Мои посещения Литвы

Анатолий Гринблат
Анатолий Гринблат

Мои посещения Литвы
Впервые я посетил Литву с друзьями Валерием и Лёней в 60-ти десятые годы в задуманном путешествии с рюкзаками и палаткой. Высадились в Игналине, местечке под Вильнюсом, прекрасным просторным краем многочисленных озёр, соединённых живописными протоками. Там в турбазе Палуше наняли лодку и запаслись продуктами и отправились на недельное путешествие по озёрам под девизом: каждый день на новом месте. И провели экзотическое время. Всё на столько понравилось, что на следующие годы я туда съездил с группой приятелей и моей предстоящей женой. А позже я с сыном Глебом там провели время, а затем с младшим сыном Севой, который несмотря на малый возраст успешно справлялся с походной жизнью и греблей.
А далее мне пришлось несколько раз посещать Каунас, где жил мой сокурсник и приятель Гарик. Жил он в Киеве, но женившись на литовке Ирэне, перебрался в Каунас. Ирэна тосковала по своим краям и уговорила его переехать туда жить. Гарик часто приезжал ко мне и соответственно приглашал к себе. При посещениях Каунаса меня обычно завозили в какое-нибудь место в Литве.
Однажды мы заехали к знакомому ксёндзу Станиславасу, одиноко содержавшим костёл на окраине деревни. Дом у него был открытым и готовили пищу, останавливающиеся у него. В связи с тем, что он был просвещённым и философом, к нему приезжали многие пообщаться, так перед нашим посещением у него побывали две просвещённых женщины из Москвы. Во время нашего посещения там жила молодая пара литовцев. Мы все вместе ели обед, сваренный молодыми, и беседа велась на литовском, но Станиславас почувствовал мою неловкость и со мной заговорил по-русски. Службу он проводил сам, имея некоторые приспособления. Также он занимался просвещенческой деятельностью в окружающих селениях. Ратуя за применение знаменитых кованных крестов на кладбищах, к примеру.
В следующий раз меня повезли в деревню на севере Литвы, где родственник Ирэны построил своими руками дом и устраивал праздник. Дом получился прекрасным со  многими удобствами и украшен многими вещами, в том числе коваными украшениями, изготовленными хозяином. На празднике было много литовской еды и алкоголя. Я сидел рядом с хозяином, он говорил на литовском, а я на русском, но нам было хорошо. По дороге в деревню меня завезли к небольшой горке, обставленной множеством крестов от маленьких из двух палочек до больших деревянных и металлических. На каждом висела бумажка, считалось, что просьбы на них выполняются. Мне прочли одну записку: «Господи спаси литовский народ от пьянства»
В 1991г. Гарик пригласил меня отдохнуть в Литве на Куршской косе по путёвке его предприятия в частном секторе. Там мы гуляли по дюнам, много купались. За день до моего отъезда он предложил мне съездить посмотреть дачу, которую они собираются покупать. Но поездка оказалась роковой. Был воскресный день и на нас в лоб наехали пьяные юноши из соседнего села. Сидим оглушённые и не двигаемся, а пёс, который был с нами выскочил через разбитое окно и убежал. Всё закончилось печально. Гарика поразил инсульт, Ирэна сломала руку а мне повредило грудную клетку. Гарика и Ирэну отвезли в больницу Каунаса, а меня поместили в больницу маленького городка рядом с аварией. В больнице по-русски редко кто говорил, а лежу с болью в груди, в туалет сползал с кровати по полчаса. Повреждения ребер не лечится и плохо диагностируется, поэтому, когда приехали Ирэнены знакомые посмотреть машину и найти собаку и навестили меня, я попросил забрать меня и отвести в Каунас. Там я разместился в квартире Гарика и съездил в медицинское заведение. Там пробовали меня просветить и опять подтвердили об отсутствии метода лечения. У них уже настроение отделяться от России было в разгаре, и они мне порекомендовали ехать домой. Я позвонил Глебу и попросил приехать за мной. Глеб приехал отвёз меня домой. В это время происходили события ГКЧП и на ТВ демонстрировали одни балеты и не ясно было что происходит. В Ленинграде меня опять пытались просветить. Со временем боли стали затухать и всё прошло без последствий. У Ирэны рука срослась, а Гарик через четыре года умер. Так закончились мои общения с Литвой.



.