Как попасть в Пантеон, если ты женщина?

Елена Багина
Если  вы собираетесь в Париж, непременно посетите Дом Инвалидов. Это не только музей. Первоначально - это церковь Св.Женевьевы. Теперь Пантеон – усыпальница величайших людей Франции. 
Вот гробницы Вольтера и Руссо. Как ни иронично это выглядит,  но эти двое не примирились и  после смерти. Так и лежат: один по правую сторону от входа, а другой - по левую. Есть здесь и останки великого математика Лагранжа, Виктора Гюго, Александра Дюма, Эмиль Золя.  А 14 декабря 1840 года катафалк доставил прах Наполеона с острова Святой Елены в Дом инвалидов.
А  интересно, есть ли там  место женщине?  Решение о  захоронении в Пантеоне принимает президент.  Т.е. лицо мужского пола. Как много своих великих женщин чтит Франция?
Ну что ж, посмотрим.
Вот же: с 2002 года на центральном баннере оказалась Симона де Бовуар, автор фундаментального феминистского исследования, книги "Второй пол".
Гуманистка, общественная деятельница, политик Симона Вейль считала, что отсутствие женщин в Пантеоне означает отрицание их вклада в жизнь страны. После смерти Симоны Вейль, деятели культуры и политики стали обращаться к президенту Франции с предложениями поместить Вейль в Пантеон. Две сетевые петиции набрали сотни тысяч подписей за сутки. Было принято решение, что останки Вейль будут перенесены в Пантеон 1 июля 2018 года. Вместе... с останками мужа.
А вот и Софи Бертло и Мария Кюри лежат рядом со своими мужьями. Интересно, а как это произошло?
Софи попала в усыпальницу первой (и пробыла до 1995 года — единственной) женщиной, удостоенной такой чести, (потому что в своем завещании супруги Бертло просили не разлучать их после смерти), она  пережила своего супруга на несколько часов. Во время похорон, министр народного образования Аристид Бриан произнёс речь в честь Софи Бертло:
- Госпожа Бертло обладала всеми редкими качествами, которые позволяют красивой, грациозной, нежной, любящей и воспитанной женщине разделять волнения, мечты и заботы гениального человека. Она прожила с Бертло в общности чувств и мыслей, которые объединяли их в идеальную пару, обладавшую единым сердцем и единой душой.
Софи Бертло, считавшаяся в мужском обществе лишь женой своего великого мужа –химика,  не прошла официальную церемонию национального признания, поэтому первой женщиной в Пантеоне называют Марию Кюри!
20 апреля 1995 года по решению президента Франции Франсуа Миттерана, прах Пьера и Марии Кюри был перенесён в парижский Пантеон.

С 8 ноября 2017 года по 4 марта 2018 года в Пантеоне состоялась выставка, посвященная 150-летию Марии Кюри.
Все знают ее, как великого физика, лауреата Нобелевской премии.  Всю свою жизнь посвятившую науке. В детстве у меня на полке стояла книга Евы Кюри, младшей дочери Пьера и Марии, журналистки. И я так любила,  листая ее страницы, погружаться в мир семьи Склодовских-Кюри.
Очень трогательно Ева рассказывает о своей матери. Мари была награждена грантом  фонда Александровича, созданном для помощи польских студентов, проходящих обучение за границей,  она получила два диплома — степень лиценциата по физике, а через год - по математике. Затем  Мари получает грант от французского Общества поощрения национальной промышленности на изучение магнитных свойств сталей под руководством профессора Габриэля Липпмана,  600 рублей из полученных денег Мария вернула в фонд Александровича в знак благодарности.
Мари планировала  вернуться домой, в Польшу, к семье. Но она встречает Пьера Кюри –  того  самого,  который проводил важные исследования по физике кристаллов, с его именем связан термин «точка Кюри».«Когда знаменитый английский ученый  лорд  Кельвин приехал в Париж,он отправился  в  Физическое   общество  слушать   доклад   Пьера  Кюри.   Этот прославленный  старец пишет письмо молодому физику, говорит с восхищением о его работах и просит назначить встречу.
    Лорд Кельвин - Пьеру Кюри, август 1893 года: «Дорогой  господин  Кюри, бесконечно благодарен Вам, что  Вы потрудились доставить мне созданный  Вами с  братом прибор, который дает мне возможность так удобно наблюдать    великолепное   экспериментальное явление пьезоэлектричества».
Пьер и Мария поженились без венчания  26 июля 1895 года.
 «Большую часть  времени Мари  проводит  в лаборатории института, где ей  отвели  собственное  место. Сама ведет хозяйство. Она изобретает блюда, не требующие больших хлопот, способные "доходить" сами собой  за  те часы, когда она бывает в институте.  Но кухня оказывается делом  не легче химии  и также полна тайн! Газовый  шкаф, несколько  раз превращавший жаркое в уголь, теперь  понял свои  обязанности. Перед  уходом  Мари регулирует  пламя  с  точностью  физика,  затем,  окинув тревожным  взглядом  доверенные  огню  кастрюли,  запирает  входную   дверь, скатывается с лестницы и догоняет мужа, чтобы идти с ним вместе в институт.  Через  четверть часа, склоняясь  над приборами другого вида, она так  же старательно отрегулирует высоту пламени лабораторной горелки».
Старшая дочь Ирен родилась 12 сентября 1897 года. Ирен впоследствии  пошла по стопам родителей: стала учёным в области физики и химии. Совместно с супругом Фредериком Жолио-Кюри она открыла явление искусственной радиоактивности, они удостоились Нобелевской премии по химии в 1935 году.
Её воспитывал, в основном, отец Пьера Эжен Кюри, доктор на пенсии, который присутствовал и при родах. После смерти своей супруги от рака молочной железы в 1897 году, через две недели после рождения Ирен, он переехал в дом Марии и Пьера, полностью посвятив себя заботе о внучке и предоставив родителям возможность продолжать исследования. Доктор Кюри, увлеченный идеями 1848 года, был в близкой дружбе с радикалом Анри Бриссоном. 
Чтобы  показать скептикам радий и полоний, доказать миру  существование их детищ и окончательно убедить самих себя, супругам Кюри понадобится четыре  года упорной работы.

Вот так описывает Ева двух фанатиков от науки:
«Мастерская выходит  во  двор,  а по  другую  сторону двора стоит  деревянное строение -заброшенный  сарай  со  стеклянной крышей,  протекающей во  время дождя, - в жалком состоянии. Медицинский  факультет некогда  использовал это  помещение для  вскрытий,  но уже  с  давних  пор оно считалось  непригодным даже  для хранения  трупов. Пола  нет -сомнительный  слой  асфальта покрывает землю. Обстановка  -  несколько ветхих кухонных столов,  неизвестно  как  уцелевшая черная классная доска и старая железная печь с ржавой трубой. Простой рабочий не стал бы  работать по доброй воле в таком месте.
     Пока они входили  во владение  своим  сараем, пришел ответ  из Австрии. Вести добрые! Вопреки обыкновению, отходы, полученные за последнее время при извлечении  урана,  еще  не  были  вывезены.  Ненужный производству материал ссыпали в кучу у рудника на пустыре. Благодаря посредничеству   профессора   Зюсса  и  Венской  академии  наук  австрийское правительство в качестве владельца этого государственного завода постановило отпустить безвозмездно тонну  отходов в распоряжение двух лунатиков в науке, уверяющих,  что  эти  отбросы  им   необходимы. .     Сарай  на  улице Ломон  образцовый по отсутствию удобств.  Летом  из-за стеклянной  крыши в нем  жарко, как  в теплице. Зимой не знаешь, что лучше - дождь или  мороз. Если  дождь, то водяные  капли с мягким,  но раздражающим стуком  падают  на  пол,  на рабочие  столы,  на  разные  места,  отмеченные физиками, чтобы  не ставить там аппаратуру. Если мороз, то  мерзнешь сам. А помочь нечем. Печка, даже раскаленная докрасна, одно разочарование. Подходишь к ней вплотную, немного согреваешься, но чуть отойдешь, как попадаешь в зону  обледенения. Мари и Пьеру  необходимо привыкать к жестоким внешним  климатическим   условиям:  из за  отсутствия   в   числе  прочего необходимого   оборудования  -тяги  для  вывода  наружу  вредных  газов  -большинство  процессов обработки  надо осуществлять  под  открытым небом, на дворе. Стоит разразиться ливню, и физики спешно переносят аппаратуру опять в сарай. А чтобы продолжать  работу и не задыхаться, они устраивают  сквозняк, открывая дверь и окна.
 В таких условиях чета Кюри будет работать с 1898 по 1902 год. В первый год они работают совместно над химическим выделением полония и радия,  добывают  радиоактивные продукты, а затем измеряют интенсивность  их излучения.- Мне приходилось обрабатывать в день до  двадцати килограммов первичного материала,  - пишет она, - и в результате  весь сарай был заставлен большими химическими   сосудами с осадками и растворами; изнурительный труд - переносить мешки, сосуды,  переливать растворы из одного сосуда в другой, по нескольку часов подряд мешать кипящую жидкость в чугунном котле. Наступает  следующий этап в работе -   очистка  и дробная кристаллизация растворов высокой   радиоактивности. За шесть дней  до своей смерти старик Склодовский, не доживший до триумфа дочери всего два года, начертал  дрожащею рукой следующие строки  уже не прежним четким, ровным почерком:
  «Наконец ты располагаешь чистой солью радия! Если принять во  внимание, сколько потрачено труда, чтобы добыть его, то, конечно, это самый дорогой из химических элементов.  Жаль   одного, что   работа  эта  имеет  интерес, по-видимому, только теоретический".
Нобелевскую премию по физике 1903 года (половину  получили  супруги Кюри, вторую половину Анри Беккерель). Формулировка Нобелевского комитета: «В знак признания исключительных услуг, которые они оказали науке совместными исследованиями явлений радиации, открытой профессором Анри Беккерелем».
19 апреля 1906 года Пьера сбила тяжелая фура и его похоронили в одной могиле с отцом на кладбище в Со. Позднее там же была погребена и Мари. В конце жизни она носила красные кожаные перчатки, скрывавшие ее изъеденные опытами с радиоактивным веществом руки.
Мария Кюри умерла 4 июля 1934 года. Она чуть больше года не дожила до присуждения Нобелевской премии дочери Ирен и зятю Фредерику Жолио за открытие искусственной радиоактивности.  Гроб, в котором ее похоронили, очень тяжел. Он защищен изнутри слоем свинца толщиной 2,5 сантиметра. Мари так и не расстанется с полученным ею первым граммом радия. Позже она завещает  его своей лаборатории. Личные вещи знаменитой ученой, включая ее одежду, мебель, книги рецептов, лабораторные записи, по-прежнему заражены радиоактивными веществами. Они считаются национальным достоянием Франции и хранятся в защищенных свинцом коробках в Национальной библиотеке в Париже.
Посетители библиотеки, прежде чем ознакомиться с ее рабочими дневниками и журналами, должны подписать формуляр, в котором говорится, что они знакомы с опасностью, и обязательно надеть защитное снаряжение, чтобы не заразиться радием 226. Период полураспада его составляет 1600 лет. Это значит, что посетителям придется соблюдать меры предосторожности еще полторы тысячи лет.
    
По материалам книги Евы Кюри «Мария Кюри».
Перевод с французского Е.Ф.Корша под ред. проф. В.В.Алпатова
Фотография Алексея Парщикова.
На фотографии, сделанной поэтом Алексеем Парщиковым в марте 2002 года, – парижский Пантеон, украшенный женскими портретами. Изображения закрывают все пространство между колоннами. В центре – нобелевская лауреатка по физике и химии Мария Кюри. Слева – писательницы Дельбо и Колетт, героиня черного сопротивления Солитюд, феминистка Мария Дерэм. Справа – создательница "Декларации прав женщины и гражданки" Олимпия де Гуж, феминистка Симона де Бовуар, писательница Жорж Санд, анархистка Луиза Мишель.