Образование в России при Николае II-цифры, факты

Марьша
    НА ФОТО: МГУ им .М.В. ЛОМОНОСОВА.  Главное здание МГУ — центральное здание университетского комплекса Московского государственного университета на ЛЕНИНСКИХ  горах. Самая высокая из семи построенных сталинских высоток. Высота-183,2 м,со шпилем-240 м, этажность центрального корпуса-32. Высота основания над уровнем моря-194 м.
Построено в 1949-1953 годах по проекту архитекторов Бориса Иофана, Льва Руднева, Сергея Чернышёва, Павла Абросимова, Александра Хрякова и инженера Всеволода Насонова. Над скульптурным оформлением фасадов работала мастерская Веры Мухиной. До 1990-х годов здание было самым высоким в Европе.

    В последние годы среди множества политических партий и движений набирает силу и монархическое движение. Цель этого движения состоит в том, чтобы «доказать» народу: выход из тупика, в который завели страну коммунисты, состоит не в развитии демократии, т.е. народовластия, а в форме власти, якобы спасшей русский народ от бедствий в течение веков,— в форме самодержавия.

      При всех разногласиях среди сторонников возрождения монархии их объединяет одно - стремление как можно шире распространить среди русского народа идею самодержавного правления, сделать ее притягательной. В этих целях всячески превозносятся успехи дореволюционной России во всех сферах жизни, особенно экономической.
     Прилагаются большие усилия, чтобы сделать привлекательным образ последнего царя Николая Второго. Средства разнообразны: пропаганда на разного рода сборищах, манифестации с плакатами и портретами царя, публицистические статьи на страницах газет и журналов, в том числе и демократических, в различного рода листках, НА КАНАЛЕ РОССИЙСКОГО ТВ "СПАС",ДРУГИХ КАНАЛАХ и т.д.

       Новым моментом в монархической пропаганде ЯВЛЯЕТСЯ попытка «научного» обоснования преимуществ монархического строя России в экономическом и социальном отношениях. 
     Важным показателем жизни населения является образование народа любой страны. Для этого мной взята информация их двух источников.

ПЕРВЫМ источником информации явилось издание: «Житие Святых Царственных мучеников»:  Народное образование при Николае 2-м: "В 1908 году было введено обязательное начальное образование. К 1916 году, грамотных в Российской Империи было не менее 85 %. Накануне войны уже более ста вузов со 150 000 студентов. По общему их количеству Российская Империя занимала 3-е место в мире, разделяя его с Великобританией. Финансирование образования выросло за 20 лет с 25 млн. рублей до 161 млн. рублей. И это без учета земских школ, расходы на которых выросли с 70 млн. в 1894 году до 300 млн. в 1913 году.

      Всего бюджет народного просвещения вырос на 628%. Число учащихся в средних учебных заведениях выросло с 224 тысяч человек до 700 тысяч человек. Количество студентов за 20 лет удвоилось, количество школьников выросло с 3-х миллионов до 6-ти миллионов человек. К 1913 году в стране было 130 тысяч школ. Перед революцией проведен закон о полной бесплатности образования, причем, не только обучения, но и жизни во время обучения. Семинарию оканчивали за казенный счет - в этот казенный счет входило все содержание и питание учащихся".

     ВТОРЫМ источником, раскрывающим уровень образования российского населения является Научно-просветительский журнал  «Скепсис».

     В основу этой статьи В ЖУРНАЛЕ  "СКЕПСИС" взяты данные перепечатки брошюры Исполнительного бюро Общероссийского монархического фронта, изданной в Нью-Йорке в 1958 г. Как сообщается на обороте обложки, издание осуществлено при содействии МПК «Вече».
        Вот полное название произведения: «Б.Л. Бразоль. Белая книга России. Царствование императора Николая II. 1884—1917. В цифрах и фактах. Ответ клеветникам, расчленителям и русофобам» (Товарищество русских художников. Москва, 1990). В заключение   к 16-страничной брошюре автор утверждает, что он привел «беспристрастные цифры», а также «неоспоримые факты».
 
      Предлагаемая "СКЕПСИСОМ" работа является попыткой проверить, насколько приведенные В.Л. Бразолем факты неоспоримы, а цифры беспристрастны.

     Бюджет Министерства народного просвещения, пишет Бразоль, за 1894—1914 гг. вырос с 25,2 млн до 161,2 млн руб. при значительном росте числа учащихся.

   Но соответствовал ли этот рост потребностям народа в условиях мирового прогресса? Ответить на этот вопрос можно только путем сравнения с другими странами, чего автор тщательно избегает. Что касается основы основ всякой цивилизации — грамотности народной массы,—ПРОВЕДЕНО сравнение (см. табл. 13).

      Как показывают цифры, начальных школ в России относительно числа жителей было ВТРОЕ МЕНЬШЕ, чем в странах Запада.
     Число школьников было в 3,2 РАЗА МЕНЬШЕ, чем в «просвещенных»(Норвегия, Швеция, Греция, Швейцария, Дания, Голландия и Бельгия.), и в 2,3 РАЗА МЕНЬШЕ, чем в «обездоленных» странах Европы(«Обездоленные» — Италия, Испания, Болгария, Венгрия, Румыния и Сербия).

      Столь же значительно, в 4 и 1,8 раза отставала Россия и по количеству учителей. Только по числу учащихся на одного учителя Россия была впереди «обездоленных» стран.

      НАЧАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ  в ЦАРСКОЙ России понималось властями чрезвычайно узко, как умение читать, писать, считать и знать наизусть несколько молитв, начиная с «Отче наш».

       Поэтому ПОДАВЛЯЮЩЕЕ ЧИСЛО НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛ БЫЛО ОДНОГОДИЧНЫМИ («одноклассными»).
ДВУХКЛАССНЫХ  ШКОЛ БЫЛО МАЛО, (например, в 1903 г. двухклассную школу окончили лишь 9% школьников). Грамота для женщины-крестьянки считалась излишней роскошью.

Таблица 13. Начальное образование в России и странах Европы в 1910—1914 гг.*
А).Просвещенные: Норвегия, Швеция, Греция, Швейцария, Дания, Голландия, Бельгия.
Годы:               1910-1914;
Население :   тыс.чел.-30870,3
Начальных школ:     51407;
Школ на 1000 жителей: 1.7
Жителей на 1 школу:    601
Школьников, тыс.:        4114,3
В % к населению:        13,3
Учителей:                66102
Учителей на 1000 жителей: 3.6 (по учителям расчет сделан без Норвегии и Швейцарии за отсутствием данных об учителях).
Учеников на 1 учителя:41

Б).Обездоленные: Италия, Испания,
Болгария, Венгрия, Румыния, Сербия.
Годы:                1910-1914г.г.
Население, тыс.чел.:        89837,0
Начальных школ:             146207
Школ на 1000 жителей:       1.6
Жителей на 1 школу:        614
Школьников, тыс.           8641.3
В % к населению:            9,6
Учителей:                145327
Учителей на 1000 жителей:    1.6
Учеников на 1 учителя         59

В)Россия.
Население, тыс.чел.       169120,
Начальных школ:            100295
Школ на 1000 жителей:       0,6
Жителей на 1 школу:         2586
Школьников, тыс.            6980,5
В % к населению:             4.1
Учителей:                154183
Учителей на 1000 жителей:    0.9
Учеников на 1 учителя:        45
* Рассчитано по: Энциклопедический словарь «Гранат». Т. 50. С. 75, 76, 155, 156. В число «просвещенных» вошли Норвегия, Швеция, Греция, Швейцария, Дания, Голландия и Бельгия. По учителям расчет сделан без Норвегии и Швейцарии за отсутствием данных об учителях.

«Обездоленные» — Италия, Испания, Болгария, Венгрия, Румыния и Сербия.

* ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ОТЧЁТУ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РОСПИСИ И ФИНАНСОВЫХ СМЕТ ЗА 1912 ГОД.СПБ.1913.С. 275.*
составляли лишь 28,4% всех школьников. Учащихся заставляли зубрить азы, но не учили думать, чтобы легче было управлять этими «грамотными».

Что касается постановки высшего и среднего образования в России, не имея под рукой статистических данных,МОЖНО СОСЛАТЬСЯ на авторитетное мнение предпоследнего российского министра народного просвещения графа П.Н. Игнатьева. Во «всеподданнейшем докладе» от 13 июня 1916 г. он писал царю:

«Изучая далее вопрос... я встретился с явлением, которое грозит затормозить не только общий рост народного образования, но и может послужить препятствием к широкому развитию профессиональных знаний. Явление, это заключается в быстро растущем некомплекте преподавателей общеобразовательных предметов в средних учебных заведениях... По статистическим данным, некомплект этот в некоторых местностях Империи превышает 40% общего числа преподавателей...».

Министр ходатайствовал об увеличении физико-математических и историко-филологических факультетов, т.е. новых университетов, чему противился последний самодержец. Известна  резолюция НИКОЛАЯ ВТОРОГО на одном из докладов министра народного просвещения:
"Я СЧИТАЮ, ЧТО  РОССИЯ НУЖДАЕТСЯ В ОТКРЫТИИ  ВЫСШИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, А ЕЩЕ БОЛЬШЕ В СРЕДНИХ ТЕХНИЧЕСКИХ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ШКОЛАХ, НО ЧТО С НЕЁ ВПОЛНЕ ДОСТАТОЧНО  СУЩЕСТВУЮЩИХ УНИВЕРСИТЕТОВ.
ПРИНЯТЬ ЭТУ РЕЗОЛЮЦИЮ ЗА РУКОВОДЯЩЕЕ мое указание»- ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ ВТОРОЙ.

ПО ДАННЫМ ВИКИПЕДИИ ЧИСЛО УНИВЕРСИТЕТОВ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ СОСТАВЛЯЛО 12.
Университетская идея впервые реализовалась в России в 1725 году в виде учреждённого в Петербурге Академического университета. Но первым образцом классической для России университетской формы явился основанный в 1755 году Московский университет.
Всего в истории Российской империи существовало двенадцать императорских университетов:
1.1 Императорский Московский университет
1.2 Императорский Дерптский (Юрьевский) университет
1.3 Императорский Виленский университет
1.4 Императорский Харьковский университет
1.5 Императорский Казанский университет
1.6 Императорский Санкт-Петербургский университет
1.7 Императорский Александровский университет
1.8 Императорский университет Святого Владимира
1.9 Императорский Новороссийский университет
1.10 Императорский Варшавский университет
1.11 Императорский Томский университет
1.12 Императорский Николаевский университет
В 1917 в российской высшей школе училось 135065 студентов (Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX — начале XX века. М., 1991. Таблица № 28, с. 254)

LIVEGOURNAL: Университеты СССР: Тбилисский, Днепропетровский, Воронежский, Крымский (Таврический), Самарский, Иркутский (Восточно-Сибирский), Ташкентский (Туркестанский) университеты были основаны в 1918 г.

Ереванский, Бакинский, Латвийский университеты были основаны в 1919 г.

Уральский (Свердловск) университет был основан в 1920 г. Потом расформирован, в 1931 г. восстановлен.
Белорусский университет был основан в 1921 г.
Литовский (Каунас) университет открыт в 1922 г.
1923-1933, 1935-1939 – университеты не открывались, зато во множестве открывались педагогические институты, ставшие основой третьей (1960-70-е) и четвертой (1990-е) волны университетов.
Узбекский университет (Самарканд) был основан в 1933 г.
Казахский (Алма-Ата) университет был основан в 1934 г.
Петрозаводский (Карело-Финский) государственный университет был основан в 1940 г.
В 1941-1944 гг. была война.
Ужгородский университет был основан в 1945 г.
Кишиневский университет был основан в 1946 г.
1947-56 – В ПОСЛЕВОЕННЫЕ  ГОДЫ не было основано университетов.
Таджикский университет был основан в 1947 г.
Туркменский университет (Ашхабад) был основан в 1950 г.
Киргизский университет был основан в 1951 г.
Якутский государственный университет был образован в 1956 г.
Дальневосточный (Владивосток, восст. 1920) - 1956 г.
Башкирский, Мордовский, Кабардино-Балкарский и Дагестанский университеты были основаны в 1957 г.

Новосибирский университет был основан в 1959 г.
В 1960-64 гг. университетов не открывали.
Донецкий университет был основан в 1965 г.
В 1966 г. университетов не открывали.
Калининградский, Cеверо-Осетинский (Владикавказ) и Чувашский (Чебоксары) университеты основаны в 1967 г.
Полоцкий университет был основан в 1968 г.
Cамарский, Гомельский и Красноярский университеты были основаны в 1969 г.
Калмыцкий (Элиста) университет, Ярославский и Краснодарский (Кубанский) университет основаны в 1970 г.
Тверской (Калининский) и Удмуртский (Ижевский) университеты были основаны в 1971 г.
Симферопольский, Сыктывкарский, Марийский, Чечено-Ингушский и Карагандинский университеты основаны в 1972 г.
Ивановский, Тюменский, Кемеровский и Алтайский университеты основаны в 1973 г.
Омский университет основан в 1974 г.

Челябинский и Нукусский (Каракалпакский) университеты основаны в 1976 г.

Гродненский государственный университет был основан в 1978 г.
Абхазский государственный университет (Сухуми) был основан в 1979 г.
Волгоградский университет был основан в 1980 г.

В 1990 г. в СССР был 71 государственный университет. В них обучалось 658 000 студентов («Народное хозяйство СССР за 1990 г.» стр. 221).

ПО СТАТИСТИЧЕСКИМ ДАННЫМ ЦАРСКОЙ РОССИИ  И СССР КАЖДЫЙ ЧИТАЮЩИЙ МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ВЫВОД О "преимуществах" монархического строя РОССИИ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СТРОЯ ПРИ СССР.