Прохор

Светлана Иванова Татаринова
Зовут меня Прохор. Для своих – Проша. Я – домовой, которому без малого сто пятьдесят годков. Как и положено домовым, у меня есть семья, которой я служу очень давно.

Староват я, память подводить стала, поэтому сейчас уже и не припомню, как именно попал в эту семью. Помню только, что времена были смутные, беспокойные. И того первого моего хозяина раскулачили и отправили из-за Урала на житье в одну из тогдашних южных республик.

Ох, и жалко нам было с Хозяином оставлять нажитое. Ведь сколько труда было вложено, сколько сена мы с ним запасли! И коров наших, кур забрали тогда подчистую. Хорошо, что сам Хозяин живым остался, да семью свою сберег. Правда, остались только с тем, что на себе было, да что в руках унести смогли. На подводах уезжали в спешке, иначе бы не сносить Хозяину головы. Н-да, вот так-то бывает. Жизнь – она такая.

Ну а после, как приехали на место, постепенно обжились. Трудно было первое время, непривычно. Природа совсем другая – горы и степь, куда ни кинь свой взор. Да и климат отличался. Я все никак не мог перестроиться – летом в дневное время жарко, а ночью – холодно.

А еще тут огороды поливают – копают канавки, по которым воду гонят из большого канала по огородам, по очереди. Название такое у этих канавок чуднОе – «арыки». На прошлом месте мы никогда и не поливали – дождик всегда эту работу делал. А тут дождей порой все лето не бывает, вот люди и делают эти арыки, чтобы потом через них огород свой поливать.

Только это уже давно в прошлом осталось. Тот самый первый хозяин помер, а его дети выучились на учителей. Интеллигенция, стало быть. Ну и я подучился из их книжек, читал, значит, много тогда. Только вот сына хозяина злые люди забрали по навету. Так и не вернулся он назад. Да-а-а-а, вот такая вот жизнь тогда была.

Много людей сгинуло, пропало ни за грош. Жена хозяина убивалась по нему, конечно, но жить-то ведь нужно дальше. Два сына у нее было. Вот у младшего я и остался прислуживать. Он с женой старого хозяина, то есть матерью своей вместе жил. Вот им и помогал.

Потом молодой хозяин женился, родилось у него двое детей. Позже за дочкой его я поехал, как она на учебу в большой город собралась. Надо же присмотреть за ней было. Да и почта голубиная пришла, где мне старейшины-домовые наказ дали – следовать за хозяйской дочкой. Мол, ей я нужней буду.

Хозяин с женой работали и в город нечасто могли выбраться. Шутка ли, три часа в один конец, да еще и в автобусе. («Фу! Не люблю я эти агрегаты – шумят, дымят. Гадость одним словом!»)

Вот их дочка и жила в городе в общежитии, пока замуж не вышла. Ну и я с ней, куда же я без нее? Так вот и потом поехал с ней в дом, где она с мужем стала жить. Ее родители-то тоже в доме жили. Это мне нравилось очень. Не люблю квартиры, в них не развернешься и не спрячешься. Опять-таки, в своем доме огород, сад, хозяйство. Только вот удобств никаких не было, потому тяжко моей новой хозяйке пришлось.

Поэтому радовалась она очень, когда ее мужу дали квартиру на работе. Переехали они с детьми, стало быть, и со всем своим немудреным скарбом. К тому времени у них две дочки было. Ну и я с ними поехал, ведь семья, как-никак. Хоть и не хотел я в квартире жить, да разве домовые выбирают? Куда хозяин или хозяйка, туда и они.

В новой квартире тесновато было. Хотя и трехкомнатная она, да мест, где схорониться, раз-два и обчелся. В старом доме и чердак был, и сарай с кладовкой. А тут что? Тьфу! Одним словом - квартира. Да разве ж нас спрашивают? Ходишь, за домом хозяина радеешь, порядок блюдешь. А кто это ценит?

Опять же дети. Это же одно беспокойство. Только и смотри, чтобы свет не оставляли включенным или дверь запирали после ухода.

Мало этого, хозяева еще и собаку завели! Такого лохматого пса непонятной породы. Ходил тут вначале, гадил на коврик, скулил ночью так, что я уж собрался на балконе ночевать. Но обошлось, поумнел, повзрослел он. Лаял только очень громко, аж на весь подъезд. Зато я за квартиру хозяев стал спокоен – ни один лиходей не рискнул бы внутрь полезть без последствий.

Жили-были мы потихоньку, не гоняясь за богатством. Было и такое время, как и у многих, едва на еду денег хватало. Но пережили это, и то ладно.

Только вот муж хозяйки занедужил, а потом и вовсе помер. Охо-хонюшки, вот ведь так-то вышло. Жизнь и такая бывает, да.

Осталась Хозяйка с двумя дочками, уже взрослыми. Старшая так та уже замужем была в ту пору, жила отдельно с мужем, да еще и с их дочкой. Переживали они все горюшко-то свое. Но жизнь она ведь все равно течет, меняется.

***
Прошло-пролетело восемь годков с того времени. Все вроде налаживаться стало. Хозяйка на пенсию вышла, дачей своей занялась, почитай с весны до поздней осени там. А дочь ее младшая здесь, на квартире, значит, осталась. У старшей хозяйской дочери еще дочка родилась. Моей Хозяйки еще одна внучка, стало быть. Вот жизнь и такой стороной поворачивается, не только же в ней горести, радости тоже есть. Всего намешано понемногу.

А я знай, свою работу делаю – за квартирой приглядываю, пока младшая дочь хозяйки на работе. Охранять-то теперь некому. Пес-то старый стал и заболел сильно, пришлось его усыпить, чтобы не мучился. Жаль мне его, хотя и шумный пес, но верным был, службу свою нес исправно.

Скучно мне теперь тут одному дома целыми днями. В квартире-то и дел особых нет – то кладовку с припасами осмотреть – не испортилось ли чего (хозяйка с дачи привозила ягоды, да овощи, а потом вот на зиму закрыла всего). А то за техникой присмотреть. Хотя, честно сказать, побаиваюсь я ее. Как мужа хозяйки не стало, то тут, то там поломка вылезет.

Не так давно голуби с почтой от старейшин прилетели. И вновь мне нужно с места сниматься. На этот раз переезжать к старшей дочке хозяйки. Не все ладно у нее дома, беда кружит. Охо-хонюшки!

***
Так и вышло. Спустя неделю после моего переезда к новой хозяйке помер ее муж. Теперь она с двумя дочками осталась, младшая только вот в школу пойдет.

Уж я и так, и этак старался ее успокоить – никак не выходит. Плачет и все тут. Вот уже не думал, что обрадуюсь тому, что у нее дети есть – при них-то она плакать не посмела, расстроить их еще больше боялась.

Эх, жизнь-то по всякому крутит, вот так тоже в жизни бывает. И с мужем жили не ахти, а без него и того худо. Охо-хонюшки!

Ну, ничего, прошли и это мы с Хозяйкой. Теперь вот все успокоилось, наладилось. Переехали мы с ней в новое жилье. Я уж ей и так шептал ночью под ухо, и этак, что нельзя оставаться ей с детьми на старом месте. Темного много в том жилье было. Новая Хозяйка свечи церковные жгла, конечно, да молитвы читала. Помогло это немного, но ненадолго.

Все-таки уговорил я ее съехать со старой квартиры. Жилье новое аккурат в нужный срок нашлось. Да и переезд получилось быстро провернуть. Правда, грузчики попались какие-то отмороженные – мебель хозяйскую все-таки повредили местами.

Но я им отплатил, конечно, в долгу не остался. Головы-то им заморочил, они и забыли свои вещички у водителя, что хозяйские вещи перевозил. То-то они потом его догоняли, потому как в рабочей одежде остались, а домой-то идти нужно.

А мы с новой Хозяйкой обживаться на месте стали, да дела свои устраивать. Постепенно все наладилось у нас. Котов вот только она не любит. А мне скучно без компании. Рыбы, правда, в аквариуме плавают. Но что с них возьмешь? Только рот и умеют открывать в ответ, и ни слова от них не дождешься.

Днем-то я за холодильником сижу или за печкой, то бишь за плитой, как она сейчас называется. А ночую я на лоджии в укромном уголке, там никто не ходит почти. А днем здесь шибко светло, потому я под ванной хоронюсь. Тут потише немного, хотя тоже то Хозяйка заходит, то дети ее.

Правда, сейчас старшая ее в другом городе учится. А Хозяйка моя с младшей дочкой живет, ну и со мной, конечно. Куда ей без меня-то? Она женщина красивая по людским меркам и добрая, только вот непрактичная и доверчивая. Липнет к ней, всяк кто ни попадя. Она, конечно, не дура, но тоже бывает, что голову ей морочат.

Тут уж я подключаюсь. То из ее кошелька мелочь наземь кину, пока она ее поднимет и обратно уберет, глядишь и морок прошел. То у пакета ее с продуктами ручку оторву, не так чтобы все на полу было (незачем добро портить), а чтобы ворон не ловила. Жизнь-то она такая – не успел и глазом моргнуть – получай по полной!

Вот с Интернетом сложней. Это зверь такой – у-у-у-у! Стоит кому попасть к нему – пропадет на несколько часов. Затягивает – жуть! Есть и полезное у него, мы вот с Хозяйкой читать любим. Я с ней тоже к чтению пристрастился. А что? Скучно же дома, гости к нам мало ходят. Одно развлечение – чтение.

Хозяйка моя к тому же сама истории придумывать мастерица, а потом еще и записывает их. Один раз даже про меня сочинила. Она не знала, а я тихонько рядом стоял и читал все, что она записывала. Ничего так вышло, местами даже забавно.

Вот так мы с ней и живем – то читаем, то по хозяйству хлопочем, то в магазин ходим за продуктами, то на рынок. Не люблю я, правда, из дома уходить. Но куда ее одну пустишь? Еще обдурит кто, она ведь такая доверчивая у меня. Да и вечерами за дочкой в школу ходит – забирает ее домой. Как ее отпустишь? Темно ведь. Был бы хозяин новый с ней, чтобы заботился, тогда бы я и не беспокоился за нее. А коли нет такого пока – я за ней приглядывать буду.

***
Ну, вот и день прошел, Все на месте, жилье в порядке, в чистоте. Рыбы накормлены, еда сготовлена, продукты куплены. Можно и на боковую.

Охо-хонюшки! Хозяйка забыла будильник поставить на завтра. Вот ведь кулема! Придется утром ее будить. Ладно, придумаю что-нибудь. Пусть пока отдыхает, а я по квартире поброжу, присмотрю за порядком. А то мало ли что, жизнь-то она такая.