Прямая демократия

Олег Сенатов
Прямая демократия возникает из народного собрания –  вече, на которое приходят те, у кого что-то наболело, и они возбуждены, так как у них появляется шанс быть услышанными всеми. Так как у этих людей отсутствуют другие причины появления на вече, чужие речи их интересуют постольку, поскольку они касаются волнующей их проблемы, а все остальное они не желают слушать. А коль скоро речь зайдет о том, что его задевает, участник вече обязательно встрянет, но не для того, чтобы привести аргументы в свою пользу, а чтобы выразить свои эмоции, которым он старается придать наиболее заразительную форму. Самый безобидный вариант протекания вече реализуется тогда, когда эмоции его участников разнонаправлены; тогда их эмоции гасят друг друга, и вече расходится, ничего не решив. Самое страшное происходит в случае совпадения эмоций – тогда вече способно принять радикальное решение: кого-нибудь утопить, растоптать, убить!
Прямая демократия осуществлялась посредством вече в Великом Новгороде, но результаты ее правления были таковы, что новгородцы сами почли за лучшее пригласить на правление князя.
Второе пришествие прямой демократии состоялось в 30-х годах в СССР, проявившись в многотысячных уличных демонстрациях, требовавших истреблениях всех без исключения внутренних врагов. Кровожадность толпы смутила даже видавших виды коммунистических руководителей, и народные собрания впоследствии советской властью либо не практиковались, либо строго контролировались партийным руководством. Тем не менее, прямая демократия никуда не делась; она осуществлялась строгим отбором руководящих кадров по классовому признаку. Всякий раз, когда возникала дилемма: кому отдать предпочтение: – умному, но «ненадежному», или недалекому, но «своему в доску», выбор падал на последнего. Таким образом, мнение народа советские руководители считывали из своего нутра. Предпочтения же простого народа общеизвестны: он не доверяет «шибко умным», ожидая от них подвоха, он не любит «шибко культурных» - они ему застят свет; желания его - тоже секрет полишинеля: поменьше работать, и побольше получать, и чтобы завтра было то же самое, что сегодня, только чтобы его было хоть на чуточку больше. Советская власть изо всех сил старалась выполнить социальный заказ, принятый ею от народа, но прямая демократия не могла не проиграть в конкурентной борьбе с представительной демократией Запада.
Согласно законам последней, все функции управления обществом осуществляются профессионалами, выбираемыми на основе  конкуренции, в результате чего доминирует принцип меритократии, и власть оказывается в руках элиты – наиболее талантливых и умных людей, в отличие от простого народа умеющих не только хотеть, но и мыслить.
Урок, преподанный России историей, не должен быть забыт, и возвращение прямой демократии должно быть категорически исключено.
                Июнь 2019 г.