Музыкальный поручик Киже

Мак Овецкий
 ...Он прославился как композиторы посконно-народного направления, хотя звали его Михаил Эммануилович Гольдштейн.
Именно этот носитель идей вышиванки не только написал музыку, но и придумал биографию ее «автора». Только, в отличие от литературного поручика Киже, поручик Киже музыкальный имел реальный исторический прототип. Николай Дмитриевич Овсяннико-Куликовский, живший в 18 веке богатейший малороссийский помещик, некогда подарил Одесскому оперному театру свой крепостной оркестр...
И вот, по версии Михаила Эммануиловича, именно Овсяннико-Куликовский, не справившись с овладевшим им вдохновением и создал бессмертную на тот момент 21-ю симфонию.
Триумфальному шествию по стране этого музыкального произведения способствовали следующие обстоятельства:
На закате Сталинской эпохи в СССР вскипает как волна компания по борьбе с безродным космополитизмом. А безродный космополитизм, как известно — эта характерная исключительно для евреев природная особенность. С которой следует неустанно бороться...
Симфония № 21, созданная музыкальным поручиком Киже, имела громкий успех и исполняясь лучшими оркестрами. Даже Симфонический оркестр Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского сделал её запись...
И ничего удивительного в этом нет. Михаил Эммануилович Гольдштейн был исключительно одарен. Поэтому написать симфонию в украинском стиле, на украинские народные темы, оркеструя ее под  конец XVIII — начало XIX века, было для него как два пальца...
Ну любил он это дело! В 1963 году Гольдштейн выиграл сразу три приза Всесоюзного конкурса композиторов за произведения для скрипки и виолончели — произведения были представлены на конкурс под псевдонимами (естественно, в качестве псевдонимов, бы выбраны две простых украинские и одна простая русская фамилии)...
За эти околомузыкальные игрища с властью рабочих и крестьян его несколько раз вызывали на допросы в КГБ, а в 1964 году вообще разрешени эмигрировать из СССР. Сажать его было неудобно, так как он был чрезвычайно известен в музыкальных кругах, в том числе за рубежом...
...А мифический украинский композитор Овсяннико-Куликовского, живший в 18 веке, был диво как хорош в 1947 году в качестве ее автора...
Отчизне тогда были нужны композиторы посконно-народного направления — и она их получала!  Партия сказала: «Надо!» — Гольдштейн ответил: «Есть!».
Михаил Эммануилович написал музыку, а заодно придумал и биографию ее «автора»...
Партитура, якобы найденная в архиве Одесского оперного театра, была представлена руководителю Одесской филармонии. На вопрос какая это симфония по номеру, Гольдштейн, не минуты не раздумывая, ответил: «Двадцать первая»...
А что делать: И этот Мишка был одесситом, и незамысловатая карточная игра «В 21-но» была любимой с детства.
21 СИМФОНИЯ ВЕЛИКОГО УКРАИНСКОГО КОМПОЗИТОРА Николая Овсяннико-Куликовского, в 1950-ые годы стала САМЫМ ИСПОЛНЯЕМЫМ в СССР произведением.
А ранее срываемое врагами народа творчество композитора Овсяннико-Куликовского, автор целых 21-ой восхитительных симфоний, заняло свое заслуженное место среди классиков типа Бородина, Глинки или Мусоргского...
Гольдштейн и не думал, что никто ничего не поймет, ведь в партитуре столько «ляпов»... Многое не могло быть написано в начале 19 века, да ещё и мелодию Дунаевского «Ой, рябина кудрявая», принятая Гольдштейном за народную и включенную в произведение...
Но даже Мравинский сделал вид, что не раскусил подлог — время было такое! и понеслась арба по кочкам! Рождение композитора Овсяннико-Куликовского было не только выношенным, но долгожданным. Тогда была популярна теория русского влияния на развитие западной музыки, а тут такое подтверждение. Одним словом, произведение идеально вписалось в культурную политику того времени так как удивительно точно соответствовало чаяниям партии и народа.
По настоятельным требованиям рабочих и крестьян, а также влиятельного  музыковеда Валериана Довженко, опубликовавшего об Овсянико-Куликовском статью и намеревавшегося писать книгу, Гольдштейн даже придумал композитору чуть более подробную биографию — в частности, годы жизни (1768—1846). Естественно, большая статья об Овсянико-Куликовском была включена во второе издание Большой советской энциклопедии...

PS. История музыкального поручика Киже хорошо известна. Но я ее взял отсюда https://picturehistory.livejournal.com/4706674.html 
Кстати, Михаил Гольдштейн, после окончания компании борьбы с безродными космополитами, попробовал признаться во всем, но ему по началу и не поверили, после такой шумихи, после того, как многие музыковеды уже защитили свои диссертации по этой теме, а Музгиз выпустил ноты, признать, что автором классической симфонии классика украинской музыки является какой-то музыкантишка из Одессы с просто вызывающей фамилией....
Гольдштейн, кстати, является автором ещё нескольких произведений «русских классиков»: альтового концерта «Хандошкина», сонаты для виолончели «Бородина», Листка из альбома «Глазунова» и Экспромта «Балакирева»...
И ему также хотелось славы. М. Гольдштейн в воспоминаниях пишет: «Одно время эту симфонию считали гениальным произведением, подлинной сокровищницей классики, высоким образцом симфонизма. Но когда выяснилось, что Овсянико-Куликовский ее вовсе не сочинил, то тогда она сразу не только перестала быть гениальной, но и была запрещена к исполнению в СССР. Как и любой упоминание о композиторе Овсянико-Куликовском...».
...Ну и напрасно! Музыкальное произведение Михаила Эммануиловича Гольдштейна под названием «21 симфония Николая Овсяннико-Куликовского» заслуживает того, чтобы быть увековеченным (см. картинку над текстом)
И ней не только как своеобразный исторический памятник своей эпохи. Это объективно чарующее произведение несомненно займет свое законное место в украинской музыкальной культуре.
Кстати, Михаила Эммануиловича Гольдштейна после эмиграции из СССР почти всю свою долгую жизнь, а умер он в 1989 году был профессором Гамбургской высшей школы музыки. А еще, под псевдонимом «Михайло Михайлов», он писал статьи на темы украинского музыкального фольклора, в котором считался признанным корифеем...