Что такое понимание?

Андрей Незванов
По словам знаменитого физика Ричарда Фейнмана, «мы не можем  п о н и м а т ь  то, что мы не способны  с о з д а в а т ь».
Из чего заключаем, что всякое понимание в основе своей есть ПОНИМАНИЕ того КАК ЭТО СДЕЛАТЬ.
Соответственно, всякое знание есть, прежде всего, ТЕХНОЛОГИЯ.
__________________________________________________________

P. S.  Но как же гуманитарное знание?! – спросите вы.
Увы! – отвечаю – оно целиком составлено из логических роботов гуманитарных проявлений; в том числе – феноменов духа.

Пример такого робота легко находим у Декарта. Вот, например, как он представляет себе УВАЖЕНИЕ:
«Уважение, поскольку оно есть страсть, выражает собой склонность души представлять себе ценность того, что уважают. Эта склонность порождается особым движением духов, направляемых в мозг для укрепления соответствующих впечатлений».

Ещё Джамбаттиста Вико отмечал, что философия Декарта хороша только для умозрительных наук, которые "мы сами создаём". Так, например, геометрия имеет для Декарта статус «демонстративной науки» лишь потому, что «мы её создаём сами». По мнению Дж. Вико, «истинное и созданное взаимообратимы» (verum et factum convertutntur).
И, в свете этого утверждения, Ричарда Фейнмана можно рассматривать как ученика и последователя Джамбаттиста Вико.

В целом, "попытка использовать картезианский метод в гуманитарных науках, назначением которых по знаменитому высказыванию Августа Бека всегда было "познание признанного" (Erkentnis des Erkannten), оказалась неудачной".

 
– Является ли само знание феноменом духа? – спрашиваю себя.
– Безусловно. Потому-то Знание и оказывает слабость свою в описании духовных явлений, уступая здесь первенство Театру, Поэзии, Живописи, и вообще Искусству.
Данное обстоятельство нашло своё выражение в том, что Ньютон и Лейбниц, именовали космологию Декарта «физическим романом», относя этот опус тем самым столько же к литературе, сколько к физике.

Вот и выходит, что многие вещи человек «понимает», не понимая, и «знает» АЛОГИЧНО, т.е. не зная.
«Я знаю, говорит блаж. Августин, что такое время, но когда меня спрашивают, что такое время, я не умею ответить, и выходит, что я не знаю».

Любопытен вклад ещё одного физика в развиваемую здесь концепцию ПОНИМАНИЯ: а именно, Вольфганга Паули. По словам Марка Боуэна,
«Паули верил в то, что новые открытия становятся возможны лишь тогда, когда коллективный разум общества уже способен представить их себе …».