Здесь могла быть ваша реклама

Кассандра Тарасова
 Этот рекламный щит стоял здесь пустым, сколько он себя помнил на этой работе. Где-то месяца четыре, это точно. Большой изогнутый экран, нашпигованный горелыми проводами и микросхемами, поддерживали две щербатые колонны. Их пришлось укрепить сеткой из железных прутьев, чтобы они не рассыпались окончательно.
 Белая краска слой за слоем ложилась на ребристую поверхность маленьких пластиковых ячеек, с трудом проникая в трещинки между ними. Он еле дожидался, когда высохнет один слой – и уже мчался вверх по раскладной лестнице с наполненной канистрой и распылителем. Благо, краски было в достатке – годовой запас на покраску забора вокруг свалки выделили месяц назад. Процесс шёл не быстро, но это того стоило – бывший рекламный щит сверкал белым полотном.
 Готово. Теперь дело оставалось за малым – надо было заставить найденный киноаппарат работать исправно.
***
 Капсула с помятыми и местами выгоревшими боками лежала под грудой другого мусора. Клешня погрузчика впивалась своими когтями в ржавую груду металлолома, выхватывала из неё увесистый кусок и с неприятным скрежетом роняла его в кузов измельчителя. Ребристый цилиндр проскользнул у неё между пальцами и с глухим стуком ударился о железную труху.
- Эй, что там?
- Да брось ты, - махнул рукой бригадир. – Мусор какой-то выскользнул.
- Да нет, это не просто мусор.
- Если ты так хочешь быть полезным, то кинь его в измельчитель сам. Только смотри – сам за ним не полети! Знаю я вас, новичков.
 Аксель присвистнул себе под нос и, подняв руки для баланса, пошёл по металлической стружке. Прижав цилиндр к себе, он медленно стал возвращаться обратно к напарнику.
- Глухой, что-ли? В утиль его! Это же мусор, - ворчал на него бригадир.
- Выбросить всегда успеем. Откуда вообще здесь эта штука взялась?
- Да кто ж её знает! Мало в космосе мусора летает!
 Аксель сдул со лба светлую прядь и положил находку перед собой. Бригадир только рукой махнул и стал дальше командовать процессом утилизации отходов. Молодой человек сел по-турецки и стал внимательно рассматривать таинственный цилиндр. Достав из сумки на поясе отвёртку и гаечный ключ, он приступил к вскрытию.
- Ты ведь не собираешься его открывать? – услышал он из-за спины.
- А почему бы и нет?
- А если там – токсичные отходы?
- Только сейчас об этом задумались, бригадир? – поднял на него взгляд Аксель.
 Тот вместо ответа предпочёл промолчать. Аксель же воспринял это как сигнал к дальнейшим действиям. С гайками он справился легко, хотя пара последних туго шла. К его удивлению, металл совсем не заржавел – видимо, эта штука как раз была сделана для того, чтобы её потерять, а потом найти через много-много лет. Аксель ощутил себя пиратом, который нашёл сокровище на затерянном острове – он любил романтику.
 Гайки сложены в кучу, осталось только снять крышку. Плоская отвёртка еле вошла в зазор, продвинулась дальше. Крышка с лёгким хлопком приподнялась над капсулой.
- Вакуум внутри, - догадался парень и заглянул внутрь.
***
 Сделана капсула была на совесть. Видимо, когда-то, давным-давно, а может не так давно, такой же романтик как он решил воплотить свою мечту в жизнь, не беспокоясь о цене вопроса.
 Из недр космической капсулы на Акселя смотрел обрывок времени. Первым на стол в раздевалке лёг старинный альбом с фотографиями. Потёртая на углах кожа немного ссохлась по краям. Со скрипом перелистывались страницы, с них смотрели незнакомые люди – Аксель смотрел на них в ответ. Рядом с чёрно-белыми людьми стояли старые-старые вещи, которые сейчас можно увидеть в музеях и то – лишь на Земле. А до неё отсюда – чуть дальше, чем до Луны.
- Видать, и у моих предков когда-то такие были, - усмехнулся он, разглядывая странного вида велосипед и державшего его молодого парня.
- На тебя похож, - хмыкнул сзади бригадир.
 Аксель только улыбнулся. После альбома с фотографиями на стол легла старая записная книжка, карандаш и странная коробка с линзой и стёклами внутри.
 На самом дне лежала круглая жестяная коробка. Аксель с трудом подцепил её и достал – она оказалась закрыта наглухо. Даже отвёртка не помогла. Прижав круглый контейнер к столу, он с силой повернул её верх, оказавшийся крышкой.
 Старая киноплёнка лежала на дне.
 Аксель молча смотрел на свои находки – надо бы позвонить куда следует, сообщить, что нашли контейнер с историческими артефактами, почти точно прилетевший с Земли. Да, им за эту находку и спасибо скажут, и, может в новостях засветят. Или даже премию выпишут, а потом – все эти драгоценные вещи заберут и доставят в один из музеев на сохранность.
- Неужели они так долго путешествовали, чтобы снова ими не пользовались? – спросил он сам у себя. И тут его взгляд упал на огромный старый электрический рекламный щит, который уже давно высился над их свалкой космического мусора.
«Здесь могла быть ваша реклама», - вещала зависшая фраза с потускневшей вывески.
***
 Бригадир недовольно похлопывал по столу рукой. С минуты на минуту, а ещё точнее – через полчаса должны были приехать эксперты из филиала музея – да что же Аксель там так долго возится? Он уже и так пошёл на поводу у этого глупого юнца, поддержал его странную идею. Не просто странную – кощунственную, в некотором смысле.
 Он решил проверить работает ли всё найденное. Парень последних мозгов лишился. Два дня – он попросил два дня на подготовку. И они уже почти истекли – на это время Аксель как будто выпал из реальности. Сокровища захватили его полностью.
 Эти два дня Аксель то и дело заглядывал в записную книжку, сверяясь со словами, скачущими то вниз, то вверх. Видимо, тот, кто писал эти инструкции сходил с ума от волнения – и Аксель испытывал то же самое. Лазерным резаком он пилил кусок остова старого корабля, вырезал запасные бобины, спаивал треногу, подгонял детали, изредка успевая отпивать воду из термоса. Плёнка сохранилась идеально – он уже успел её просмотреть вручную. Вытащив мотор из старого электровелосипеда, он подсоединил его к ручке кинескопа – должно сработать. Молодой парень то бегал к щиту, то возился с механизмом – его коричневая рабочая куртка и светлые волосы мелькали то тут, то там. Паренёк сгорал от энтузиазма – его начальник решил не мешать этому.
- Сам споткнётся, сам упадёт, сам встанет – уроком будет, - проворчал он и пошёл обратно на свалку.
 Отдав команду технике, бригадир глотнул горького кофе без сахара и обернулся – хорошо, хоть разорилась та компания, которая и поставила им здесь этот бесполезный рекламный щит. В этот район планеты никто не летает кроме мусоровозов – на что они рассчитывали? Оттуда на него почти всегда смотрели представители другой – более счастливой жизни.
 Вы же хотите приобрести портативный дом последней модели? А звуковой ускоритель на свой глайдер? Косметика, которая не осыпается в невесомости? И далее по списку – те вещи, которые ты не можешь или не хочешь себе позволить. А они всё мелькают и мелькают перед тобой, сменяясь на экране. И вот теперь он отключился навсегда.
 А кинотеатр под открытым небом – что ж, на Земле, как говорят, такие одно время были. Люди стекались со всей округи, чтобы посмотреть на действо на большом белом полотнище.
 Может хоть теперь это пространство для аренды хоть раз принесёт пользу.
***
 Эксперт из музея прибыл не один – в проёме виднелась пара охранников. Аксель не обратил внимания на эти меры предосторожности и поставил самодельную скамью на нужное место.
- Готово, - выдохнул он и подал знак рукой бригадиру. Тот кивнул в ответ и обратился к прибывшему.
- Здравствуйте, буду краток – надеюсь, вы сообщили о находке сразу же после её обнаружения? – поинтересовался он, доставая планшет из кармана.
- Да, - соврал бригадир. – Пройдёмте, уже всё готово.
 Эксперт побледнел.
- В смысле «всё готово»? Я вас не понимаю!
- Да и не надо ничего понимать.
 Мужчина в костюме оттолкнул бригадира, подбежал к Акселю, схватился за голову.
- Вы что натворили! – заголосил он.
- Сейчас всё будет готово.
- Да вас под суд отдать надо, мусорщики несчастные!
 Аксель молча продолжил налаживать плёнку.
- Немедленно остановитесь, немедленно, слышите! Всё, что вы нашли – срочно в кейсы, в филиал музея, под охрану! Охрана!
- Да вы можете подождать, хоть минуту! – взмолился Аксель. – Сейчас вы сами всё увидите!
- Как вы могли сделать это с такими редкими артефактами! – бушевал эксперт.
- Не подходите, - кивнул парень приближающимся охранникам.
- Это угроза?
- Нет. Просто кино лучше смотреть чуть на расстоянии, - сказал Аксель и щёлкнул рычажком.
 Белое прямоугольное пятно замигало и погасло. На экране загорелось название фильма. По улицам земного города разлилось утро, люди спешили по своим делам. Под еле заметный шелест плёнки, эксперт из музея, охранники и бригадир сели на самодельную скамью. Кино пригласило их в путешествие во времени – со скоростью неуклюжего велосипедиста, подпрыгивающего на брусчатке вместе со своим железным конём.  Кинотеатр под открытым небом принимал гостей в первый раз.
 А Аксель тоже смотрел на экран, но умудрялся урывками перечитывать последнюю запись из пожелтевшей от времени записной книжки.
«…И я надеюсь, что кто-нибудь где-нибудь когда-нибудь найдёт мои сокровища – то, что так дорого моему сердцу. И, кто знает – может где-то далеко, на краю нашей Галактики, под куполом космоса будут люди смотреть этот фильм – один из любимых, моих любимых. Кинотеатр в космосе – мечта мальчишки! Пускай я не смогу сделать этого, но кто-то – ты, читающий эти строчки, сделает это за меня.
Я не знаю, кто ты, но хочу просто сказать тебе – спасибо».