Монахиня Вероника Рахеб. Kелейница игуменьи Тамары

Анатолий Гурьевич Холодюк
Фотоархив деятелей Русской Зарубежной Церкви. 27

Фото: Монахиня Елеонского монастыря Вероника (Рахеб), долголетняя келейница игуменьи Тамары (урожд. Романова; в миру – княжна императорской крови Татиана, в замужестве – княгиня Татьяна Константиновна Багратион-Мухранская; 1890 – 1979). Автор фото – Логвиненко Александр. Фото помещено в  книге:  Холодюк А.Г.  Игуменья Царского Рода. Княжна Татьяна Константиновна, Елеонская игуменья Тамара. – М.: Издательство Фонда Великого Князя Сергея Александровича, 2018. – 204 с.: ил



                К 100-летию Русской Православной Церкви заграницей (1919 — 2019)


                О ПРОЕКТЕ  "ФОТОАРХИВ ДЕЯТЕЛЕЙ РУССКОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ"


Проект "Фотоархив деятелей Русской Зарубежной Церкви" задуман  автором  в год 100-летия РПЦЗ с целью обнародования редких фотографий (с автографами и без них) известных клириков и монашествующих РПЦЗ, ныне здравствующих или уже ушедших из жизни. Все фотографии хранятся  в  личном архиве Холодюка А.Г.(Мюнхен,Германия). Многие из фотоснимков принадлежали  в прошлом старшей сестре (наместнице) Феоктисте  (Ягнам; 1924 — 2012), подвизайшейся  в Горненском  и Елеонском монастырях на Святой Земле. Часть фотодокументов  приобретена автором в  Иерусалиме, Цюрихе, Женеве, Нью-Йорке, Мюнхене и др.  Другие  фото  подарены людьми, пожелавшими остаться неизвестными.  Некоторые фотографии деятелей РПЦЗ сделаны автором. 


Лист 27. МОНАХИНЯ ЕЛЕОНСКОГО МОНАСТЫРЯ ВЕРОНИКА  (РАХЕБ), КЕЛЕЙНИЦА ИГУМЕНЬИ ТАМАРЫ (УРОЖД. РОМАНОВА; 1890 – 1979). 

Монахиня Вероника (Елена Рахеб; 1948 года рождения), долголетняя келейница игуменьи Тамары,  более двадцати лет не отлучавшаяся  от   нее.   Осиротевшую Елену, арабскую девочку из Вифлеема, привела в марте 1957 года  в Елеонский монастырь ее бабушка. Воспитание девочки в русском духе проходило в игуменском доме под руководством матушки Тамары, называвшей Елену своей  "второй дочерью". Елена  называла игуменью Тамару своей «аммой», то есть мамой. С детства благодаря матушке Тамаре  воспитанница полюбила в обители все-все русское и  выполняла самые разнообразные послушания: читала, пела, делала свечи, шила, плела четки, убирала, помогала в иконописной. В 1980 году инокиня Мария приняла постриг с именем Вероника. В Елеонском монастыре монахиня Вероника (Рахеб)  подвизается уже более 60 лет.  Ныне она уже ослабела, но  ухаживает за тяжело больной монахиней Тамарой. К сожалению,  уже пять лет  не занимается иконописью.

Ниже приводится краткий рассказ самой монахини Вероники – фрагмент из книги "Игуменья Царского Рода. Княжна Татьяна Константиновна, Елеонская игуменья Тамара. – М.: Издательство Фонда Великого Князя Сергея Александровича, 2018": 

– Мое воспитание проходило в игуменском доме под руководством матушки Тамары. И 25 лет я не отлучалась от нее – до самой кончины матушки. Я, как и другие арабские девочки-подружки, называла ее своей «аммой», то есть мамой. С детства я полюбила благодаря матушке Тамаре в монастыре все-все русское, даже «Божьи каши – манные и гречневые» и, конечно, красные борщи. Я выполняла самые разнообразные послушания: пела, делала свечи, шила, плела четки, убирала, помогала в иконописной. «Причем, русскому языку и швейному делу меня учила сама матушка Тамара, а вышивать – сестра Феоктиста, – рассказывала монахиня. – Пришла я в наш монастырь еще в восьмилетнем возрасте и уже тогда знала на русском языке три молитвы: «Отче наш», Трисвятое и «Господи, помилуй». Выучила я эти молитвы в моем родном городе Вифлееме. Наша арабская семья имела и греческие корни, а фамилия Рахеб в переводе на русский означает «монашеский». Мой родительский дом располагался почти рядом с базиликой Рождества Христова, где меня и крестили. Так уж случилось, что мои родители рано развелись, и я до восьми лет воспитывалась бабушкой. Это от нее я и узнала первые русские слова и молитвы.

В нашем доме часто останавливались русские монахини из Елеонского монастыря, когда они приезжали в Вифлеем на большие праздники. В доме бывала и некая монахиня Татиана, которую мы с братиком Ильей называли «русской бабушкой». Мой отец был военным, и вот в 1956 году моя бабушка должна была уехать к нему в Кувейт, где он в то время служил. Тогда она меня и привезла в монастырь – «только на пару месяцев», а получилось – на всю жизнь… До 25 лет за мной «охотились» все мои родственники, чтобы под любым предлогом «выцарапать» и навсегда забрать меня из монастыря, но все их усилия были напрасными. Под влиянием и покровительством матушки Тамары я прожила всю свою жизнь только в обители. Никуда отсюда не уходила, никогда у меня не было и мысли блуждать по другим монастырям или менять их. Матушка Тамара стремилась дать всем арабским девочкам настоящее русское образование и вместе с отцом Димитрием поддерживала русский дух в обители. Сама она преподавала нам русский и церковно-славянский языки, а также русскую литературу. Не ошибусь, если скажу, что наша любимая игуменья Тамара своими рассказами о фантастических по красоте белых ночах в ее родном городе детства на Неве, о дивной природе вокруг старинных русских монастырей, о деревянных церквах и избах на берегах Волги не только одну меня, но всех нас, девочек-арабок, навсегда влюбила в Россию «от росинки до звезды». …Вот так и вышло в моей жизни, что от рождения по национальности я – арабка, а по самосознанию чувствую себя ...русской! Хотя я никогда в России не жила. Посетила ее только в 1997 году».

...Матушку Тамару  неоднократно и с удивлением спрашивали на Елеоне русские священнослужители и многие участники паломнических групп: «Зачем так много арабок принимать в русский монастырь и устраивать здесь для них детский сад и школу?»; «Этих арабок крестили в вашем монастыре или они уже до поступления обитель перешли из ислама в христианство?» Игуменья Тамара, уже привыкшая к подобным вопросам, воспринимала их спокойно. Она терпеливо отвечала гостям обители, что на Святой Земле живет немало арабов-христиан, а христианство проповедовалось на арабских землях еще во времена святых апостолов. Арабов-христиан, объясняла матушка заинтересованным людям, связывают с арабами-мусульманами только общий язык и письменность. При этом матушка Тамара иногда подзывала к себе отроковицу Елену Рахеб, чтобы та кратко рассказывала гостям уже заученную ею наизусть историю о том, что крестили ее еще в младенчестве по православному обряду в Вифлееме, причем, «прямо в той пещере, где родился Богомладенец Иисус».

...После блаженной кончины игуменьи Тамары в день праздника Успения Пресвятой Богородицы  28 августа 1979 года в монастыре огласили письменное  завещание  матушки.  Согласно этому документу  серебряная икона  с потемневшим  Ликом Божией Матери  Иверской перешла ее верной и любимой келейнице – инокине Марии (Елене Рахеб). С тех пор   на  горе Елеон в Иерусалиме, в келье монахини Вероники хранится иконка Божией Матери Иверской. В далеком 1914 году известный в России Оптинский старец Анатолий (Потапов) подарил  эту икону княгине Татьяне Константиновне Багратион-Мухранской. В 1946 году в Женеве ее постригли в монахини с именем Тамара и благословили подвизаться в Святой Земле. Здесь в 1951 году она возглавила   Свято-Вознесенский женский монастырь в юрисдикции РПЦЗ. Игуменья Тамара (урожд. Романова) всю жизнь не расставалась с иконой из Оптиной пустыни. Она была для нее иконой-путеводительницей. Ныне икона Иверской Божией Матери, которую  в далеком 1914 году Оптинский старец, иеросхимонах Анатолий подарил княгине Татьяне Константиновне Багратион-Мухранской, находится в Свято-Вознесенском женском монастыре на горе Елеон, в келье   монахини Вероники (Рахеб). Иконка  из Оптиной Пустыни висит  над кроватью у  изголовья  монахини Вероники.

Благодаря монахине Веронике православный мир узнал многие подробности о многосторонней деятельности игуменьи Тамары в монастыре на Елеонской горе. Записанные автором в разные  годы воспоминания монахини Вероники позволили
приподнять завесу над глубоким духовным миром этой, пожалуй, самой известной русской игуменьи XX века на Святой Земле.