Швейцарская сцена краут-рока. Творчество коллектив

Владимир Курбалиев
Швейцария - страна знаменитая рок-группами в разных направлениях этого жанра. Представителями хард-рока являются команды «Spot», «Celtic Frost», «Gotthard». На территориях арт-рока работают «Circus» «Krokus». Переходя непосредственно к краут-року, то, прежде всего, стоит выделить гиганта этого направления в этой стране, коллектив «Krokodil». Однако, в этой стране, были группы краут-рока, явившие Миру всего одно творение, как например команда «McChurch Soundroom», и одному из таких представителей, группе «Drum Circus» будет посвящена эта статья.
            История коллектива начинается в 1971 году в момент её основания немецким ударником Петером Гигером. В переводе с английского языка название группы звучит как «Бесконечная прокрутка». Петер решил собрать ансамбль из двух коллег-барабанщиков Марка Хельмана и Алекса Байи, саксофониста и флейтиста Герда Дудека, бас-гитариста Исла Экиндера и двух вокалистов Кароля Муриэля и Поло Хофера. На клавишные и ситар был приглашён восходящая звезда континентального краут-рока, лидер бельгийской группы «Brainticket» – Йоэл Вандрогенбрук. К слову, стоит отметить, что Йоэл сходу стал лидером и этого коллектива, практически в одиночку подготовив весь материал альбома. К слову, текстами он не занимался, поскольку эта миссия была доверена известному американскому психиатру, другу Джона Леннона – Тимоти Лири, который временно проживал в Швейцарии. К слову, Лири не был членом коллектива, выступая на правах сотрудничества с группой. Несмотря на то, что коллектив был из Швейцарии, группа занималась записью лонгплея в соседней Германии, в Штутгарте на студии звукозаписи «Horst Jankowski» и в этом же году явила публике пластинку «Magic Theatre» тексты на которой были написаны на английском языке и музыкально представляя собой краут-рок с джазовыми и авангардными вкраплениями с добавлением индийской музыки.
               Первую сторону альбома открывает экспериментальный и впечатляющий одноимённый трек – «Magic Theatre», который начинается с полилога ударных переходя в классический органный пассаж, который сменяется вставкой-эффектом «военного марша», которая сменяется солом на ситаре Вандрогенбрука и уходя в довольно длительный атмосферный и авангард, представленный диалогом саксофона и ударных. Красивая вещь, которую хочется прослушать и очень трудно забыть.
             Открывающая вторую сторону альбома «Now It Hurts You» примечательна искажением женского вокала, на смену ей приходит несколько джазовая «Papera» с удивительным соло на ударных. В «Groove Rock» слышен нехарактерный для звучания группы хард-рок и интересный рифф, однако в отличие от большинства групп подобного направления он представлен на альбоме не гитарой, а ситаром. Это делает вещь в своём роде уникальной. Закрывает альбом джазовое блаженство «All Things Pass» с сочной игрой на контрабасе.
               После выхода альбома группа распадается, и пути участников расходятся в разные стороны. Из участников группы, кроме Гигера и Вандрогенбрука, а также имеющего отношение к группе Лири информации не имеется. Расскажем об их жизненном пути отдельно.
              Тимоти Лири оказался в этой стране неслучайно – здесь он искал политическое убежище, скрываясь от властей США. Однако, не найдя поддержки правительства страны, он в этом же году эмигрировал в Афганистан, где в 1972 году был арестован и отправлен обратно в Америку, проведя в тюрьме 4 года. После выхода из тюрьмы, в 1976 году, написал несколько работ по психологии и философии, также занимался техническими аспектами компьютеризации. Его жизнь оборвалась в 1996 году в возрасте 75 лет. Вечная память.
             Другой член коллектива, бельгиец Йоэл Вандрогенбрук вернулся к работе со своим коллективом «Brainticket», записав в 1973 году изумительную пластинку «Celestial Ocean» которая валяется жемчужиной краут-рока и основана на синтезе этого стиля с экспериментальной, авангардной музыки и джазом. К слову, коллектив работает и по сей день, также Йоэл занимается научной карьерой, предпочитая её выпуску сольных работ.
             Что касается лидера группы, Питера Гигера, то в 1971 году он возвращается в Германию, где основывает коллектив «Dzyan», который выпустил всего 3 альбома, причём хочется отметить последний из них – «Electric Silence» 1974 года, представляющий собой краут-рок с вкраплениями электронной музыки. Также ударник активно занимается сольной карьерой по настоящее время.
             Жаль, что эта швейцарская краутовая история оказалась столько короткой, возможно слушатели бы оценили следующие альбома ребят по достоинству.



                Владимир Курбалиев