Олойский сон

Михаил Кречмар
Сплавляюсь я по Олою. И на устье Андыливана - херак - какие-то развалины. Капитальные, причём, похоже, какой-то ГОК или очень богатая артель. На левом берегу бетонный корпус, без окон (с вынутыми рамами то есть), водой затопленный и искрошенный морозом уже изрядно. Лиственница мелкая уже на нём растёт, несколько пандусов бетонных к воде спускаются, тоже все уже во мху и в ивняке.

На другом берегу - то ли градирня, то ли промприбор какой-то странный, бочки и доски штабелями.

А на пандусах чукчи с Каеттына палатки поставили, рыбу в реке ловят. Увидели меня, кричат - "греби к нам, водка есть?".

И вижу я среди чукчей одного знакомого человека, прораба Деренцова с Омолона, с дурным глазом. Он, как на человека скажет "сопьёшься" - спивается.

Я ему говорю - слышь, я в 1988 здесь проплывал, не видел, в 2005 проплывал - не видел. А руинам-то лет 30 как минимум.

Он говорит - а мы сами о них не знали, не было здесь ничего, а я на вездеходе иду неделю назад по Большому Кругу - херак - вот такие руины с нуля воздвиглись. Я на Каеттын и айда с местными их курочить.

Ну и что, говорю, нашли чо полезное?

Ну, грит, нашли, и много всего. Соляры тонн триста, бензина минимум двадцать бочек, масла дизельного. Дверей здесь дохера, мы их сняли, на посёлок везём. Досок целый склад. Многого нет - конечно - электромоторов с приводов, всякого цветмета. Но это, видимо, поснимали в тех местах, откуда руины сюда перенеслись.