Певец Железногорья

Николай Пахомов
ПОЭТ И ПРОЗАИК ИВАН ЮРЧЕНКО
Забытые литературные имена
 
Иван Иванович Юрченко родился 5 июля 1924 года в Гомеле (Белоруссия). И, как сообщают его немногочисленные биографы, стихи писал с детских лет, первые его лирические стихотворения были напечатаны в белорусских и московских газетах ещё в 1939 году. Семнадцатилетним парнем ушёл на фронт, сначала был рядовым бойцом, затем пиротехником. На фронте продолжил писать стихи, которые публиковал в военных изданиях, в том числе в журнале «Красный воин» (позже – «Советский воин»).
В центральных изданиях, как дружно отмечают его биографы, впервые дебютировал в 1948 году, опубликовав небольшую подборку стихов  в журнале «Смена» (№ 13). В следующем году он закрепил свой поэтический успех в этом журнале (№ 17), напечатав там несколько стихотворений, среди которых было стихотворение «Дорога в институт».
Вся на виду из окон школы,
По ней ходьбы лишь пять минут!
Ведёт по улице Весёлой
Дорога прямо в институт.

В 1950 году Иван Юрченко демобилизовался из рядов Советской Армии и переехал в Курск, где вскоре стал работать в газете «Курская правда» корреспондентом по только что образованному Железногорскому району. Работая в областной газете, познакомился как с курскими журналистами, так и с представителями литературного сообщества – писателями Валентином Овечкиным и Николаем Алексеевым, прозаиками Михаилом Горбовцевым, Федором Певневым, Евгением Носовым и поэтами Николаем Корнеевым, Никитой Истоминым, Юрием Лебедевым, Виктором Москаленко и другими. И тут же без раскачки сразу же включился в литературную жизнь края.
Важным событием в жизни курского литературно-писательского сообщества этого времени стало издание «Курского альманаха», первый выпуск которого появился уже в 1950 году. В нем наряду с произведениями В. Овечкина, Ф. Певнева, Е. Василевич, Н. Белых, Е. Полянского, Н. Истомина, В. Москаленко, Е. Маслова и некоторых других были и стихи Ивана Юрченко, в том числе «Поныри», «Казарма», «Первая весна», «Поэт» и другие. Даже судя по названиям, многие – на тему недавно прошедшей войны и мирного послевоенного строительства и созидания. В качестве примера стоит привести строки из стихотворения «Поныри»:
Полночь…
Пепел…
С куклой обгорелой
Девочка,
Притихшая навек.
Яблони подкошенное тело
Судорожно впившееся в снег.
Проходя здесь
С грохотом и гулом,
Мы несли планете тишину.
Женщина спасенная прильнула
К жесткому и пыльному сукну.

Стихотворение небольшое, но емкое как по своему идейно-художественному замыслу, так и по философскому наполнению, образности и эмоциональной составляющей. Этому соответствуют и четкая рифма, и ритмика стиха-лесенки, и фоника с раскатистыми «р»  и вносящими тревогу шипящими «ч», «ш» и «ж». Все это указывает на то, что Ющенко успешно владеет навыками стихосложения и обладает поэтическим чутьем.
Все другие стихи написаны в похожем стиле и отличаются емкостью содержания и глубиной нравственного патриотического наполнения.
В 1951 году в Курском книжном издательстве вышел второй выпуск «Курского альманаха», в котором была новая подборка стихов Юрченко. В ней такие стихотворения, как «Мать воина», «Первая весна», «Пройдут года», «Школа» и «Вышивальщица». Тематическая палитра произведений схожая – от защиты Отечества, обозначенного в стихотворении «Мать воина», до учебы в школе и мирного занятия трудом, любимым делом.
Двенадцать…
Но она не гасит света.
В избе уютной – звон сверчка.
В руках у матери газета –
Она пришла издалека.
А в ней –
Широкоплеч и строен,
И строг – рука у козырька –
Снят сын – простой советский воин
В рост перед знаменем полка.
 
Следующий 1952 год стал для журналиста и литератора Ивана Ивановича Юрченко богатым на его персональные книги. Во-первых, в Курском книжном издательстве вышла небольшая, в 16 страниц книжечка стихов для детей «Урожай» (подобные книжечки в те годы вышли у поэтов Н. Корнеева, Н. Истомина, Е. Полянского и других), во-вторых, здесь же увидел свет 56-страничный сборник стихотворений «Созидание». К сожалению, время распорядилось так, что даже в Курской областной научной библиотеке имени Н.Н. Асеева книжечки «Урожай» не найти. Зато небольшой, «карманного» формата и в мягкой обложке поэтический сборник «Созидание», отредактированный М.Е. Приваленко и изданный тиражом в 5000 экземпляров, имеется. Все стихотворения в нем распределены по трем разделам.
В первом разделе стихи, посвященные Родине, ее защите и процветанию: «Родина», «Дорога в институт», «Часовой», «Поныри», «Стихи о дирижере», «Мать воина», «Курсанту» и «Казарма».
Страна моя, ты вся в цвету,
Ты всё растишь и множишь –
И мощь, и славу, и красу –
С годами ты моложе.

Во втором разделе стихи, посвященные Курску и мирному созидательному труду: «Курск», «Дом Советов», «Колхозная весна», Элеватор», «Электростанция в колхозе» и другие. Вот так выглядит послевоенный Курск в поэтической интерпретации Юрченко:
Соловьиные рассветы,
С гор бегущие сады.
Старины далекой меты,
Битв недавние следы.
Перерытые тропою
На заводы, пустыри
Выходили мы с киркою
В первых проблесках зари.
Там, где раньше пролегали
Огневые рубежи,
Из бетона, дуба, стали
Вырастают этажи…

В третьем разделе были стихи, прославляющие человека-труженика, человека-созидателя. Среди них «Поэт», «Печник», «Реставрированная картина», «Таня», «Вышивальщица», «Школа» и другие. Полагаю уместным процитировать светлые, радостные строки из оптимистического стихотворения «Школа»:
По лесной тропинке на рассвете
Девочку из ближнего села
В платьице малинового цвета
Мама в школу за руку вела.

Да, стихов в сборнике не так и много, но все они наполнены светлой энергией, теплом созидания, человеческой добротой, энтузиазмом ясных чувств, помыслов и дел. И, конечно же, традиционным русским гуманизмом. Поэт в них не отстраненный наблюдатель происходящего, бытия, констатирующий происходящие события, а непосредственный участник созидательного движения вперед, движения радостного, захватывающего, заставляющего читателя переживать вместе с ним и с его лирическими героями многие нюансы жизни.   
И здесь важно отметить то, что на творчество Ющенко обратил свое внимание ведущий поэт Курского края Николай Юрьевич Корнеев, опубликовавший 5 мая этого года в газете «Курская правда» статью-отзыв «Вдохновляющая тема», в которой давалась высокая оценка как сборнику «Созидание», так и поэтическим способностям автора.
В 1954 году в Курском книжном издательстве обрел жизнь 52-страничный сборник поэтических произведений для детей «О мальчишке Саше с улицы нашей». А еще в этом году в газете «Курская правда» были опубликованы рассказ «Исцеление Акима Кузьмича» (8 мая) и рецензионная статья «Письмо товарищу» (5 сентября) на новый одноименный поэтический сборник Е.И. Полянского.
Сборника стихов для детей «О мальчишке Саши…» найти не удалось, но вот отзыв на него некоего товарища А. Карлова «Книга без конца и адреса», опубликованный 27 июня 1954 года в «Молодой гвардии», прочел. И с категоричностью автора, что не стоит показывать детям отрицательные персонажи – «мальчик Саша – драчун и задира», – не соглашусь. Ведь лекарства для детей часто бывают горькими, но ведь мы ими лечим чад от телесной боли, так почему от боли нравственной не полечить сатирой, чтобы искоренить пороки в самом их зародыше?..
Что же касается рассказа «Исцеление Акима Кузьмича», то он о том, как этого персонажа исключили из колхоза и как он переживал факт исключения, а потом долго добивался, чтобы вновь быть принятым в колхоз. Чтобы иметь представление о прозаических способностях автора. приведем пару абзацев из начала этого рассказа: «Акима Кузьмича исключили из колхоза. В тот день все село повернулось к нему спиной.
С собрания шел красный, в поту. Ворот нараспашку. Полушубок расстегнут, шапка сбилась набок. Он так и пришел домой, не поправив ее, не застегнувшись, – через все село пронес обиду.
Дома вытащил из дальнего угла бутылку, залпом опорожнил стакан, опустился на стул и стал думать».
Рассказ небольшой, но написан добротным литературным языком, наполнен драматическим разворотом событий, эмоциональными переживаниями главного героя, картинами сельской жизни, потому читается на одном дыхании. И в этом мастерство Юрченко как прозаика. Не трудно также заметить, что автор умеет парой штрихов создать не только картинку, но и показать психологический портрет героя.
А в рецензионной статье  «Письмо товарищу» много цитирований стихов Егора Полянского, критические замечания на отдельные поэтические шероховатости и вывод: «Несомненно, что в литературу пришел одаренный человек… для стихов которого свойственны предметность разговора, ясность и конкретность поэтической мысли. Сильнее всего Полянский чувствует себя в лирической теме. Сборник оставляет отрадное впечатление».
В 1956 году в Курском книжном издательстве обрел жизнь пятый выпуск «Курского альманаха», в котором на этот раз были прозаические произведения Ивана Ивановича – очерки «Человек с портфелем» и «На отшибе». В первом очерке, имеющем подзаголовок «Из дорожных заметок», повествуется о жизни сел, колхозов и МТС (машинно-тракторной станции) в первую половину пятидесятых годов и о назойливом вмешательстве в эту жизнь отдельных чинуш – разных там уполномоченных да командировочных, любящих поучать и указывать. Всего лишь один-единственный абзац, чтобы многое стало ясно: «Директор МТС смотрел на командировочного, не отрывая взгляда, сначала удивленно, потом я замечаю в его взгляде тяжелую тоску…». Правда, как и положено по жанру подобных очерков, вскоре добро восторжествовало: командировочного Потапова отозвали в райцентр – и МТС продолжила работу в нормальной обстановке. А в очерке с символическим названием «На отшибе» переработанный вариант рассказа «Исцеление Акима Кузьмича», где главный герой не Аким Кузьмич, а Иван Никитич Лукьянчиков.
В 1957 году вышел первый выпуск альманаха «Простор», в котором был напечатан большой многофабульный очерк Ивана Юрченко в соавторстве с Юрием Николаевым – «Мятеж». В очерке в художественно-документальном плане впервые рассказывалось о контрреволюционном выступлении в Курске в апреле 1918 года матросов-анархистов. (До этого об этом факте говорилось лишь в работах курских историков.)
Приведем в качестве примера несколько строк из очерка, чтобы почувствовать публицистические способности авторов: «Над слободой мерцает ночь. Церквушка, улочки, хатенки, столпившиеся от железнодорожных путей, спят. Но ревком не спит. В двенадцать начинается экстренное заседание.
В маленькой комнате человек шесть. Лампа светит слабо, и лица кажутся сумрачными…»
Как видим, короткие, как бы рубленные предложение, напоминающие емкие стихотворные строки, – фирменный стиль Ющенко, – сами по себе уже создают тревожную обстановку. В целом – хороший очерк, наполненный диалогами и тяготеющий к большому художественному рассказу, состоящему из нескольких глав-эпизодов, объединенных местом действия, главными персонажами в единое историко-художественное полотно.
А еще в этом году директор Курской областной библиотеки имени Н.Н. Асеева И. Веденский, выступив в роли автора-составителя, опубликовал небольшой биобиблиографический справочник «Курские писатели», в котором наряду с Николаем Алексеевым, Михаилом Колосовым, Михаилом Обуховым, Михаилом Горбовцевым, Николаем Корнеевым, Федором Певневым и Егором Полянским называет и имя Ивана Юрченко и дает перечень изданных им произведений и книг.
Но, видимо, директор «Асеевки» поторопился с признанием Юрченко профессиональным писателем, так как когда в 1958 году по инициативе Валентина Овечкина в Курске было создано Курское отделение Союза писателей РСФСР, в которое вошли В. Овечкин, М. Колосов, М. Горбовцев, М. Обухов, Ф. Певнев, Н. Корнеев и Е. Полянский, то журналиста, поэта и прозаика Ивана Ивановича Юрченко там, к сожалению, не оказалось. Надо понимать, что тут постаралась литературная Москва, которая, как известно, «бьет с носка»… Сначала поманила, а потом отказала.
Сам Юрченко в этом году, 14 декабря, в «Курской правде публикует очерк «Служить народу!», в котором в положительных тонах сообщает о творчестве курских писателей и литераторов. Отмечая достоинства многих (В. Овечкина, М. Обухова, М. Горбовцева, М. Колосова, Н. Корнеева и других), он одним из первых обращает внимание на произведения Е.И. Носова, еще не принятого в Союз писателей СССР, но уже издавшего книгу рассказов «На рыбачьей тропе».
Второй выпуск альманаха «Простора» пришелся на 1958 год. В нем была небольшая подборка стихов Ивана Юрченко – «Старушка», «Муж», «Зимний пейзаж» и «Пристань», а также рассказ «Среди степей». Придерживаясь традиции, процитируем несколько строй из стихотворения «Старушка», в котором, несмотря на грусть героини о прошлом, паритет отдается новому, наступательному, созидающему:
Вздымая пыль, в проулках рушат,
Ломая старые дома.
И загрустила вдруг старушка,
О чем, не знает и сама.
Седая, ясная, простая,
Лицом похожая на Русь.
Нет, грусть ее не вся растает,
Но посветлеет ее грусть.

В рассказе «Среди степей» Юрченко вновь обращается к близкой ему теме жизни селян-колхозников. В данном случае он представляет их во время весенних полевых работ. Но остановимся лишь на лирическом описании природы, где, как правило, раскрывается талант прозаика: «Погода завернула дурная. Представьте сами: идет апрель, а весны и проблеска не видно. Вторую неделю над районом висят дожди. Стекая с крыш, глухо и монотонно бормочет вода. Тучи бестолково толпятся на небе, и не разберешь, в какую сторону они двинутся. На земле неуютно. То и дело приходится подталкивать машину. Мы с шофером промокли, плащи и сапоги в грязи. С трудом добрались до полевого стана колхоза «Партизан». В серой пелене дождя – небольшой вагончик, рядом – телега, бочки, разобранный трактор».
Как видим, художественных излишеств – метафор, эпитетов, гипербол – нет, но картинка представлена вполне отчетливо и ясно. Все в стиле автора.
Еще в этом году, 15 декабря, в «Курской правде» было опубликовано стихотворение «Боги Железногорска», на мой взгляд, одно из лучших произведений как на производственную тему, так и на тему города Железногорска.
Удары машин,
Как удары орудий,
Штурмующих дальний редут.
Дорогою зыбкой,
Коварною,
Трудной,
К руде
Рудокопы идут.
А утром
Встают они,
Как из былины,
Шагают в дыму и в пыли,
Объяты лучами,
Облеплены глиной, –
Усталые боги земли.

В 1959 году Иван Иванович Юрченко проявил свои способности и в качестве редактора, подготовив к изданию коллективный сборник «День поэзии», вышедший в Курском книжном издательстве трехтысячным тиражом. В сборнике подборки стихов Н. Асеева, В. Буханова, А. Говорова, В. Гордейчева, Н. Григорьевой, Д. Ковалева, А. Колупаева, Н. Корнеева, Ю. Лебедева, В. Москаленко, М. Обухова, Н. Овчаровой, Е. Полянского, Н. Сидоренко, А. Флягина и некоторых других. Весьма неплохая компания… Естественно, наличествовали здесь и стихи самого редактора – «Леса», «На паренька неискушенного…», «Фотокарточка», «Стихи о первой любви», «Кавказ», «Пристань» и другие.
Подернутые зыбкою туманной,
Спят над землею древние леса.
Таинственно из вещное молчанье
И царственна их дикая краса.

В следующем году стихи Юрченко печатались как в «Курской правде» – «Экскаватор «Уралец» на КМА», «Утреннее», «Кварталы», «Соседка» и «Особняк», так и в «Молодой гвардии» – «Двое», «Дорога к руде» и «Романтика». Не будем нарушать традицию и процитируем хотя бы одну строфу из стихотворения «Экскаватор «Уралец»:
В нем двести тонн –
Немало!
Стоял и слышал я,
Как тяжело стонала
Под траками земля.

А в 1961 году в Курском книжном издательстве вышел более чем стостраничный сборник прозаических произведений Ивана Юрченко «Среди степей», а в Москве в издательстве «Молодая гвардия» появился 46-страничный сборник «Железногорск».
В прозаическом сборнике, изданном тиражом в 15 тысяч экземпляров, были опубликованы рассказы «В плывунах», «Девочка с Перевалочной», «Здравствуй, Миша!», «Первый экзамен», «Отцы и дети», «Багровые листья», «Среди степей», а также очерки «Человек с портфелем», «На отшибе», «Чертков», «О деревенских мальчишках и полковых соловьях» и другие. Темы очерков разные, но герои их – люди труда, люди-созидатели. В целом – истинные герои того времени, когда страна, оправившись от тяжких ран войны, стремительно шла вперед.
Относительно поэтического сборника, также изданного приличным тиражом – 2500 экземпляров, стоит сказать следующее: в нем опубликованы стихотворения разных лет, в том числе и те, что прошли обкатку в курских газетах и альманахах. Среди них «Поэт», «Боги Железногорска», «Девушка», «Пристань», «Городок», «Зимний пейзаж», «Звезды», «Экскаватор «Уралец», «Дорога в институт»,, «Провинция», «Кварталы», «Печник», «Брянский дуб», «Элеватор», «Поныри», «Казарма», «Сыну», «Леса», «Праздник», «Поезд», «Стихи о первой любви» и другие.  Процитируем по одной строфе из стихотворений «Поэт» и «О первой любви», чтобы глубже познакомиться с поэтическим дарованием автора:
Лежит апрель пред ним
Не в узкой раме,
А на росе студеной – на лугах.
Овеянный залетными ветрами,
Идет он,
Забывая о стихах.

***
Ты все снишься мне…
В шумной и пестрой
В нашей дальней
И милой стране.
Как всегда,
Не поправив прически,
На мгновенье приходишь ко мне.

Необходимости в оценке этих сборников Ивана Ивановича нет, так как на них уже 27 декабря 1961 года на страницах «Курской правды» статьей «Неутомимость» отреагировал талантливый журналист и литературный критик В. Зарецкий. Он дал положительный отзыв как прозаическим произведениям Ющенко, так и поэтическим. Впрочем, основной его вывод заключается в такой емкой фразе: «Юрченко пишет о поколении, к которому и сам принадлежит». И с этим нельзя не согласиться.
В 1963 году в Курске вышел коллективный сборник курских авторов «Сердце моё – земля!», редактировали который прозаик Федор Голубев и поэт Николай Корнеев. (Этот сборник стал последним, так как в 1965 году Курское книжное издательство по указанию из Москвы было ликвидировано, а с ним – и надежды многих курских литераторов на издание персональных книг и на вступление в Союз писателей.) В сборнике были произведения Юрченко, в том числе рассказ «В плывунах» о Железногорске и его людях. А в соседях у него были Н. Корнеев, Е. Полянский, М. Козловский, Ю. Авдеев, Е. Носов, Ф. Голубев, М. Колосов, П. Зуев, Е. Моложаева, В. Трошин, В. Москаленко, Ю. Лебедев – самые известные курские писатели и литераторы.
Так уж вышло, что в 1963 году Иван Иванович Юрченко покинул Курск и отбыл в Москву, где стал работать в газете «Советская Россия» политическим обозревателем. Однако Курщину и Центральное Черноземье не забывал. В период с 1963 по 1966 год на страницах «Курской правды» он «отметился» около тридцати раз, опубликовав здесь два десятка стихотворений, басню «Волк и Бес», несколько небольших рассказов и рецензионные статьи о творчестве курских писателей и литераторов, в том числе «Путь Михаила Обухова» (2.11.1965).  А в 1966 году в 4-м номере журнала «Подъем» опубликовал «Железногорские записи» – очерки о людях Железногорска, на которые тут же, причем весьма благожелательно отозвался литературовед и писатель И.З. Баскевич, опубликовав 12 ноября в «Курской правде» статью «О наших железногорцах».
Последний раз Иван Ющенко совместно с другими курскими авторами участвовал в коллективном сборнике «Курский край», изданном в 1972 году. Здесь он был представлен стихотворениями «Боги Железногорска» и «Дорога в институт». Соседями по сборнику у него стали поэты Н. Асеев, М. Светлов, Н. Корнеев, Е. Полянский, Н. Сидоренко, В. Гордейчев, М. Луконин, Ю. Лебедев, Ю. Першин, Л. Боченков и некоторых других. Замечательное соседство!
Подводя итог сказанному о творческом пути Ивана Юрченко, можно сделать вывод: поэтом и прозаиком он стал именно на курской земле. Именно здесь он не только активно участвовал в жизни литературного сообщества, в выпусках литературных альманахов и коллективных сборников, но и в издании своих персональных книг. За пределами Курского края он уже не издавался. 
Умер Иван Иванович Юрченко 11.09.1986 г., похоронен в Москве. И ныне о нем – журналисте, поэте и прозаике – куряне, к сожалению, за небольшим исключением, почти ничего не знают. Имя его, как и имена многих других литераторов Курского края, предано забвению. И это нам, конечно, чести не делает… Слишком легко мы раскидываемся нашими литературными именами.