Персоны нон грата

Геннадий Юдин
Сегодня на техучёбе узнал новость, оказывается, экипаж воздушного судна может быть объявлен нон грата. То есть его появление на территории данной страны нежелательно и запрещено.
В общем, рассказываю, что же случилось ещё в далёкие советские времена, где-то в году 1981, при выполнении международного рейса.
Ещё маленькое уточнение, в те времена в составе экипажа обязательно был бортрадист, специально для ведения радиосвязи на английском языке. Считалось, что это повышает безопасность полётов, да и некоторые экипажи английский язык знали, скажем, так, слабовато. По ряду причин, в том числе и малая практика международных полётов.
      Ну а теперь перейдём к официальной части, то есть к результатам расследования авиационного происшествия.
Самолёт Ту-154 вылетает из аэропорта Шёнефельд, это главный аэропорт столицы ГДР, Восточного Берлина.
      Поначалу всё идёт своим чередом. Экипаж запросил запуск двигателей, затем получил указания какую схему выхода выполнять после взлёта и, наконец, указания по рулению на взлётную полосу. Всё идёт вроде бы по плану, без каких-то особенностей.
      Нам, кстати, для наглядности крутят запись этих самых переговоров. Эта запись предоставлена службой управления движением аэропорта Шенефельд.
Вот самолёт подруливает к полосе, и диспетчер руления переводит экипаж на частоту «вышки».
      Экипаж докладывает, что находится на предварительном старте и готов занять полосу и взлететь. В это время по связи появляются какие-то помехи и команды, выданные диспетчером, слышны неразборчиво.
      Экипаж переспрашивает, разрешено ли занимать полосу и, не смотря на неразборчивость команды диспетчера из-за помех, приняв эту команду как разрешение - выезжает на полосу.
      Самолёт стоит на полосе, экипаж готовится к взлёту, а в это время в эфире раздаётся сообщение – “overshoot Ivana” (перелетел Ивана). Это сообщил командир польского Ил-18, который заходил на посадку и успел среагировать и уйти на второй круг. Как-то, даже обидно сообщил, типа перелетел русского медведя, который вылез из берлоги. Правда очень спокойно, без особых эмоций и польских выражений
      Диспетчер подтверждает полякам повторный заход на посадку, а экипажу Ту-154 сообщает, что не выдавал разрешения выруливать на полосу. После чего, после небольшого разбирательства, разрешает ему вылет. И наш лайнер благополучно улетает.
      Конечно, хорошо, что всё закончилось так безболезненно. Молодец поляк, всё увидел и сделал вовремя.
      Нам дочитали до конца результаты расследования совместной комиссии, министерства гражданской авиации СССР и министерства гражданской авиации ГДР.
Вывод, который сделала комиссия – в авиационном происшествии виновен экипаж Ту-154, экипаж неправильно воспринял команду диспетчера и выехал на полосу, создал аварийную ситуацию. Конечно там было и про помехи при ведении радиосвязи. Но комиссия пришла к выводу, что эти помехи не являются причиной данного происшествия. Просто надо было остановиться и ещё раз уточнить ситуацию у диспетчера.
      Поэтому власти ГДР объявляют экипаж персонами нон грата, и запрещают им полёты на территорию ГДР.
      Ну, а здесь, дома, отдельная плюшка: выговоры, дополнительные тренировки и пересдача экзамена по английскому языку и т.д. и т.п..

      Конечно, даже прослушав запись переговоров, трудно было из-за помех определить, что говорит  диспетчер. К сожалению, не было технической возможности прослушать магнитофонную запись сделанную на самолёте. Так что все выводы были сделаны только на основании расшифровки записей аэропорта Шенефельд.
      Как всегда нашлись борцы за справедливость. Кто-то из пилотов встал и задал вопрос командиру отряда: «Ну, как же так? Ведь там действительно была помеха по связи. Может, действительно, диспетчер ошибся и разрешил на полосу?»
      Командир отряда встал, внимательно оглядел притихших пилотов и спросил: «Товарищ командир, а вы тоже собираетесь безрассудно выезжать на полосу, если не смогли понять команду? Или всё-таки лишний раз переспросите? А экипаж обязан вести осмотрительность и радиоосмотрителность? Что, уже не надо смотреть куда рулишь, и нет ли бортов на посадке?».
      Дискуссия закончилась.
      Но осадочек остался, вдруг злобные тевтонцы всё на наших бедных пилотов свалили?
      Товарищи пилоты, будьте внимательны и аккуратны при выполнении полётов. Учите английский язык и выполняйте правила полётов! Это ваша гарантия, что вы будете спокойно ужинать дома со своей семьёй!