Докричаться до небес

Ирина Леви
                   посвящается Еврейской автономной области

Докричаться б до небес... с полуслова,
достучаться б до души... без посыла...
Жало бранности чужой — не основа
и не сеча у стены Измаила*.

Сотни стрел, но без меча, на пороге,
у подножия огня в злой юдоли, —
это солнце заточили в остроге,
это сердце умирает от боли.

Докричаться б до небес... Эхо, где ты?
Небо пухнет бесконечностью влаги...
Не родятся без воды... первоцветы,
как без Родины в душе** нет отваги.

____________________________________________________

*       данный топоним не связан с темой моего произведения
(топоним и географически относился к другой части СССР),
но упомянут косвенно (или аллегорически) в связи с острой
дискуссией 1990 г. о статусе существования ЕАО. Какой-либо
прямой аналогии в моем тексте нет, хотя (что важно сказать)
жители ЕАО участвовали в реальных боевых действиях в годы
Второй мировой войны (1945 г.) в крупнейшей Маньчжурской
наступательной операции. См. сопутствующий веб-источник:
http://kulturaeao.ru/uchastie-zhitelej-eao

«жало бранности чужой не основа и не сеча у стены Измаила»
— речь идет о том, что навязанная кем-то извне вражда будет
всегда стоять камнем преткновения на пути к общему миру и
согласию в обществе, и это не будет святой битвой за истину.
Великая битва у стен крепости Измаил была упомянута мной 
как пример доблести. Штурм Измаила был осуществлен армией
Российской Империи под командованием А. В. Суворова в ходе
русско-турецкой войны 1787 – 1791 годов. См. также материал:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Штурм_Измаила

Стихотворение написано в 2013 г. в память о событиях 1990 г.
В произведении отражено впечатление от событий, связанных
с широкой дискуссией о статусе Еврейской автономной области,
развернувшейся в 1990 г., т. е. за год до ликвидации СССР, когда
власти РСФСР во главе с Б. Н. Ельциным объявили суверенитет
от СССР, что вызвало в стране беспредел и анархию, «положив
начало фактическому двоевластию в стране и "войне законов"»,
как утверждается в статье Википедии в разделе: «Декларация о
государственном суверенитете РСФСР». Сама же политическая
дискуссия была поднята представителями амурского казачества
и еще некоторыми активистами, ориентированными на политику
Израиля, что вызвало мое личное негодование, как выросшей в
Биробиджане, т. к. всё это могло привести к упразднению ЕАО
в России. Собственно, это послужило дополнительным поводом
для меня к выезду в Израиль в 1990 г. в качестве репатриантки с
целью организации протеста против поднятия вопроса о статусе
существования ЕАО. Общими усилиями всего прогрессивного
еврейства под давлением международной общественности эту
дискуссию о статусе ЕАО все-таки удалось остановить, а саму
Еврейскую автономную область как крепость отстоять. Вот что
об этом говорится (по Электронной еврейской энциклопедии):

            «Впервые дискуссия о статусе области развернулась в
1990–1992 годах, когда представители амурского казачества и
некоторые ориентированные на Израиль активисты еврейских
еврейских организаций высказались против сохранения самой
автономии на Дальнем Востоке России. Масштабная миграция
евреев из ЕАО в Израиль привела к появлению мнений о крахе
ЕАО как проекта еврейской автономии на Дальнем Востоке...
[…] В настоящее время ЕАО формально является еврейской
автономией, а по сути представляет собой полиэтнический
субъект РФ, а еврейское влияние ограничено малочисленным
местным еврейским населением.» Википедия, см. источник:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Еврейская_автономная_область
http://wiki-org.ru/wiki/Еврейская_автономная_область

Несмотря на различные проблемы и искусственно созданное
ложное мнение о крахе ЕАО, этот край усиленно развивается,
куда постепенно возвращаются евреи: «Это истинная правда.
В 2008 г. в Биробиджан из Израиля вернулись 77 чел., а уехали
туда на ПМЖ – 40. В правительстве ЕАО заявляют, что процесс
массового оттока из региона остановлен. Более того, последние
пять лет число возвратившихся […] в ЕАО […] существенно
превышает число отбывающих в Израиль. Отчасти еще и по
той причине, что далеко не всем удается вписаться в тамошние
[…] условия. Деньги там даются тяжелее, чем в России. “Тут, –
рассказывают биробиджанские возвращенцы, – мы делаем то,
что умеем или хотим. А там то, что предложит рынок труда.
Без языка — это в основном тяжелые физические работы...»
Из беседы Л. Ф. Лебедкиной со спецкором В. Чуприным. См.
издание «Московский комсомолец» (16.12.2009 г.), источник:
https://mk.ru/social/article/2009/12/16/400816.html

**      Историческая Родина (Израиль) никогда не заменит нам
Родины настоящей, на которой мы рождены. Моя Родина —
Советский Союз, советская земля, а именно советская Россия.
Я родилась в РСФСР, где когда-то появилась ЕАО (Еврейская
автономная область), основы коей были заложены еще в 20-х
годах XX-го века и коя официально была образована в 1934 г.
в СССР за 14 лет до воссоздания государства Израиль в 1948 г.
на Ближнем Востоке. И я горда, что мои предки из Испании,
баскские евреи-сефарды, участвовали в 20-е годы XX века в
почетном строительстве столицы ЕАО, города Биробиджан,
наряду с другими евреями, как из СССР, так из других стран.
О евреях, переселившихся на эти земли в 20-е годы XX века
говорится в труде раввина И. Телушкина «Еврейский мир»:

         «Тысячи советских евреев переселились в Биробиджан.
Более удивительно, также поступили и около 1400 еврейских
коммунистов из Соединенных Штатов и других западных
стран.» рав. И. Телушкин, «Еврейский мир», Часть девятая:
«Советские евреи», гл. 228, «Биробиджан». См. источники:
http://jhist.org/teacher/09_228.htm
https://mir-knig.com/read_239178-98
___________________________________________________

рисунок к тексту: картина художника Wojtek Siudmak
http://mtdata.ru/u16/photo0B45/20635409562-0/original.jpg

© Copyright: Ирина Леви, 2013, Стихи.ру
Свидетельство о публикации №113072100255