Раздел 4. Культура, Философия, и Наука

Записки Охотоведа
Мир никогда «не готов», никогда не является устоявшимся, завершенным, он каждый раз рождается в новом восприятии. В современных условиях, когда человечество превратилось в глобальную целостность, навязывание всему миру ценностей потребления, свойственных одной, пока доминирующей цивилизации, грозит деградацией планетарной цивилизации.

К исходу XX в. стали уже очевидны последствия целого ряда глобальных проблем человечества, они обсуждаются СМИ, но среди них «потерялась» одна из серьезнейших проблем «жизни и смерти" - трансформация самого человека, как результат научно разработанных технологий, декларированно-дающих возможность качественно нового управления витальными и летальными процессами…

Зловещим образом просматривается новый герменевтический круг смыслов и ценностей человеческой жизни, многие из которых настолько существенно отличаются от традиционных, базовых, что можно говорить уже о существовании людей другого, чем прежде, характера сочетаний естественного и искусственного.

Причина в том, что историчность системного комплексного объекта и вариабельность его поведения,рассматриваемое наукой, предполагают широкое применение особых способов описания и предсказания его состояний – построение сценариев возможных линий развития системы в точках бифуркации.  А чем важна в повседневности, и что такое научная теория для осмысления в обыденности?

Теория - это система абстракций, при помощи которых познается субординация свойств действительности. Основная причина использования в ней редуцированных представлений достаточно проста, и заключается в том, что объект исследования становится все более сложным, а методологические возможности по-прежнему ограничены.

Моделирование мировых процессов в ХХ в. стало уникальным научным ответом на многие глобальные вызовы, хотя нельзя и не отметить, что возможности применения моделирования в географии далеко не исчерпаны, а решаемые задачи все еще исключительно многообразны и сложны, и недостаточно осознаны политиками.

Но здесь мы кладем в контекст рассмотрения  некий предельно обобщенный географический подход (и применяем некоторые ведущие географические концепции) к признанию и использованию категорий пространства и времени, а также разделяем и используем идеологию широкого понимания гуманитарной географии.

Именно в этой связи важнейшей функцией географии становится показ и прояснение взаимосвязей и факторов территориальной специфики, ориентированной на удовлетворение потребностей общества, что восстанавливает вновь, впрочем, на совсем ином технологическом уровне античную идею Ойкумены.

Очевидно в общенаучном смысле, что познание природы, как и формирование культурологических знаний, не может быть более независимыми друг от друга процессами знанийного постижения ни в философии, ни в науке.

Следовательно, и в науке в противовес некому идеалу, наличию единственно истинной теории, «фотографирующей» исследуемые объекты, ныне должна допускаться истинность нескольких отличающихся друг от друга конкретных теоретических описаний одной и той же реальности, ведь в каждом их них может содержаться момент объективно-истинного знания.
Для преодоления такого положения дел субъект науки может использовать процедуру отождествления через метафору, что верно для любой науки.

Выпукло отображаются заявившие о себе противоречия между творческой энергией человека и социальными запросами, направленными на переработку природы. Ведь сциентистский и феноменологический подходы – это два мировоззренческих полюса в современной Human Geography, и это именно «полюса», методологический плюрализм последней определяется не только ими, но и их разными комбинациями, эклектическими подходами и концептами.

В рамках постнеклассической философии науки обращает на себя внимание новый термин – «визуализация», понимаемая как «выработка визуальных образов». Здесь можно обратить внимание на изменившийся вектор сочетания материального (ремесла и жилища, техника и орудия) и духовного его стержня, осознаваемых, опосредованных мышлением и выражаемых средствами искусства.

Мы писали, что одной из важнейших характеристик окружающего человека мира является топос, которая характеризует особую, характерную для античного мира сопричастность человека своему местонахождению, положение человека в природе.
Здесь психологические функции человека – совокупность событий между человеком и его окружением.

Современная качественная трансформация основ цивилизации и социальной природы общественных отношений, вариативность и ориентированность которых станет следствием осознанного выбора человека, носит характер бифуркации. Достаточно самоочевиден тренд на "схлопывание пространства" или "пространственное сжатие", что вполне отчетливо просматривается для территории нашей страны.

Процессы «неостановимой» экспансии освоения человечеством планеты, все более «плотное» размещение и территориальное продвижение на ранее сохранявшиеся относительно нетронутыми участки суши и морские акватории коренным образом меняет установившееся в течении многих сотен веков баланс общепланетарного равновесия.
 
И если даже понимать человеческую индивидуальность как некое “сверхсистемное” качество, то индивидуальность как поле представления человека о географической среде существенно отличается от ее настоящей реальности.

Так обращаясь к смыслу, заметим, что взаимодействие человечества с биосферой вышло на качественно новый уровень: в известном учебнике философии Виктора Канке приводится достаточно нетипичное понимание слова «природа»: «…это, что находится при роде человеческом, то, из чего рождается сам человек. Особенности, которые присущи исключительно человеку (и обществу), в природу не входят».

Человек может быть лишь причастен большому разуму, «большому сознанию». Мы также нуждаемся в вычислении «формулы места», понимаемой формализованная лаконичная компактная характеристика, противопоставляющая отдельный геобъект всей остальной поверхности, что может сколь угодно полно дополнено описанием или количественным расчетом.
 
Исследователю природы, по мнению Аристотеля, важно знать относительно места – ho topos – существует оно или нет, как существует, что оно есть такое. Отмечается, что признание существования места как особой величины приводит к осознанию того, что любой предмет находится во Вселенной, и нахождение это не в пространственном смысле, а как определенное состояние или свойство.

Базовым же основанием для социального запроса к науке стало то, что ведь человек как субъект познания и мир как объект его – два полюса единого «феноменального поля психики», в котором ни субъект, ни объект не могут быть выявлены, разделены однозначно и окончательно. В этом смысле для человека они являются частью его физиологии, животных функций организма – в той же мере, как и частью среды – окружающей физической и социальной ситуации, и в связи с этим необособимы от обоих контекстов. Нужна целостность вояприятия сложнейших одновременных процессов?

Как правило с такими вопросами за ответами мы обращаемся к науке. Хотя наука формирует картину мира философия выражает диетическое номера мировоззрение в котором картины мира является моментом. Натурфилософия еще в XIX в. как самостоятельная дисциплина постепенно исчезла с философского горизонта, и пришедшая на смену прежней натурфилософии современная философия естествознания не смогла целиком заполнить вакуум, возникший после исчезновения натурфилософии.

Ныне мы становимся свидетелями нового процесса региональной идентификации, природа которого многогранна, само влияние процессов глобализации на все регионы мира и территориальную структуру любой страны исключительно противоречиво, при том что повсеместно региональный аспект природопользования все чаще должен рассматриваться в свете общенациональных и глобальных взаимодействий.

При том, что в основе внешнеэкономической стратегии каждого государства лежит приоритет собственного развития. Весь социальный мир, в котором мы живем, неимоверно усложнился по сравнению с миром предшествующих поколений, и прошлый опыт все реже служит надежным компасом в быстро меняющейся действительности.

Возможно тогда, география же представляет собой один из наиболее удобных инструментов познания, она способна обеспечивать успешные междисциплинарные контакты представителей многих научных дисциплин, соотнося различные объекты исследований в пространственную матрицу корреляционных взаимоотношений в структуре географической оболочки.