Глава 16. Каббалисты

Манскова Ольга Витальевна
   
   - Мне срочно надо в гостиницу: покормить кота,- сказал Конан уже на улице, обращаясь к спутникам: Лёвушке и Нике. – Мой кот остался там совершенно один, в гостиничном номере. И наверняка, скучает.
  - Давайте договоримся, где потом встретимся. Ты пойдёшь в гостиницу, а мы с Никой - в какое-нибудь ближайшее кафе, - предложил Лёвушка.
  - Вы пойдёте вместе?
- Ну да, мы все проголодались, как и твой сиам, - ответила Ника. - Приходи позже - и присоединяйся к нам. Только, уже со своим хвостатым другом. А мы закажем чего-нибудь и для тебя, и для кота. И купим что-нибудь для Магистра с Еленой: к ним слетает Лёвушка, всё отнесёт - и вернётся ко мне. А ты забирай в гостинице своё сокровище -  и тоже иди к нам.
- Куда бы, только, нам здесь пойти? - спросил Лёвушка озадаченно. - И чтобы еда земная там была...
  - А вот там, на углу…Елена говорила, что в этом же здании, справа, – есть какое-то кафе,- припомнил Конан. - Оно довольно большое - а потому, там должна быть еда на все вкусы.
- Хорошо! Мы с Лёвушкой сейчас отправимся именно туда, Конан…Впрочем, быть может, сначала сходим с ним вместе вон в тот магазин - и купим сок и сладкие булки. И Лёвушка отнесёт всё это Елене. Но ты застанешь нас непременно уже в кафе, когда вернёшься из гостиницы. Кстати, ты забрал все вещи из моей каюты? – поинтересовалась Ника. – Ну те, что оставались на том дирижабле…
- Не он, - ответил вместо Конана Лёвушка. - Елена всё забрала. Ну что, пошли?
 Ника и Лёвушка направились в сторону магазина, а Конан - в гостиницу.
  Ему показалось, что Ника с немалым удовольствием отозвалась на предложение Лёвушки: пойти с ним в кафе.
  «Таким образом, откладывается её объяснение со мной по поводу Копья Судьбы и  всего прочего… И она рада? А мы ведь договорились об этом разговоре именно на утро. Или, Ника совсем ничего не хочет мне говорить, и теперь ничего не расскажет? - размышлял Конан. – Поскольку, утро мы проведём врозь, а потом – отправимся в гостиницу, уже вместе с Лёвушкой. Будет не до разговора наедине. Тем не менее, Лёвушка только внешне кажется простоватым. Он весьма любопытен, и наверняка попытается сам выспросить что-нибудь у Ники, да и знает ситуацию гораздо лучше меня. Про Аркхон, например. Так что, она попала из огня, да в полымя…Допрос с пристрастием ей на сегодня гарантирован».

   Кота Конан застал примерно в том же положении, в котором его оставил: только, наглец разлёгся, вытянулся там, на мягкой кровати - и откровенно блаженствовал. Притворялся пушистым полосатым одеялом. Тем не менее, хотя он как бы и спал, кот сразу же почувствовал присутствие хозяина - и приоткрыл один глаз.
   - Рад тебя видеть! - послал он мысленное приветствие.
- Привет, кот! Как ты? Прости… Вышел я, думая, что ненадолго…Принести тебе еды? Я живо сгоняю. Или, пойдём вместе со мной, в кафе?
- Мне и здесь, в общем-то, было неплохо. Без тебя, я по телефону заказал себе пиццу…
- Как? С помощью мыслеречи? - удивился Конан.
- По телефону?!- изумился кот.- Нет, всё гораздо проще: «Наберите номер 006- и вам принесут в номер пиццу», - так сказано в «Справочнике гостя».
  - Ты умеешь читать?
- Этого не требовалось, в данном вопросе. Я подслушал разговор соседей – и выяснил, что «справочник гостя», на любом языке, можно выслушать, набрав на гостиничном телефоне 01. Я выбрал международный, эсперанто.
- Гм…Не знал, что техника настолько удобна для котов.
- И для инопланетян, между прочим. Мне, однако, пришлось выдумать себе имя.
- Какое взял? Родовое?
- Издеваешься? Я – полукровка. А в моём билете значилось: «метис, кот». Я и сказал, что я – метис, каталонец по отцу, но написано сокращённо и с ошибкой. Там и почерк такой, что трудно что-то понять. Ещё, мол, имя моё по оплошности не внесли в документ.
 - В посадочный талон.
  - До них не дошло отличие… А до этого, мне пришлось порыться в телефонном справочнике. Здесь такие в каждом номере есть. Я подсмотрел там, какие бывают человеческие имена - и подобрал себе человеческое имя… Теперь я записался как метис, каталонец Ноам Альварес. Нормально звучит?
  - Вполне. Постой, а с кем ты это беседовал? С доставщиком пиццы?
  - Нет, конечно. Вначале, ко мне всё же пришли работники гостиницы: проверить, не животное ли я. Кому-то документы мои всё же показались подозрительными.
  - И ты общался с ними мысленно?
  - Ага.
- И сказал, что ты - коренной землянин?
- Конечно. А разве нет?
- А то, что ты…Вроде бы, не похож на человека, это – их как, не смутило? Тоже мне, каталонец, называется...
  - Они это съели, проглотили и прожевали. Я сказал, что моя пра-пра-бабушка имела в любовниках инопланетянина, и была ведьмой.
   - Каталонская ведьма, - пробормотал Конан. – Занятно…
- Если не верят, я предложил им почитать земные книги о ведьмах и котах. Знаю, что про нашего брата многое на этот счёт понавыдумывали. .. Только, мол, моя каталонская пра-пра-бабушка, как и многие ведьмы, не простого кота приютила, а случайно попавшего на Землю альвина, ну, с планеты в созвездии Лебедя. У неё инопланетник, мол, пригрелся.
- И как, они поверили, что ты не животное?
- Ага… А за пронос животного в гостиницу, между прочим, штраф полагается. Вот и приходили выяснить этот вопрос…Сами они – животные. Вернее, то, что люди подразумевают под этим словом. Хорошо, что я прослушиваю мысли, и успел к этой встрече морально подготовиться… А пиццу я уже потом заказал.
  - Ты назвался землянином, имеющим в предках альвина… Они - что, на кошек похожи?
- Ну да. А - откуда мне это известно? Так тут, в справочнике по иным, есть полная информация. Он на тумбочке лежал. Я успел кое-что прочитать, но только на букву «А». А потом подумал... И решил этот справочник стырить: нам пригодится такой. Но, вовремя узнал, что здесь есть ещё одна услуга: можно и распечатать его. Тогда, зачем нам лишний криминал? Я и распечатал. Правда, теперь на счету моего хвоста, то есть, на счету помеси альвина с каталонцем, некоего Ноама Альвареса, имеется долг в 400карантов. А я даже не в курсе, много это или мало.
 - Ладно, разберёмся. Не думаю, что слишком много. Кстати, всё равно, рано или поздно, надо будет сообразить, на чём тут можно заработать: не всё же Нику разорять. Заработаю – выплачу за тебя эти каранты… А главное сейчас то, что без меня ты тут не пропал - и даже не голоден. И, в общем, хорошо, что справочник распечатал.
- Пригодится. Он – в твоей сумке. Полезная вещь. Тут и про людей было тоже, «земляне, самоназвание - люди. Одна особь называется человек. Питание - всеядны. Размножение....»
- Достаточно, Ноам! Я осведомлён о том, кто такие люди, - пошутил Конан.
- В общем, полезный справочник. Не начал бы его читать - не успел бы и подготовиться к обходу. И с тебя содрали бы огромный штраф, за пронос в гостиницу животного.
- Слушай, Ноам! А ты, похоже, всё-таки читаешь…
- Только на земном международном. В телефон встроена отличная обучающая программа. Которую можно смотреть, читать и слушать одновременно. И теперь я медленно, но читаю буквы. Это не труднее, чем мяукать.
 - Не сомневаюсь. Мяукать довольно сложно. Так что, ты на меня не обижаешься?
- За что, хозяин? Я великолепно провёл время. Вот только, если ещё здесь один останусь – то вызову снова подозрения: не животное ли я. Домашнее. А потому, возьми меня теперь с собой.
- Ну, прыгай на ручки!
- Нет, я уж на своих четырёх…Сам с усами. И дверь запри хорошенько: теперь – никого не останется дома. А на руки меня только на улице возьми, и то не сразу. А когда отойдём от гостиницы подальше. Ага?
- Ладно! – согласился Конан.

                *
  На улице в эти часы было особенно оживлённо.
  Внезапно, на углу, Конан увидел Михаэля… вместе с другим ярко выраженным каббалистом, брюнетом с тонкой аккуратной бородкой и в тёмных очках.
- Однако... Вон тот чувак смылся от нас утром, не прощаясь, - передал он коту по мысленной связи, указав направлением взгляда в сторону Михаэля. -  Впрочем, он, быть может, просто как-то понял, что Елена собирается стереть с него память об этой ночи. И ему это не слишком понравилось.
- Шпион? В смысле, он хочет эту информацию, что не стёрли, передать кому-то?
- Не факт. Но, всё может быть. Вдруг, каббалисты интересуются, чем занимаются в алхимической Обсерватории...  И не зря этот Михаэль там оказался, да ещё в такой час: что-нибудь вынюхать был не против, о соседях по зданию. К тому же, этот каббалист зачем-то ещё и кольцо спёр.
- Какое кольцо?
- Древнее... Артефакт Елены, с которым мы работали.
- Идём за ними! Я прикрою нас колпаком невидимости, и тогда мы подберёмся вплотную и сможем услышать их разговор, - предложил кот.
- Наши будут волноваться, если мы задержимся.
- Я мысленно пошлю Нике информацию. Она не слишком далеко отсюда.
- Она сможет прочесть твои мысли?
- Только, если я очень громко буду думать. Учти, это будет как бы от тебя передача...
  - Я сам так ещё не умею.
  - Ничего, со временем - научишься.
- Скажи ей, что мы на хвосте у Михаэля…
- Ага! Именно: на хвосте, - мурлыкнул кот.- Вот. Уже послал. Идём? Я накрываю нас…
- Ой! Мне теперь на ноги всё время наступают. И что нам за это будет, если нас вдруг разоблачат - и поймают? Не примут за злоумышленников, воров, к примеру? Хотя, на то, что мы внезапно исчезли – никто в толпе не среагировал.
    - Ничего, если на ноги наступают и наталкиваются: будут принимать за невидимую расу. Есть и такая. Хотя, очень редко встречается. Кажется, витрувианцы… Они так быстро двигаются, что мы не успеваем их заметить. Даже, когда они и вовсе, по их представлениям, стоят без движений - то всё равно, хоть немного - но двигаются, и нам кажется, что у них несколько ног и рук...
- Чудненько! Но, Ноам, ты кажется справочника этого перечитал...
- Так что, жми вперёд - и ничего не бойся. Только, двигайся побыстрей! Да, а то, что мы – лихо исчезли, так в толпе это легче всего сделать, запомни на будущее. Поскольку, никто не понял, что произошло, но никто не хочет выглядеть идиотом…Вдруг – просто показалось.
- Мы приближаемся. Подойти к ним вплотную? Пока - ничего не слышу.
- Сократи остаток расстояния вдвое, иди след в след – и сосредоточься! – посоветовал кот. – Лучше, прослушивай их мысленную речь. Я её уже почти улавливаю… Много помех, конечно. Но ближе, чем я сказал, не подходи: тебя почувствуют или даже поймают, если они не дураки.
   Конан последовал совету кота: приблизился к каббалистам на расстояние относительной слышимости - и пошёл, стараясь попадать шаг в шаг, за Михаэлем. Но не стал напрягаться, подслушивая мысленную речь: ему хватило и реального разговора, который вскоре последовал, и был уже слышен достаточно хорошо.
   - Кажется, за нами никто не следит и не шёл от Обсерватории эзотериков. Похоже, что ты не привёл соглядатаев, и можно спокойно разговаривать… Итак, Михаэль, ты точно уверен, что то кольцо, что ты у них раздобыл – действительно, принадлежало Гитлеру? – спросил спутник Михаэля.
   - Я и сам в это с трудом верю. Хотя, всё было так, как я рассказал. Но всё произошло так неожиданно... Я был в библиотеке - и меня вдруг пригласили поучаствовать в некоем мистическом действе. Конечно, я согласился. А им нужно было выстроить не абы что, а звезду Давида. Мне стало любопытно… Это уже разило магией!
   - Ты же знаешь, что наши учителя говорят: случайностей нет. Есть только не выявленная закономерность. Всё в мире проистекает по определенным законам. Хотя мы видим лишь вершину айсберга, но есть ещё и подводная его часть.
   Михаэль чуть не споткнулся, остановился и с удивлением посмотрел на собеседника.
   - То есть, Йося, ты хочешь сказать, что я попал туда не случайно? - внезапно догадался он.
   - Конечно, нет. Хотя бы потому, что наши давно приглядывают за этой Обсерваторией алхимиков и эзотериков. И её Магистром. Не напрасно, как видишь. Рав намеренно хотел расположить нашу библиотеку к ним поближе.
   - То есть, мы это как бы подстроили? Возможность нашего соучастия в их ритуалах?
   - В какой-то степени, да. Рав всегда хотел, чтобы кто-то из наших подружился с сотрудниками Магистра; или же, подобно тебе, вдруг стал им необходим срочно, для чего-нибудь. Или, к примеру, алхимикам потребовалась бы книга из нашей библиотеки, и мы оказали бы им услугу, немедленно предоставив её в их распоряжение. А потом можно было бы за ней зайти...  В общем, Рав хотел выяснить о них побольше, и любым способом.
   - Но я действовал, как сомнамбула, когда ушёл - и зачем-то вынес оттуда кольцо. Просто, взял его рассмотреть, и лишь потом вспомнил... Сам не знаю, почему так получилось. Будто, кто-то меня запрограммировал. А может, правда запрограммировал? Я ни в чём не отдавал себе отчёта. Теперь надо бы зайти к ним, повиниться - и отдать кольцо. Но, так стыдно... К тому же, ведь на сегодня запланирована встреча всей нашей группы, а это – святое. Лев Ламберг сам будет проводить занятие, и мы с тобой собирались встретиться… Неужели, мы всё пропустим? Лучше, я всё же на него пойду, а кольцо верну им после.
  - Это же простое занятие… А Рав дал нам дело поважнее. Пока ты прятался, как заяц, я позвонил ему и всё рассказал.
  - И куда мы теперь, Йося? Что нужно делать?
  - Рав хочет, чтобы мы срочно отнесли артефакт  представителю одного тайного немецкого общества.
- Мы? То есть, ты меня не случайно на улице встретил, как только я вышел оттуда, но... Уже наблюдал за мной. И для нас с тобой, для двоих, уже было готово, уже созрело поручение Рава? - Михаэль схватился за голову.
- Только, не строй мне здесь конспиративных теорий! Давай, не будем развивать тему. Да, чем-то Раву стала интересна вся эта история. И он посылает нас к одному немцу. Рав считает, что это кольцо его заинтересует, этого немца. Очень.
  - А зачем такая срочность? Чтобы алхимики меня не успели разыскать, ну те, у которых я, получается, украл этот предмет? 
  - Дело очень важное. И - да, конечно, надо, чтобы твои друзья-эзотерики, с которыми ты коротал ночь, не перехватили тебя. А они могут уже искать тебя и ждать перед нашим Центром. Они не стёрли тебе обо всём этом память, как, наверняка, хотели. Знаешь, почему? Рав почувствовал, что где-то и что-то происходит, связанное с тобой. И - да, воздействовал на расстоянии на твоё сознание. Он это может, с любым из нашей группы, проделать. И проделал.
  - А они... Стёрли бы мне обо всём память?
  - Наверняка. Быть может, из каких-то благих намерений - но, стёрли бы. А так, ты обо всём помнишь - да ещё и вынес кольцо...
  - Принадлежащее им, между прочим… Ладно, ты хоть знаешь, где находится этот представитель немецкого общества? К которому хочет доставить кольцо Рав?
  - Ну, не ты один намеренно сидишь, чуть ли не сутками, в библиотеке. Только, я сижу в другой библиотеке… В Большой библиотеке Новой Атлантиды.
  - И этот немец там тоже штаны просиживает?
- Нет. Он там работает. Библиотекарем.
- Но, тогда… Это и есть те самые люди, Йося, про которых ты мне рассказывал? Те, что хотят воспроизвести ритуал… Только – в обратную сторону? Чтобы всё вернулось на круги своя? Это и есть то самое, тайное немецкое общество? Они ведь, как ты говорил, все - библиотекари...
  - Да, я тебе уже проболтался. Случайно подслушал там разговор...
- Случайно?
- Ну... Понятное дело, я долго ждал такого случая. Для ритуала этим немцам нужны абсолютно все предметы, что участвовали ранее в тайной церемонии, что привела к открытию Прохода. То есть, не совсем все, а те магические предметы, которые имеют силу. Артефакты.
  - Но, этого кольца, насколько выяснили эзотерики, которые ночью снимали информацию с этого артефакта, в Антарктиде не было. Как и его хозяина – Гитлера.
  - Это не важно. Поскольку, немецкий тайный орден этого пока не знает. И вряд ли сам сможет быстро узнать: для изучения кольца нужно время, да и приборы особые. Вдобавок, ты говоришь, что это кольцо от всех его слоёв сегодня ночью было очищено…
  - Почти. Мощи Ганнибала там всё же остались по-прежнему. И не думаю, что они принесут счастье обладателю этого кольца. То есть, Йося, получается, что мы продадим им кота в мешке?
  - Ты завернул его в платок? И не касался руками?
  - Кольца? Нет, Йося. Я его не касался. У меня были перчатки, которые я, на всякий случай, надеваю, когда пролистываю в библиотеке старые книги. Я воспользовался ими.
 - Хорошо. Пойдём пока в парк, там продолжим беседу. Время у нас ещё есть, - предложил Йося.

   Парк, в котором каббалисты вскоре оказались, был, пожалуй, слишком странным для земного взора: озеро с лотосами соседствовало здесь с лиственницами, кедрами и ананасами. Неподалёку примостились финиковые пальмы и магнолия. А возле лавочки, на которую опустились Йося и Михаэль, произрастали цветы, своей формой похожие на сидящих на листах разноцветных бабочек. Должно быть, это были орхидеи.
  - Итак, мы будем говорить Библиотекарю, к которому вскоре заявимся, что это, вне сомнений, кольцо Гитлера. Которое он надевал на палец. Об остальном – мол, ничего мы не знаем, - пояснил Йося. - Думаю, для немцев, их оккультных организаций, даже само по себе кольцо имеет ценность. Поскольку, немцы даже назвали его Кольцом Всевластья. И считается, что все кольца с «мёртвой головой» - младшие братья этого кольца и подчиняются ему. Думаю, это – легенда, и кольцо Гитлера не властно над всеми остальными кольцами Германии, изготовленными при Третьем Рейхе. Тем не менее, тайное немецкое общество наверняка захочет его заполучить, чтобы это проверить. И они понятия не имеют, было ли оно задействовано в том обряде. А потому, мы можем запросить весомую цену. Ведь, некоторые из них, возможно, полагают, что кольцо в обряде участвовало.
  - Что ты от них потребуешь взамен, Йося? – спросил Михаэль.
  - Подлинник «Зоара», конечно. Тот самый манускрипт, что наверняка держал в руках сам Ари. Только ради великой цели, я иду на обман.
  - Ты хочешь сказать, что всё, что имеется сейчас в печати, все переводы и толкования – основаны на совсем другой книге, на подделке? И тебе нужен какой-то другой «Зоар»?
  - Другой. Я хочу заглянуть в него. В какой-то мере, все копии, что мы имеем,  пошли от книги Моше де Леона. А Моше де Леон, хотя и держал в руках страницы, переписанные с подлинного «Зоара», но в его руки попало не более десяти процентов книги. Рассказывают, что он нашёл эти листы, воспроизведённые по памяти неизвестными каббалистами, среди листов разных других книг, в которые восточный торговец заворачивал ему пряности и другие продукты. Вне сомнения, Моше изучил эти фрагменты, но записывал попутно и свои философские рассуждения и фантазии, перемежая их реальными строками «Зоара». А когда он умер, его жена продала все книги и рукописи, что были в его библиотеке. В том числе, и рукопись, написанную самим Моше де Леоном. Так мир и узнал о «Зоаре»: покупатели размножили экземпляры этой книги - и активно начали продавать. Однако, это не есть полный «Зоар»...
  - А как же тогда нашли подлинник? И что он собой представляет? – спросил Михаэль.
   - Настоящий «Зоар» – это книга в тяжёлом переплёте, написанная на особом, качественно выделанном, пергаменте, и записанная со слов самого Шимона бар Иохая раби Абой. Великий мудрец и чудотворец Шимон бар Иохай постиг великие тайны, когда жил в пещере, где вместе со своим сыном провёл двенадцать лет. Он был вынужден скрываться после доноса и смертного приговора, вынесенного ему римлянами. Там, в пещере, и была написана священная книга Зоар… Поговаривают, что у тайного оккультного немецкого общества есть подлинник, который был спрятан близ могилы Шимона бар Иохая и найден более поздними каббалистами.  Наши считают, что великий Ари держал в руках полный текст книги Зоар! Тот самый, подлинность которого не вызывает сомнений, и который датируется специалистами, как рукопись второго века. И, конечно же, это - гораздо более полный источник, чем те страницы, что попали некогда в руки Моше де Леона. Кроме прочего, подлинный Зоар содержал мощную практическую часть: сильные молитвы, имена Бога, призывы ангелов, заклинания и веления. Конечно же, действенные и работающие. Написанные тайным языком евреев – первых каббалистов. В этом, скрытом от непосвящённых, тексте тайной каббалы, гораздо больше мистического, чем в философских размышлениях Моше де Леона. И, конечно же, молитвенные заклинания не должны были попадать в руки случайных людей… Не принадлежащих Эрец Израэль… Итак, решайся: вскоре, нам с тобой нужно будет попасть в Большую библиотеку... Но пока, она ещё закрыта от посетителей, - сказал Йося.
    - А как же этот, настоящий, «Зоар» попал в руки Ари, и у кого он теперь? Я понял, что у кого-то из немцев? – не унимался Михаэль.
  - Это – долгая история. Но, если вкратце... Итак, начало истории теряется в глубине веков. Даже наши посвящённые надёжно прослеживают «Зоар» только от  рук  рава Аарона бар Шмуэля из Багдада. Именно от него идёт мистическая, тайная и сокровенная линия каббалы, которую скрывали от неподготовленных умов. Он жил уже в девятом столетии; и мы не можем проследить, у кого ранее него находилась рукопись «Зоара», написанная во втором веке. Известно только, что примерно в 840 году рав Аарон из Вавилонии  в поисках этой книги предпринял путешествие в Землю Израиля. А потом, он поселился на юге Италии, в городе Урия, и преподавал в ешиве: это что-то типа еврейской высшей школы, где изучали Тору. Существует легенда, что к учителю Аарону бар Шмуэлю пришли как-то трое христианских священников, желая помериться силой своего могущества. Как говорят, они умели пользоваться «нечистыми именами» и колдовать.
- Священники? Колдовать?
- Именно так говорится в этой странной легенде. Да и это было в те времена, когда вера и магия ещё не были в полном противоречии... Итак, они попросили этого учителя сотворить чудо, а сами были согласны доказать свои мистические умения. И тогда Шмуэль решил совместить приятное с полезным: он уже знал, что в то время рукопись книги «Зоар» находилась у некоего каббалиста Йакова, но он никак не мог отыскать, где жил этот таинственный человек. А ему очень нужна была Книга, чтобы преподать истины, что она в себе заключала, своим ученикам. Он сам некогда её читал, был с нею немного знаком; но он знал, что теперь нужно будет дать её почитать и своим ученикам, последователям в Италии. Потому, желая раздобыть книгу, он предложил знакомым ему христианским священникам заклясть беса...
- То есть, священники и этим занимались?
- Да, с бесами они были на короткой ноге: умели их изгонять, наказывать и обманывали бесов... Это ведь было в стародавние времена, как я уже сказал. Например, сказках Молдавии и Украины нередко люди тоже общаются с бесами: играют с ними в карты, бесы и люди обманывают друг друга -  да и происходят всякие другие чудеса. Так вот, Шмуэль попросил христианских священников, чтобы они закляли беса - и он бы им послужил: отнёс его письмо Йакову... Ну, а потом доставил оттуда, от Йакова, к самому Аарону бар Шмуэлю рукопись «Зоара»: как бы, только для подтверждения своего визита. Только тогда, на таких условиях, он согласился признать оккультные способности своих гостей.
- Он соревновался с ними в подобных оккультных возможностях?
- Ну, да... И те с энтузиазмом заверили его, что ещё и не на то способны, и для них это – пара пустяков. Только, предложили ему отправиться вместе в поле, в глухие безлюдные места. Там один из них начертил круг, а другой лёг в него. Тогда первый произнёс заклятие – и душа его друга покинула тело. Затем, человек в круге остался лежать неподвижно; а из рук Аарона пропало письмо, предназначенное для Йакова; в нём он просил отправить ему книгу «Зоар».
- То есть, какие же это бесы! Это была попросту магия!
- Конечно, Михаэль, это была магия... Итак, Йаков хорошо знал почерк своего друга - и был готов отправить по его просьбе что угодно, и хоть в преисподнюю. И вот, христианский священник, тот, что был теперь, как мёртвый, пролежал в начерченном круге трое суток. И лишь на третий день остальные два священника сказали Аарону, что им сегодня в полдень следует идти в поле. И пошли, все вместе. В том же круге по-прежнему лежало обездвиженное тело человека. Но вскоре, в нём наметились небольшие изменения: и Шмуэль ощутил, что душа, которая на время покинула тело, вот-вот собирается вернуться. И тогда, он не позволил ей это сделать, хотя она кричала и металась над ними. Его спутники, увидев, что труп не оживает, страшно испугались, стали стонать и причитать от горя. Тогда Аарон бар Шмуэль спросил, согласны ли они будут, что он могущественнее их, если сейчас он сделает так, что их друг вновь оживёт. И те согласились. Учитель Шмуэль прочитал заклятие, и душа несчастного тут же вернулась. И он ожил. И в его руках оказалась книга «Зоар», которую он отдал Аарону. Так, Аарон доказал христианским священникам, что его сила больше.
  - Однако, он их обманул... И, таким способом, к тому же, обрёл таинственный «Зоар»?
  - Наверное. Если речь здесь шла точно о подлиннике. Но полагаю, что именно о нём.
  - А что было с книгой потом?
  - Спустя некоторое время, сам мистик и мудрец вернулся в Вавилонию. А сокровенные знания, вместе с переданной его ученикам книгой «Зоар», из Италии позже перешли к евреям Германии.  Потому, что в Италии Аарон бен Шмуэль встретился с семейством Калонимус, которые происходили из города Лукка, и передал им свои знания. А после расставания с учителем семейство Калонимус переехало в Майнц. И, уже в Германии, основало династию Ашкеназ. Все германские хасиды обязаны своим появлением именно этой династии. Мистическое учение Хасидей Ашкеназ явно базировалось на более древних книгах; они их любили и переписывали. Главным своим достоянием они считали традицию и знание всех имён бога и всех ангелов: те, в отличие от ацмуто, непостигаемой сути Творца, общаются с людьми и помогают им. Являются силами, проявленными в мире. А в передаваемых из поколения в поколение молитвах Хасидей Ашкеназ  видели цельную структуру, выдержанную в законах гематрий и аббревиатур. Убавление или прибавление слов в молитве, как сакральном тексте, было для них недопустимо. Хасидей Ашкеназ были эзотериками и мистиками, изучающими тайный смысл слов и явлений; они считали пророчества и необычные явления проявлениями Присутствия и передавали друг другу знания о случаях таких проявлений.
   - Почему ты уверен, что сам Ари держал в руках настоящий, подлинный «Зоар», а не только компиляцию Моше Кордоверо? – поинтересовался Михаэль.
  - Никто не знает этого наверняка, но ты помнишь, как звучит полное имя Ари? Я тебе напомню: Лурия Ицхак бен Шломо Ашкенази... Он был из того самого рода, в котором хранился «Зоар». И, по отцу, был потомок династии Ашкенази. Кроме того, слишком много общего в его учении, переданном нам Хаимом Виталем, одним из учеников Ицхака Лурии, с тайнами Вечной книги, как считают наши мудрецы. И слишком много мистики и пророчеств было в его жизни, чтобы не согласиться с тем, что он читал нашу священную книгу. Как ты, наверное, знаешь, Лурия родился в Иерусалиме, но, после смерти отца, был перевезён матерью в Египет, где вырос в доме дяди, а впоследствии - также и тестя: он женился на его дочери. Его тестю принадлежал остров на Ниле, на котором Ари прожил отшельником несколько лет, занимаясь мистическими изысканиями и читая «Зоар» и ранних каббалистов. Потом он переезжает с семьёй в Цфат. Там он становится известен своими проповедями в синагоге, большим количеством учеников и тем, что у него был небесный учитель и покровитель - пророк Илия. Что вполне соответствует теории учения Хасидей Ашкеназ... Именно они выдвинули понятие кавод - порсонификацию в виде особого ангела, херувима, который является другим пророкам - и таким образом свидетельствует о Творце в нашем, далёком от Света, мире. А также, Ицхак Лурия был наделён мистическими способностями общения с душами умерших праведников и находил по наитию, прогуливаясь в окрестностях Цфата, могилы умерших святых людей. Всё учение Ари было устным, и мы знаем о нём хоть что-то только из записей его ученика, Хаима Виталя. Наверняка, он не оставил записей сам только лишь потому, поскольку считал, что всё уже есть в «Зоаре».
- То есть, он точно держал в руках подлинник? Так, куда же потом делся «Зоар» из Цфата?
- Уже после смерти Ари, Хаим Виталь наверняка передал его через других каббалистов в Германию, возвращая хасидам Ашкенази. Впрочем, большинство германских хасидов, в том числе, из рода Калонимусов, к тому времени переселяются уже в Польшу. Что в дальнейшем способствует волне хасидизма теперь уже в Польше, а после раздела Речи Посполитой - также в России и Белоруссии. Ещё начиная с ХIII века условия для проживания евреев в Польше стали лучше, чем в Западной Европе. Польские короли им благоволили: грамота, защищающая права евреев, была в 1264 году подписана королём Болеславом, а позднее их привилегии были расширены. К ХV веку центр еврейской мысли явно перемещается в Польшу. Польские хасиды, целители и цадики, то есть праведники, занимали видное место в духовной жизни, оставили много трудов и легенд. Проживая уже в этих местах, древний род Калонимусов свято берёг «Зоар», как одну из книг, являющую себя как связь с высшими мирами, лучик надежды для человечества.
- А что было потом? Почему не у нас эта книга?
- Потом... Был страшный удар по мистицизму и святости. Раскол среди каббалистов, в нашем народе. Все беды всегда идут изнутри, а не снаружи... Начало всех бед. Во-первых, явился «Виленский Гаон» - таковым стало прозвище некоего Элияху бен Шломо Залмана, каббалиста, который резко осудил хасидов. Не будучи раввином, он брал себе жалование от еврейской общины и пытался «закручивать гайки»: никакой, мол, не надо мистики и вдохновения; ортодоксальность и почитание важных шишек - вот, мол, самое важное для еврея. Виленский Гаон родился в окрестностях Бреста, в первой трети 18 века. Потом он поселился в Вильно. Лет в шестьдесят он хотел поехать в Эрец Израэль - но святая земля его и близко к себе не подпустила; он вернулся, доехав только до Кёнигсберга: а дальше, как на стену невидимую наткнулся. К сожалению, раскол, начатый им тогда, торжествует и по сей день. Именно Гаон первым выступил за репатриацию евреев, и его считают своим отцом все еврейские сионисты. В то время как мистики, в частности, хасиды, были всегда космополитами и провозглашали лишь духовный Эрец Израэль и считали, что наш народ должен просвещать другие народы и нести им свет искусства и веры, сионисты, наоборот, всегда стремились урвать для себя мирские блага и кусок землицы. И власть, конечно. Ну, а сионизм, в свою очередь, породил особый гнев других народов по отношению к евреям и вызвал свою изнанку - германский фашизм. Появились те, кто решил искоренить евреев. Когда на смену Гитлеру пришёл Виллигут,он объявил себя королём Германии, как ты знаешь. Ещё в 1939 году, он стал не только сражаться с евреями на страницах книг,  и не только создавать тайные общества для «борьбы заклятий» - страшной битвы различных сил, в борьбе за души людей... Нет, кроме всего этого, он стремился отыскать подлинный «Зоар».
- Зачем? Чтобы его уничтожить?
- Нет. Этот сумасшедший хотел перевести «Зоар» на язык рун, и, таким образом, заставить служить, как он выражался, «иному эгрегору», подразумевая под этим германцев, или ариев... Хотя, как ты понимаешь, «Зоар», подобно «Библии», был написан для всего человечества, но на нашем языке: и многое в «Зоаре» зашифровано именно с его особенностями. Не решаясь уничтожить Книгу полностью, Виллигут решил, по его словам, «вырвать жало»: лишить духовного смысла наш народ. Сделать из нас простых обывателей, меркантильных и заземлённых. Лишить нас, как народ, миссии служения - и вместо нас поставить на вершину духа германцев, конечно же, с их ценностями, с их идеалами всесокрушающей силы, власти и управления.
- И он искал эту Книгу?
- Да. Шпионил за всеми каббалистами. Прибрал к рукам Гестапо, поставил себе на службу Вермахт. С их помощью, он искал все магические тексты и артефакты мира... Так,  разве могли эти силы упустить из внимания «Зоар»? Гестапо не просто следило за каббалистами: они стали уничтожать нас. Проще было кинуть еврея в тюрьму, в концлагерь - и лишь потом обыскать его квартиру.
- Боже мой! До меня только что дошло: они, фашисты, могли применить силу страшных заклятий, которые содержит святая книга! Если они до неё добрались... Однако, мы же её потеряли? А значит, она действительно была в их руках?...
- Они сожгли все остальные полные копии «Зоара», когда в их руки попал сам подлинник.  Чтобы они не достались никому. Но, похоже, что Гитлер, Гиммлер и Виллигут вели тайную борьбу за эту книгу; и трудно сказать, в чьи руки она попала вначале. Должно быть, в руки Гиммлера, и ещё до возвышения Виллигута.  Только,он не смог её ни прочитать, ни воспользоваться ею: ведь она написана шифрованным языком. И закодирована, к тому же, таким образом, чтобы у подобных субъектов все строчки плыли перед глазами, а смысла было не уловить. Но, так или иначе, потом она попала к Виллигуту, являвшемуся неплохим дешифровщиком. Кроме того, он имел у себя под рукой целый штат специалистов.
- Что он хотел? Править миром?      
- Он и так считал себя правителем Германии, причём, задолго до того, как стал им реально. А Германию он считал страной, которая непременно будет править всем миром.
  - Зачем же тогда ему книга?
  - Как я уже сказал, он замыслил перевести её на рунный язык. Тем самым суммировать силу каббалы и силу рун. Он хотел создать универсальный язык для разговора с Богом. С позиции силы, или, как минимум, на равных. Да, возможно, что он хотел повелевать даже Богом…
  - Повелевать властителем миров, владыкой Вселенной?
  - Во всяком случае, ставить ему условия. Он, как и мы, подошёл слишком близко к тайне бытия, чтобы не попытаться ступить за грань. Только, по-своему. Нас от любого нечеловеческого, опрометчивого поступка спасает любовь. В нём же не было любви: лишь голый разум. Хотя, разумно ли бросать вызов тому, кто стоит за пределом вещей - и не может быть постигнут человечеством?
  - Он просто не успел перевести Зоар на рунный язык, и потому мир ещё существует?
  - Успел. Перевести и произнести формулу приветствия Бога – Отца, обращение к Кетер Великого Света…В то время, когда другие его люди совершали определённый ритуал. И этот призыв услышали и на расстоянии все наши мистики, и потому больше не сомневались в том, что «Зоар» всё же попал не в те руки…
  - И мир не разорвало от явления в него Божественного Лика?
  - Нет.
  - Почему? И что же случилось?
  - Призыв был произнесён не на арамейском. И без любви и устремления в сердце… Лингвистические проблемы, сам понимаешь, порождают недоразумения.
  - Явился вовсе не Лик?
  - Да, ты всё правильно понял. Конечно, не Он... Вместо этого, сюда явился Ктулху. Это произошло именно тогда, когда Виллигут произнёс древнюю формулу призыва божественной силы.
 - Ктулху - это страж Миров? В этом случае, таков, быть может, был искажённый перевод одного из Его имён, божественных имён: Страж…
 - Может быть, Михаэль. И, во всяком случае, искажение смысла явно имелось. И явилась грозная сила, леденящая сознание, порабощающая людей. Которая превращает их в роботов, в автоматы - и повелевает ими, используя низменные их инстинкты и ненависть.
  - А Виллигут?
  - Что – Виллигут? Он тогда не умер. Но, стал первым слугой и приспешником этой твари. Которая могла бы  проглотить весь мир, разыграйся у неё аппетит. К счастью для человечества, как только вылез Ктулху, он схватился в поединке с Жругром, которого чуть ранее вызвали русские. Уж не знаю, чем они растревожили глубины ада. Говорят, что Жругр был вызван ненавистью русского народа к самому себе - но я не знаю, так ли это. В общем, Ктулху и Жругр тогда сцепились в великой схватке, в результате которой, в конечном счёте, настолько ослабли, что временно объявили перерыв. Причём, как говорят, победил Жругр: в команде у него были союзники, твари чуть поменьше.
  -  А что теперь с книгой «Зоар»? Виллигут с тех пор её не открывал, я думаю? И... нам надо срочно её забрать. Хотя бы затем, чтобы никаких призывов и заклятий больше не произносили люди несведущие…
  - Ты верно понял, друг Михаэль, нашу теперешнюю задачу.
 - Постой, Йося... Нашу задачу? А кто такие - мы? «Новая каббала»? Йося, откуда ты всё это знаешь? Всё, что мне рассказал? Это поведал тебе наш рав - или кто-то ещё?
 - Нет, не рав. Всё, что я тебе поведал - я вычитал из книг... Пребывая в Большой библиотеке Новой Атлантиды. Я попал туда по заданию рава: слушать и выведывать. Но, что делать в библиотеке? Смотреть в потолок? Жевать жвачку?
- Но, всем последователям рава рекомендовано читать только его книги... Чтобы не сбиться с пути...
 - Однако, разве ты станешь купаться в ручейке, когда рядом море? Я очень любознателен... Вначале я прочёл что-то из других трудов по каббале, лишь вскользь упомянутых равом... Потом заинтересовался каким-то вопросом теории - и поехало! День за днём, книга за книгой...
- Йося, так, говоря «мы», ты имеешь в виду только нас двоих, а не рава и не других «новых каббалистов»?
   - А ты как думаешь, нужно ли принести, явить им настоящий «Зоар»?
  - Однако, я теперь сомневаюсь даже в наших каббалистах... Ты же знаешь, Йося, что я, хоть и ступил в ваши ряды - и начал изучать каббалу, но родился в семье ортодоксальных евреев - и не менял веру. Ведь наш рав заявляет, что современная каббала - это не вера, а наука... И, раз она наука - при её изучении вера может быть любой. Но, не совершаем ли мы те же самые ошибки, пытаясь вести диалог с Богом, не имея в сердце любви?
  - Я сам об этом задумывался, Михаэль. Быть может, от нас, каббалистов «новой каббалы», преподаваемой как наука, прячут её не зря... Эту книгу.
  - Кто прячет?
  - Скажем, тот самый немец, к которому мы сейчас направляемся. Он работает библиотекарем и пребывает на Новой Атлантиде. Дело в том, что некогда одно тайное немецкое оккультное общество аккуратно конфисковало «Зоар» со стола в личном кабинете Виллигута... Эти люди пошли на риск. Потом книга была спрятана в недрах музея в Вавельсбурге. Но, видимо, хранители правильно посчитали, что её опасно хранить в Германии: вдруг, кто-нибудь пронюхает о месте её нахождения… Как ты догадываешься, «Зоар» наши мистики обнаруживают даже на расстоянии, по сиянию, исходящему от Книги. Которое, понятное дело, видят только опытные каббалисты. И потому, они проследили её путь.
   - Книга была перевезена сюда? Почему - именно в Новую Атлантиду?
   -  Здесь безопасней. И здесь следы её совершенно теряются; столько разных эманаций. И всё же, некоторым мистикам стало известно, что она здесь… А где легче всего спрятать книгу? Так, чтобы её не нашли?
  - В… библиотеке?
  - Верно. И, лучше всего, если это будет самая крупная библиотека на Земле. Да, «Зогар», или же «Зоар», находится в Большой Библиотеке Новой Атлантиды… У одного скромного библиотекаря, по имени Август Шлейцер … И двери библиотеки вот-вот откроются для посетителей. Так что, поднимайся, Михаэль - и пошли! Нам пора.
  В это время Конан, который прятался за спинкой лавочки и внимательно подслушивал разговор, чуть не подпрыгнул на месте от неожиданности. А потом застыл. Как током поражённый.
  - Постой, Йося! - воскликнул в это  же время Михаэль. - Так, именно к этому Шлейцеру, получается, нас и посылает рав? То есть, это он хочет обменять кольцо Гитлера на книгу «Зоар»? И мы, совершив обмен, так и отнесём ему эту книгу?
  - Нет, Михаэль! Книгу я хочу получить сам. А рав хочет просто содрать с него денег для общины... Не более того. За кольцо. Не бойся, мы что-нибудь придумаем, что сказать раву. И ещё не факт, что Шлейцер согласится с нами на обмен. Но, быть может, он хотя бы подтвердит, что «Зоар» действительно у него... И это уже будет факт. А то всё это - пока лишь только домыслы нескольких еврейских мистиков. А вот, если книга действительно у него - то, хоть взглянуть на неё он, быть может, нам позволит? Ладно, что бы там ни случилось - пошли, - сказал Йося, вставая с лавочки. - Нам уже пора.
 И он пошёл вперёд и потащил за собой Михаэля.
    - Эй, Конан, ты что застыл столбом? Они же уходят! Идём следом, – промурлыкал кот. И Конану показалось, что даже не мысленно. А прямо ему на ухо. – Или, ты и без них знаешь, где находится Большая Библиотека Новой Атлантиды?
  - Пока ещё – нет… Но, именно туда надо было на днях явиться... И мне! Конечно, по другому вопросу. Но, к этому же самому Шлейцеру...
  - Не стой столбом!Тем более, следуй тогда за ними. И поживей! Ишь, как они вчистили!
  - Да, конечно… Знаешь, Ноам, к этому Шлейцеру меня направил Генрих. К «скромному библиотекарю»… Чтобы я работал на него. Наверное,  доставлял ему артефакты.
- Ну, и что? К Шлейцеру - так, к Шлейцеру…