Средняя Азия

Тамара Осипова
Всего несколько зарисовок, и вы поймёте, как отличаются сейчас, также и отличались нравы в Советском Союзе.
Аэропорт в Ташкенте, 1987 год.

Из громкоговорителя для всех, кто ждёт местный рейс из Ташкента в Навои: «Товарищи пассажиры, рейс номер 2316 в город Навои задерживается на неопределённое время из-за отсутствия керосина».
Также из громкоговорителя уже в 19 часов местного времени: «Рейс 2316 в город Навои отменяется по техническим причинам».

И товарищи, опечаленные и обескураженные таким обслуживанием, перемещаются к железнодорожным кассам в надежде на железную дорогу. Об авиабилетах уже нет смысла и думать. Лишь бы добраться до Навои и переночевать хотя бы в поезде. Но и тут не так всё просто. Билетов нет.

Поездов много идёт до Навои, поэтому все командированные осаждают каждый из них в надежде на свободное место. Как только поезд останавливается и проводники выстраиваются у своих вагонов с жёлтыми флажками в руках, мы, разбившись на две команды, бросаемся к упитанным азиатам с вопросом «не возьмёте ли и за сколько?»

Ответ на первом, втором и третьем поезде во всех вагонах один: «нет». А вечер приближается, и тёмная ташкентская ночь сгущает свои непроглядные краски.
Наконец, как сговорившись отменить наши мучения, четвёртый проводник пятнадцатого вагона соглашается нас взять. Видимо потому, что нас только двое: женщина и мужчина. Видимо принял за супружескую пару.
И всё хорошо устроилось на вторых полках в начале и в конце вагона до самого утра.

Как только забрезжил рассвет и поезд стал небыстро приближаться к Навои, проводник с очаровательной улыбкой разбудил меня и «где твой муж?». Видимо постеснялся деньги брать у жены. Это очень культурный и вежливый проводник нам встретился. Другой бы не церемонился. Я это сразу сообразила, отдала двадцать пять рублей за двоих, и мы разошлись мирно.

Напарник мой по командировке всё измерял стоимостью спиртного и в ужасе оттого, что наш ночлег встал нам в бутылку хорошего коньяка, хотел со мной ссориться. Однако передумал: «я носки поменял, вот меня проводник и не нашёл на второй полке».

Это у него из анекдота про матроса на верхней полке, у которого благообразные старушки с нижних полок вежливо спрашивали, меняет ли он носки, на что он невозмутимо отвечал одной и той же фразой: «только на спирт».

Как бы то ни было, мы приехали в Навои. Целью командировки был азотно-туковый завод, куда мы и отправились прямо с вокзала. Автобусы уже ходили из города до завода, в чистом поле построенном. Однако пассажиров было мало, и все почти были какого-то странного вида. Таких я не встречала в своём волжском городе. Или просто не замечала по наивности, присущей многим матерям семейства. Но спутник мой сразу просветил «не видишь, что ли, наркуши».

Идём мы к проходной завода, и опять я удивляюсь, потому что вижу две проходных. Впереди нас прямо по лужам после ночного дождя шагает молодая, стройная красавица в ярком бархатном платье «в пол» и вся в золоте, как сказали бы у нас в России. У них видно так принято.

Заспанный служащий в бюро пропусков объясняет нам, что нас будут встречать и мы послушно ждём. Торопиться некуда, командировка, «солдат спит, а служба идёт». Приходит встречающий, нам оформляют пропуска и выдают только мне, остальные у мастера с завода.

Только сейчас я замечаю около одной проходной множество торговых ларьков с овощами, одеждой, обувью и всякими домашними принадлежностями. Вот ведь непонятливая. И опять мне невдомёк: почему и зачем? Наконец мне объясняют, что мужчины и женщины проходят на завод через разные проходные.
Полчаса на размышления, надо работать, выполнять служебные обязанности наравне с мужчинами. И опять азиатский колорит. Сначала надо опробовать по узбекскому обычаю местного чаю, а уж потом работа.

Надо отметить здесь, что вместе с нашими специалистами КИПиА на заводе работали и их жёны, так как командировки длились годами. За чаепитием с жёнами разговорились, и они мне рассказали, что местная узбечка работала у них уборщицей. Такая была вежливая и культурная, что даже мыла за них посуду, брошенную на столах. Пока одна из наших сотрудниц случайно не появилась на рабочем месте раньше и не увидела, что уборщица моет их чайную посуду в том же ведре, что и полы.

Мне сразу расхотелось чаёвничать, хотя меня уверяли, что после этого случая, уже полгода как, наши сотрудницы моют сами за собой посуду. Вот тебе и азиатский колорит.
Удивлениям нет предела. Они продолжились и после окончания рабочего дня. Гостиниц нам не было, и мы должны были ночевать у начальника участка. Этот начальник был совершенно русский, но до того окунулся в Азию за долгие годы работы в Навои, что уже был похож на бая. Сначала мы пошли на рынок, чтобы купить продукты на ужин по причине отсутствия дома его жены из-за болезни. На рынке я носила за ним корзину с овощами и мясом. Мне даже было интересно в смысле познания других народов.
Потом оказалось, что ночевать я должна отдельно от своего спутника в женском общежитии, но ни в коем случае не подходить к окну. Разъяснили мне, что греки вызывают русских девушек, забрасывая их окна камнями. Вот такая романтика.
И это ещё не все впечатления от посещения в рабочем порядке Азии в советское время.

Самое приятное, что я узнала в том далёком прошлом, это то, что в средней Азии при получении от государства квартиры, предпочитают первый этаж. Вы не поверите, но на первом этаже делают отдельный вход через лоджию и организуют свой бизнес.
Это я видела своими глазами: тандыр изготавливался прямо под окнами квартиры, тут же продавался и использовался для приготовления хлеба на праздниках.

Во дворах же советских новостроек устанавливался большой казан для приготовления плова во дни свадеб или похорон, собирающих всех многочисленных родственников.
Нельзя описать красоту Джамбульской дороги, асфальта высокого качества, когда вокруг неё алеют просторными полями красные маки. И ветер колышет их, напоминая красные знамёна русских солдат во дни победы.

Не могу не вспомнить также, как в одной из поездок в среднюю Азию нас повели обедать в хинкальную. Правда предупредили, что туда не пускают женщин с детьми. Но нас проведут, потому что мы русские.

Когда мы вышли после обеда, я увидела несколько женщин, сидевших прямо на земле у входа. Их окружали дети младшего возраста. Они ждали, пока выйдет их отец и вынесет им что-нибудь поесть.

Это было для меня ужасно. Я спать после этого не могла. Всё о них думала.
Не такая уж дикая Россия, казалось мне.


11.08.2019г.
Тольятти