!

Матвеев Николай Петрович
   Было это в те далёкие девяностые годы, когда распалась страна, когда рухнул рубль, когда нам с Наташей надо было хоть как-то прокормить себя и четверых маленьких детей, и мы только переехали в Пушкин из Кандалакши Мурманской области после моего увольнения на пенсию из Вооружённых Сил.
   
   Наташа во-всю работала где только можно было – и в Пушкине в больнице и женской консультации и даже в Колпино ездила в больницу, пытаясь заработать хоть какую-то лишнюю копейку, а я безуспешно пытался получать урожай с участка земли за Павловском, переданного нам Наташиной знакомой.
   
   Рыскал я тогда по всем магазинам Пушкина, покупая что-то дешевле в одном, а что-то – в другом магазине. Один-два раза в неделю с двумя огромными сумками ездил я на Сенную площадь в Петербург, где в ларьках на площади продавали чуть дешевле просроченные или с истекающими сроками годности крупы и консервы.
   
   Трудное было время! Мы только что приехали с Севера, и многого мы с детьми ещё не знали. А здесь уже продавали разные заморские фрукты.
   
   Если я покупал три яблока, то делил каждое на две части, и одному ребёнку или взрослому в нашей семье доставалось пол-яблока. Маленький Саша даже нередко просил дать ему яблоко «большое, круглое, целое».
   
   А, если ему вдруг выпадало счастье лакомиться кусочком торта, и он не съедал его за один раз, он оставлял на блюдце этот кусочек, ставил блюдце в холодильник, подписав его: «Сашено» печатными буквами, нарисовав здесь же череп со скрещёнными костями.
   
   И вот однажды, в такие дни купил я четыре банана и выложил их на столе. Дети в это время играли во дворе.  Позвал я их на обед домой. С ними увязалась и более старшая девочка из дома через дорогу напротив, игравшая с ними, – попросилась она зайти к нам выпить воды.
   
   Зашла девочка с ними на кухню. Дал я ей выпить воды и думал, что она уйдёт к себе домой. В это время наши дети, впервые в жизни увидевшие  бананы, спросили меня:
   
   – Папа, а это что?
   
   – Бананы, – ответил я.
   
   – А что с ними делать? – спросили они.
   
   – Есть их надо, – был мой ответ.
   
   – Но как их едят? Мы не умеем, – сказал мне кто-то из наших детей.
   
   Тогда соседская – более старшая – девочка не растерялась и сказала мне:
   
   – Дядя Коля, я умею есть бананы! Давайте, я покажу.
   
   Она быстро схватила со стола банан, очистила кожуру и быстро съела его на глазах у растерявшихся нас всех: дети знали, что она съела чей-то банан!
   
   В тот день мне пришлось тогда делить три банана на четыре части, отрезая от каждого банана по кусочку. Дети мои в это время внимательно следили за каждым движением моего ножа.
   
   Много лет прошло с тех пор, но дети наши, да и мы с Наташей нет-нет, да и вспоминаем этот эпизод, ведь та девочка в своей семье, видимо, тоже недоедала…