Федр

Константин Рыжов
Раб, а затем вольноотпущенника императора Августа, полугрек по происхождению, Федр был уроженцем провинции Македония. Уже с детства он вошел в соприкосновение с римской культурой и латинским языком. Начиная с 20-х гг. I в., Федр выпускает пять сборников «Эзоповых басен». Основой послужили греческие басни, фигурировавшие под именем «Эзопа», которые Федр облек в латинские стихи. Сперва ограничиваясь заимствованными сюжетами, он впоследствии пробует перейти и к оригинальному творчеству.
После выхода в свет первых двух сборников автор стал жертвой гонения со стороны Сеяна, временщика императора Тиберия, и попал в трудное положение. В следующих книгах сатира становится гораздо более невинной. Все чаще появляются басни отвлеченного типа, анекдоты — исторические, а из современной жизни, бытовые новеллы, даже бесфабульные стихотворения описательного или поучительного содержания.
Федр ставит себе в заслугу «краткость». Повествование его не задерживается на деталях и сопровождается только немногословными пояснениями морально-психологического характера. Персонажи выражаются сжатыми и четкими формулами. Язык — прост и чист. В результате получается все же некоторая сухость, а иногда и недостаточная конкретность изложения. Нравоучение не всегда вытекает из рассказа. Уже современники упрекали баснописца в «чрезмерной краткости и темноте».
«Слава», которой Федр ожидал, пришла не скоро. В поздней античности басни Федра, изложенные прозой, вошли в состав басенного сборника (так называемый «Ромул»), который в течение многих веков служил для школьного обучения и являлся одним из важнейших источников для средневековой басни. Подлинный Федр стал широко известен лишь с конца XVI в. Как подлинный, так и переработанный Федр послужил посредствующим звеном между греческим «Эзопом» и новоевропейской басней. (Тронский "Античная литература").

Античность  http://proza.ru/2010/12/19/444

Культура Древнего Рима http://proza.ru/2010/07/27/1457