Чудовищница-46. Материалы к Манифесту. Афинская де

Оксана Самоенко
 Афинская демократия.
Полис - не стены, а объединение граждан, высшая форма человеческого сообщества, наилучший политический строй.
 Архаическая  Греция обладала приятным климатом. Пригодной для обработки земли было мало, но рек и небесной влаги хватало для того, чтобы страна никогда не имела  сильного государственного аппарата, подмявшего под себя, всю страну.  То есть, не нужно было организовывать массу народа для решения какой- то общей грандиозной задачи. Объединение Греции в единое государство произошло только в XIX веке.
 Где- то в VIII-IVвеках   до нашей эры свободные земледельцы объединились в полисы с целью охраны земли от захватчиков. Скота, зверей, соседей. Афинский земледелец сам был рабовладельцем. В его хозяйстве бытовала  специализация работников  в одном конкретном занятии.  Работы много на селе и рабов много.
 К труду   земледельца относились  своеобразно.   Ксенофонт считал земледелие почётным, угодным богам, занятием. Но идеальный сельский хозяин не  должен  сидеть постоянно в своём хозяйстве. Ему следует посещать его изредка, прогуливаясь. Для работы на земле у него есть рабы и дельный управляющий.
 В противоположность Ксенофонту знаменитый греческий философ Аристотель  писал,  вразрез с существующим в Афинах порядком, что: « Землю должны обрабатывать не те, кому она принадлежит, а рабы или закабаленные иноземцы». 

Начала формироваться городская культура. Население городов обладало большой информированностью.  Для общественного ознакомления выкладывались приглашения на народные собрания и прения риторов, обсуждавших различные аспекты  вопросов, которые предстоит рассмотреть.  Истина,  по мнению греков,  не была чем- то данным, раз и навсегда.  Её требовалось находить снова и снова. Состязания риторов пользовались огромной популярностью у граждан…

Размеренный выдержанный тон.  Почти учебник для пятого класса средней школы. И зачем знать больше? Светоч  не должен обсуждаться.  Что там можно выудить, кроме очередного упрёка нам - отсталым?

Может быть, надо говорить  иначе? Резко, как удар  афинской триеры  в  бок  персидского военного судна.
 С причинами, побудившими архаичных греков объединиться в городских  стенах, вроде, всё ясно. Резонов,  по которым богатые сограждане отдали власть демосу, не знает никто. Никто и не ставит под сомнение тот факт, что детальная проработка демократических процедур обеспечивалась трудом сотен, тысяч рабов,  презираемых  даже самым  распоследним  плебеем – гражданином.
 Женщин за людей тоже, особо, не считали. Первое историческое изображение чадры - афинская чернофигурная керамика. Считалось, что глазами женщины на нас смотрят демоны. По этой причине афинянки имели право открывать свои лица только дома.  Уж-  муж – то точно знал, что делать с демонами внутри женщины.

Полисов было превеликое множество. Города страны насчитывали от тысячи до пяти тысяч жителей.  Не известно, как сложилась бы жизнь Афин, если  бы на территории, подвластной городу, не нашли серебро. Упомяну об ещё одном, малоизвестном, открытии свободных афинских граждан. О поселениях рабов, трудившихся  на  серебряных  рудниках, окружённых вышками для охраны. По крайней мере, так объясняют найденные останки  каких- то строений, греческие археологи.
Фемистокл  (524- 459 годы до н.э.)  убедил сограждан строить военный флот на «серебряные» деньги.  Именно  триеры позволили в 480 году до нашей эры одержать сокрушительную победу над Ксерксом в битве при Саламине. Великая победа, которую греки превратили в кровавую бойню побеждённых.

История греческих полисов - история войны. Города воевали всегда. С врагом - иноземным супостатом. С соседом за участок земли размером с футбольное поле.  После Саламин  Афины вошли во вкус, принялись  захватывать  имущество, принадлежавшее Персии.  Под шумок  присваивались  города-  союзники по антиперсидской коалиции.  До и после Афины объявляли всеобщую мобилизацию, приглашали соседей поучаствовать в военной компании против  обречённого города.
 После победы афинская демократия отправлялась  воевать с городами,  уклонившимися от  призыва.  Постепенно сформировался Морской  Афинский союз (их было несколько), в который входило около  двухсот  городов с территорией -  от Египта до  Причерноморья. Это даёт основания  утверждать;  Греция имела в то время  мощное государство.  В эпоху своего наивысшего расцвета население Афин насчитывало 50- 60 тысяч. Родина демократии  имела   одного соперника на территории Греции. Спарту с, не менее многочисленными, городами.

Не могу сказать, как подавало себя спартанское государство. О положении, в котором оно держало своих рабов, упоминала. Сами  граждане Спарты,  кажется, относились друг к другу, как к равным  согражданам.  Но чем бог не шутит, пока чёрт спит.

Трагедия Эврипида «Троянки», выдержки из которой  приводила в прошлый раз, имела антивоенную направленность. Раз за разом Афины брали соседние города силой,  полностью вырезали мужское население, женщин, детей, стариков продавали в рабство.
 И богатели, совершенствуя народовластие.  Были исключения из правил. Некоторые города после захвата  депортировались  на другие, менее плодородные, земли. На место, заселённое, примерно, пятьюдесятью тысячами людей, переезжало пять тысяч афинских граждан.

Эврипид не был отправлен в ссылку, лишён статуса гражданина. Ему не давали первых мест в  конкурсах, в которых автор принимал участие. Побеждали посредственные  драматурги с  «правильными»  текстами. По тем временам подобное отношение, не власти, нет, граждан, воспринималось  авторами чрезвычайно  болезненно.

Некий ритор Горгий приравнивал своё искусство к оружию.   «Владея такой силою, ты и врача будешь держать в рабстве…»  Продолжение фразы цитировать  не стану. Смысл её сводится к умению манипулировать плебсом. Сократ, признанный мудрецом  всех времён и народов, считал, что риторика: » Бессовестная сноровка и угодничание». Вместе с другими философами  Сократ  принялся исследовать границы демократии, то есть, границы дозволенного.

Пифагор, Платон, Аристотель  считали  мнение мудрых  более истинным, чем  мнение  большинства. Истиной обладают только те, кто знают закон. Большинство ни истины, ни цели не знают. Живут и действуют, повинуясь обычаю.
 «О, если бы… большинство способно было творить величайшее зло с тем, чтобы быть способным и на величайшее добро!  Это было бы прекрасно! А то, ведь, люди не способны ни на то, ни на другое: они не могут сделать человека ни разумным, ни неразумным, а делают, что попало». Сократ.   
«Те, кто составляют большинство, не отличаются ни одной выдающейся добродетелью. Аристотель. Необходимость учитывать мнение большинства для него -   компромисс, не более.

Как- то,  само собой,  приходишь  к пониманию причин, по которым аристократия передала власть народу. Сильные мира сего имели большие планы. Возможно, не сразу осознанные   самими  богорожденными.   Какая сила может осуществить эти планы? Плебс. Его нужно правильно направить. Для этой цели и существовало искусство риторов.

Историки говорят, что Афины времён расцвета не имели ванн  и водопроводов в доме. Называют это деградацией относительно Крита и Микен.  Я  считаю иначе.

  Бани.  Подобно римским,  греческие места  прилюдного омовения, могли быть мощным оружием для обработки плебса.   В Имперских банях   гражданин проводил всё   свободное время. Здесь не только мылись,  лечились,  праздновали.  Здесь обсуждали новости, выслушивали начинающих ораторов, поэтов, драматургов.  Сюда для единения с народом заглядывали сенаторы, даже императоры случались.  Почему такого не могло быть в греческих банях?  Пусть, не так часто, несколько иначе.
 
Описание  искусствоведами знаменитых оргий тоже похоже  на составляющую  идеологической обработки граждан.  Торжественная часть, в которую входило чтение Гомера и других поэтов, многочисленные тосты за здравие родного  полиса- колыбели  демократии. Час самодеятельности,  игр, содержавшие здравицы  родных и близких, стихи, посвящённые жене или любовнице.  Наконец, собственно пьяненькая    оргия.
Наверняка, среди присутствовавших были « уши и очи государевы». Афинская демократия   настороженно относилась к собраниям граждан маленькими компаниями в уединённых местах. Видимо, контролировать их она не могла.

Общественные должности не оплачивались. В активном управлении делами полиса постоянно участвовать мог только состоятельный гражданин.  Посещаемость  народных собраний  падала.   Не помогал авторитет власти, имевшей божественное происхождение. Не вдохновляли риторы- мудрецы, которые тоже являлись родственниками богов. Плебс терял интерес к происходившему   в верхах. И тогда ввели  плату  за участие в народном самоуправлении. До трёх оболов.
Не знаю, насколько большой была эта сумма. Наверняка появилась прослойка в обществе, сделавшая из своих голосов  источник дохода. Прямых указаний на это не встречала, но не может быть, чтоб не появилась. Светоч во всём - светоч. 

Многого не  было до того, как. Первая европейская книжка  имеет афинские корни. Случайно обнаружили богатейшее захоронение с дорогими изделиями. Прямо в погребальном костре   найден  папирус, содержание которого удалось прочесть при помощи современных способов исследования сожжённых текстов. Четыре с половиной тысячи лет назад кто- то записал историю о том, как Зевс изнасиловал мать, после чего Рея родила Афродиту. Не самая распространённая версия мифа о рождении богини любви.

Удивительная культура. Величественная архитектура, которая, неизвестно, как строилась. Современные  зодчие  этого понять не могут. Выдвигаются самые разные предположения, но, ни одного внеземного.
 Многочисленные философские школы с  мудрёными  рассуждениями.
 Учёные предположили существование атома, вычислили расстояние до Луны, пытались просчитать, как далеко от нас находятся звёзды.
  Скульптура, совершенство, которой осталось  непревзойдённым.  Говорят, правда, что скульпторы просто снимали гипсовые слепки и заливали их нужным раствором.

Одновременно, драматурги писали пьесы,  герои которых занимались инцестом или каннибализмом. Матери пожирали своих детей, братья и сёстры  любились  друг с другом.
 Массово писали. Представления давались днём при ярком свете солнца. В темноте такое смотреть, видимо, страшно было даже тогда.  По признаку освещённости греческий театр  назван  солнечным.  Исследователи греческого театра  предполагают,  авторы пытались  обратиться к плебсу с предупреждением. Мол: «Стоит только  порадоваться, что все трудности пройдены, а цели достигнуты, как оказывается, что ты переспал с матерью или убил отца».

К кому обратиться?  К тем, кто не обладает ни одной добродетелью? Кто не  способен ни на что  в принципе? Кому, по большому счёту, без разницы, куда его ведут? «Солнечная» греческая мифология полна насилия. Греческий театр унаследовал эту традицию,  сделал  орудием  массового отупления.

Афины были набожны. Особой  популярностью пользовались мистерии в честь Деметры и Персефоны.  Вероятно,  сам факт того, что можно вернуться живым из Царства мёртвых, давал надежду человеку на  свет в конце тоннеля.  Предполагают, именно  во время мистерий и родился театр. Из группы актёров выделился один,  второй, третий. Вышли вперёд, взяли на себя основную  смысловую нагрузку представления.

Религия греков не подпадает под  её современное определение. В ней не было канонизированных священных текстов, её служители напоминали, скорее, государственных чиновников, чем священников. Жрецов, с завидным постоянством, подкупали. Даже дельфийского оракула, женщину, находившуюся под действием каких-  то наркотиков, умудрялись склонять к «сотрудничеству».
За всеми этими проявлениями афинской  жизни  наблюдал Сократ.  (470- 399 годы до нашей эры).  Рассказывают о его новом методе  рассуждений, неожиданных выводах, который делал человек с неординарным подходом к действительности. О его многолетнем испытании  границ  демократии. 

Мне представляется первый, замеченный историей, юродивый. В византийской, в нашей традиции  юродивые своим вызывающим  поведением провоцировали людей на поступки, которых испытуемые никогда бы не сделали в других обстоятельствах. Считалось, юродивый таким способом показывает человеку степень его   воцерковлённости.   Бил, говорил гадости или правду.
Большинство  верующих   болезных  трогать боялось. Вдруг, не социопат, а божий человек. К сожалению, святость юродивого проявлялась только после смерти. Исцелениями  на могилах, чудными запахами и звуками.  По этой причине юродивым кланялись, да благодарили  за науку.
 Были и такие  убогие,  которые нарывались на большие неприятности. Убивали их  мало- терпеливые, доведённые до белого каления,  объекты приставаний. 
В Византии за убийство человека приходилось отвечать перед законом даже богатым людям. Плюс общественное порицание. У нас частенько ограничивалось только порицанием. В условиях особого отношения к юродивым пожизненное раскаяние виновному  было  гарантированно.
 
Сократ, как мне видится, именно такими провокациями и занимался. Но он ещё был и моден. Многие отпрыски аристократических  семей  считали честью  посещение его философской школы. Счастливчики входили в круг его личных друзей. В условиях тотального гомосексуализма, производившего  впечатление даже на, видавших виды, римлян, старший греческий мужчина своеобразно учил уму- разуму своего ученика.

Хм. Зашла уточнить дату. Зачиталась историей жизни, которая посрамила бы всех авантюристов позднейших времён. Алкивиад. 450- 404 годы до нашей эры. Мальчик из аристократической семьи, родственник знаменитого Перикла - одного из основоположников афинской демократии.  Говорят, был красив. Познакомился с Сократом на, одной из многочисленных, войн. Мудрец спас ему жизнь. От военной службы  гражданин не отказывался.  Потом Алкивиад спас жизнь Сократу, в каком- то сражении. Был талантливым ритором, старался решать проблемы, используя дар убеждения, а не происхождения. Стратег. Талантливый флотоводец.  О нём много писали античные авторы. Назван неудачей Сократа.

Почему? Начинал войны, создавал альянсы, свергал тирании, восстанавливал демократию. С удивительной лёгкостью  предавал родину, людей, давших ему приют. Сбегал, возвращался, побеждал в сражениях, прощал обидчиков,  снова сбегал. Неудачей не назовёшь. Алкивиад на деле проверял  выводы Сократа об отсутствии собственного ума у плебса.  О неспособности демоса самому следовать к, какой- либо, цели. Куда повернули - туда идёт.  Более  того, Алкивиад «правил» умами спартанцев и персов, пристраивался везде, где ему было нужно в определённый момент жизни.
Вместе с влюблённым мудрецом участвовал в оргиях, во время, которых, высмеивались мистерии в честь Деметры  с дочерью. В 416 году до нашей эры возглавил экспедицию на Сицилию. Там его нагнали судебные приставы, которым было поручено вывезти Алкивиада в Афины для следствия по обвинению в богохульстве.  Аристократа и его молодых друзей обвиняли в надругательстве над статуями Гермеса, стоявшими  на улицах города.  Алкивиад сбежал. Афиняне конфисковали его имущество, а вчерашнего любимца приговорили к смертной казни.
В Спарте беглец  немедленно наставил рога тамошнему царю, инициировал новую войну с Афинами, вёл себя, как истый спартанец, чем умилял местных стариков.   Сбежать, рождённому в Афинах,  пришлось, когда царь понял, что ребёнок,  произведённый на свет царицей, не от него.  Алкивиад бежал в Персию,  снова начал войну.  В тех войнах уже Афины терпели поражения с кровавыми мясорубками.

После долгих и,  насыщенных приключениями, лет,  стратег   вернулся в Афины, сверг власть тиранов. Демократия в  классическом  виде была восстановлена позже, но, видимо, флотоводца это волновало мало. Он побеждал в Олимпийских играх, выставив сразу несколько колесниц для участия в конных соревнованиях. Победителем считался не  управляющий лошадьми,  а владелец колесницы. Алкивиад занял сразу три  первых  места.
Погиб он в духе героических романов.  Отправился искать деньги  для, боготворивших  его, моряков.  Алкивиада  немедленно оклеветали. К дому, в котором жил мужчина со своей любовницей- гетерой, были посланы наёмные убийцы. Внутрь  они войти не решились. Строение подожгли. С кучей тряпья на одной  руке вместо щита от огня, с мечом в другой, Алкивиад прорвался к выходу через языки пламени. Убийцы не рискнули вступить в открытый бой с мужественным человеком. Метали из далека дротики. Алкивиад истёк кровью, умер на руках женщины, которая, видимо, его любила по- настоящему. На все деньги, которые у неё были, гетера похоронила, как могла, своего возлюбленного.

Порадовал. Совсем грустная история без него получалась.  Интересные ученики у мудрецов. Александр Великий у Аристотеля. Алкивиад у  Сократа.  Что - что, а способность на великое дело, смелость для того, чтобы взять на себя ответственность, личное бесстрашие, презрение к правилам, установленным для всех, философы в своих  любимцах  воспитали.

Ещё один пунктик. Никто из биографов Алкивиада не говорит о совращении стратегом спартанцев  мужчин или персов мужчин.  Врагов  обязательно бы пнули. О Сократе прямо пишут, что он был очарован красавцем- учеником. Маленькое подозрение. Гомосексуализм был призван эпатировать публику?  Изначально?  Потом вошёл в моду. Или гомосексуализм был гомофилией - болезненным влечением высоко- мудрых философов к лицам одного пола с собой?  В отдалении от больных стариков мальчики- юноши-  молодые мужчины становились людьми с  традиционным влечением к женщине?

О приключениях Алкивиада  мудрец  уже не узнал. После бегства аристократа  началось следствие. Сократ был арестован. Его обвинили в богохульстве, совращении молодёжи.  Последнее, возможно,  особенно позабавило мудреца. Как всегда,  старый учитель вёл себя вызывающе. Доказывал, что белое- это чёрное. А чёрное - белое.
 Запутавшееся следствие уже готово  было Сократа простить.  Может быть,  уже тогда юродивых предпочитали не трогать.  Но Сократ потребовал смертной казни.  (Не историю, ли,  Иисуса я  пишу?)

Платон детально расписал этапы страданий Сократа, выпившего яд цикуты. У Эврипида есть трагедия «Гекуба».  Её тема прежняя - Троянская война,  но читать натуралистичные описания страданий старой женщины, убийства её младших детей, ослепления фракийца, предавшего  правящую  чету  Трои, сложно.  Эврипид написал трагедию в, востребованном чернью, стиле.    Очень хотелось «незамутнённого венка».

Афинская демократия просуществовала  около двухсот  лет.   Причинами её падения называют усложнение общественной жизни, развитие товарно-денежных отношений, создание Империи Александра, римское завоевание Эллады. 
 Гражданин Афин, привыкший  считать  себя частью единого,  сильного организма, почувствовал ничтожество и одиночество в огромном объединении ученика Аристотеля. Римляне времён Республики не доверяли ушлым пройдохам грекам. Потом стеснялись, пренебрегали, ездили тайком от сограждан учиться уму- разуму в просвещённую провинцию.
 В награду за заслуги в строительстве демократии грекам оставили  принципы местного самоуправления.  Страна превратилась в искусственный организм.
Нечто подобное представляют  собой  студенческие городки. Жизнь идёт в собственном мире. Свой гимн, скорость,   правила, отношения,  восприятие мира…  Аура.

О, Молодость. Время, когда ты един с Вечностью.
 С какими- то безымянными богами, которые совсем не прочь взять тебя в свою развесёлую  компанию.
  Могущество твоё безгранично.
 Молодость бесконечна.
 Красота умопомрачительна.
Ты прекрасен по факту рождения.
 Все твои глупости сходят тебе с рук…
Оставлю ностальгию, попробую подвести итоги. Однако написано много. Итоги отложу на « Завтра».