Татьяна Ларина пленяет ненормальностью

Александр Шувалов
Главные персонажи знаменитого в России романа в стихах «Евгений Онегин» Александра Пушкина по настоящее время на слуху и стали почти нарицательными. Зададимся некоторыми «второстепенными» вопросами. Кто больше нравится читателям (и самому Александру Пушкину) Татьяна Ларина или её красивая сестра Ольга? Вопрос риторический. Гораздо интересен другой вопрос: какими средствами поэт достигает своей цели, делая образ Татьяны более привлекательным?

Татьяна Ларина - близкий и почти родной нам женский образ в классической русской литературе. Поэтому психиатрический взгляд на этот персонаж может несколько шокировать не только пушкинистов. Психологи, например, Борис Михайлович Теплов, ограничивались только такими её характеристиками, как «крайняя чувствительность, впечатлительность, с одной стороны, и импульсивность, с другой».
Перечитаем текст с психиатрическим вниманием.

ПУШКИН О ЛАРИНОЙ

«…Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.

Задумчивость, её подруга
От самых колыбельных дней,
Течение сельского досуга
Мечтами украшала ей...

Но куклы даже в эти годы
Татьяна в руки не брала;
Про вести города, про моды
Беседы с нею не вела.
И были детски проказы
Ей чужды: страшные рассказы
Зимою в темноте ночей
Пленяли больше сердце ей.
Когда же няня собирала
Для Ольги на широкий луг
Всех маленьких её подруг,
Она в горелки не играла,
Ей скучен был и звонкий смех,
И шум их ветреных утех.

Она любила на балконе
Предупреждать зари восход…
В привычный час пробуждена
Вставала при свечах она.

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли всё...»

МНЕНИЕ ПСИХИАТРА

После этих строк, если бы статья была предназначена для психиатров, можно было бы поставить точку. Международная классификация болезней утверждает, что для установления диагноза шизоидного расстройства личности достаточно трёх признаков из перечисленных: «большая часть времени уделяется фантазиям и интроспекции; почти неизменное предпочтение уединённой деятельности; отсутствие близких друзей или доверительных связей даже среди родных; нечуткость к превалирующим социальным нормам и условиям». Диагностический вывод напрашивается сам собой.

Динамика литературного образа Татьяны не позволяет сразу составить окончательное мнение о типе её личности. Можно спорить, является ли эта эволюция изначально интровертированной акцентуации личности или хорошей последующей компенсацией шизоидного расстройства. Первый и весьма подробный портрет Татьяны в «Евгении Онегине», нарисованный Пушкиным, свидетельствует о наличии явных шизоидных черт личности.

ДАЛЬНЕЙШИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

 Таким образом, драматичный финал романа был во многом предопределен психопатологическими особенностями личности героини. Несчастна ли Татьяна? Она замужем за нелюбимым человеком, а счастье с Онегиным для неё недоступно в принципе. Но такое предположение верно лишь отчасти. Любая личность, в том числе и психопатическая, претерпевает с возрастом свою динамику. Татьяна с годами начинает жить в полной гармонии с окружающим её светским обществом, понимая, что человек состоявшийся лучше подходит для роли мужа, чем человек ищущий, который «не создан для блаженства».

Философ и психолог Вадим Руднев отмечает характерное для Татьяны Лариной совмещение шизоидного и истерического поведения. На истерический тип характера, по его мнению, указывает «совершенно не реалистический факт написания русской девушкой-дворянкой любовного письма мужчине в начале 1820-х годов. Именно попустительское нежелание считаться с этикетом и полное эгоцентризма нежелание хоть как-то разобраться в личностных особенностях, человека, которого она полюбила, побуждает Татьяну к истерическому поступку написания письма». Письму предшествует «почти истерический припадок»:

«И вдруг недвижны очи клонит...
Дыханье замерло в устах...
Я плакать, я рыдать готова!..»

Но когда Онегин уезжает, Татьяна поступает не как инфантильная истеричка: она не застывает в истерической обездвиженности и не носится в истерическом возбуждении. Она идёт в дом Онегина, читает книги, которые интересовали Евгения, и начинает лучше понимать свой «эротический объект». В ней просыпается шизоидная часть её личности:

«И в молчаливом кабинете,
Забыв на время всё на свете,
Осталась наконец одна,
И долго плакала она».

ИТОГ:

В случае Татьяны Лариной можно предполагать сочетание шизоидного расстройства личности с примесью истерических черт.

Источники:

Пушкин А.С. Евгений Онегин // Полное собр. соч. Т. 3. Евгений Онегин. – М.: Изд-во «Правда», 1954.
Руднев В.П. Введение в шизореальность. – М.: Аграф, 2011.
Теплов Б.М. Заметки психолога при чтении художественной литературы // Избр. труды. В 2-х тт. Т. 1. – М.: Педагогика, 1985.