Беседа с Г. Гессе Часть 2

Елена Пацкина
О книгах и не только

М. – Уважаемый господин Гессе, мой любимый автор М. Монтень писал в своих «Опытах»:
«Книги сопровождают меня на протяжении всего моего жизненного пути, и я общаюсь с ними всегда и везде. Они утешают меня в мои старые годы и в моем уединенном существовании. Они снимают с меня бремя докучной праздности и в любой час дают мне возможность избавляться от неприятного общества. Они смягчают приступы физической боли, если она не достигает крайних пределов и не подчиняет себе все остальное.
Чтобы стряхнуть с себя назойливые и несносные мысли, мне достаточно взяться за чтение; оно легко завладевает моим вниманием и прогоняет их прочь».
Как Вы думаете, каждый ли читающий умеет  получать такое наслаждение от книг?
 
Г. Г. – Читающий ради времяпрепровождения, пусть даже читает он очень много и только очень хорошие, лучшие книги, будет прочитывать их и забывать, а, в конце концов, останется бедняком, каким был. Но если читать книги так, как мы слушаем речи друзей, они раскроются тебе и станут твоими. Прочитанное не ускользнет и не затеряется в памяти, но останется с тобой, будет тебе принадлежать, будет радовать и утешать так, как это умеют только друзья.

М. – Далеко не все относятся к книгам как друзьям, некоторые – как к товару. Такие люди просто их потребляют, в основном, модные новинки.

Г. Г. –  Жизнь коротка, и по ту сторону ее никого не спросят о количестве одоленных книг. И поэтому неумно и вредно тратить время на чтение, не представляющее ценности. При этом я имею в виду не только плохие книги,
 а, прежде всего, качество самого чтения.

М. – Объясните, пожалуйста, Вашу мысль.

Г. Г. –  Хотя возможность научиться читать дается ныне каждому, лишь немногие замечают, как могуществен талисман, который они получили.

М. – Чтобы оценить такой талисман, надо быть книголюбом.

Г. Г. –  В сущности, каждый настоящий читатель всегда и книголюб. Ведь если ты способен всем сердцем полюбить книгу, то наверняка хочешь владеть и распоряжаться ею как своей собственностью, перечитывать и быть уверенным, что она всегда рядом и никуда не денется.

М. – Причем «каждый выбирает для себя», как писал наш замечательный
поэт Ю. Левитанский. Не стоит гнаться за изменчивой модой, за книгами-лауреатами всяческих премий. По-моему, книги надо выбирать только по
своему вкусу и разумению.

Г. Г. –  У каждого человека есть несколько книг, которые именно ему, именно этому человеку, приносят удовлетворение и наслаждение.

М. – А. Шопенгауэр считал, что «причина того, почему нам что-либо нравится, заключается в однородности и сродстве». Мы выбираем произведения, близкие нам по духу.

Г. Г. –  Каждому истинному читателю бесконечно огромный мир книг открывается по-своему, каждый в нем ищет и находит еще и себя самого.

М. – А что бы Вы посоветовали «истинному читателю», чтобы случайно не пропустить что-то ценное?

Г. – Если какая-нибудь книга при первом, возможно даже случайном, знакомстве произвела на тебя достаточно глубокое впечатление, то некоторое время спустя не премини прочесть ее еще раз! Удивительно, как при повторном чтении проступает ядро книги, как после спада чисто поверхностного напряжения становятся очевидны внутренняя жизненная ценность, своеобразие красоты и сила изображения.

М. – Может ли художественное произведение дать пищу не только воображению и эмоциям, но и разуму? Помочь, например, разбираться в сложных жизненных ситуациях?

Г. Г. – Есть множество стихотворений, сказок и драм, в которых глубины, ценности и даже пользы для повседневной жизни содержится больше, чем в бесчисленных учебниках.

М. – Станет ли мудрецом прочитавший множество книг?

Г. Г. – Знание можно передать, мудрость же – никогда. Её можно найти, ею можно жить, ее можно сделать своим парусом, ею можно творить чудеса, но облечь ее в слова, научить ей кого-либо невозможно.

М. – Многие люди в поисках истины через разные сообщества приходят к какой-либо религии, находят себе Учителя или Гуру…

Г. Г. – Кто подлинно ищет, подлинно желает найти, тот не может принять никакого учения.

М. – Почему? Ведь есть столько мудрых и даже священных книг! Разве они не дают окончательных ответов?

Г. Г. – Что есть истина, как жить на свете, – до этого каждый должен дойти сам, из книг этого не вычитаешь.

М. – Почему Вы так думаете?

Г. Г. – Божество в тебе, а не в понятиях и книгах. Истиной живут, ее не преподают.

М. – Разве нет универсальных правил жизни?

Г. Г. – Слова, в которых один человек находит жемчужины мудрости, для другого звучат глупостью.

М. – Это верно. Но жить следует своим умом.

Г. Г. – В тебе самом есть тишина, есть святилище, куда ты в любое время можешь удалиться, чтобы побыть самим собой.

М. – В таком уединении человек иногда способен к творчеству: писать картины, музыку или стихи.

Г. Г. – Искусство есть ни что иное, как созерцание мира в состоянии милостивого просветления. Показывать бога за каждой вещью – вот что такое искусство.

М. – Звучит прекрасно. Но не всегда плоды такого просветления съедобны: не всех боги одарили талантами.

Г. Г. – Сочинение плохих стихов делает человека намного счастливее, чем чтение самых распрекрасных стихотворений.

М. – Про таких сочинителей, вполне довольных собой, писал М. Монтень:
«Я завидую счастью тех, кто умеет радоваться делам рук своих и испытывать от этого приятное удовлетворение. Ведь это весьма легкий способ доставлять себе удовольствие, ибо его извлекаешь из себя самого, в особенности, если обладаешь известным упорством в своих оценках».
Такие счастливчики, как правило, не обладают чувством юмора. Конечно, в высоком смысле слова.

Г. Г. – Всякий высокий юмор начинается с того, что перестаешь принимать всерьез собственную персону.

М. – Это полезно всякому. Вы прожили долгую и достойную жизнь, многое видели и осмыслили. Какой совет дали бы Вы на прощание Вашим будущим читателям?

Г. Г. – Научитесь серьезно относиться к тому, что заслуживает серьезного отношения, и смеяться над прочим.

На этом мудром пожелании окончилась наша беседа с Нобелевским лауреатом.