Уроки словесности

Ирина Граузите
Наш класс 7”В”. Как известно, лучшие учатся в „А” или в „Б”. Мы в таких не значились. Может поэтому она, всегда решительно настроенная на бой с нашей невежественностью, стремительно входила в классную комнату. Учительница  по русскому языку и литературе  -  незабываемая Светлана Георгиевна .Ростом она  на голову ниже наших классных балбесов .  Правильные черты лица, проницательный взгляд,  гладко причесана, строго одета. Учительница,  одним словом.   Почему- то не помню,  кто из словесников с нами работал до нее. Это не значит, что все они были плохими учителями. Просто  обычными  для того времени, с наработанными  приемами и предсказуемой формой построения урока. Мы знали – вначале опрос  по журналу, где мы записаны в алфавитном порядке, потом новый материал,  в конце закрепление и задание на дом.  Класс замирал  в ожидании – кого вызовут. Хорошо тем, кто на первые буквы. Моя фамилия  на Д . Хоть всегда добросовестно учу уроки, почему-то, охваченная всеобщим ожиданием своей участи, начинаю волноваться.  Ух – пронесло. Могу расслабиться. 
   У Светланы Георгиевны не до расcлабухи  . На доске вопросы по теме.   Двое  отвечают. Третий комментирует и оценивает. Около десяти карточек  с заданиями раздаются для  обдумывания и ответа,  остальных в любую минуту могут вызвать для помощи или исправления.   План урока тщательно продуман и подготовлен. Весь класс в тонусе. Может только двоечника Витьку Сизоненко не прошибить. Он на своей волне. Учительнице, даже такой сильной, не удалось.   В сочинении” Как я провел лето” он написал:
„ Все лето я гулял с друзьями. Никуда не ездил. Мне было хорошо и весело. Вот и все.”
 Учительница  прочла классу Витькино повествование .
--Сизоненко молодец. Ни одной грамматической ошибки. Коротко и ясно.
Ее глаза мечут искры и этим все сказано Понимают все, кроме Витьки.
Наверное, чтоб полнее высказать свою оценку Витькиных трудов, она  с  уничтожающей  интонацией декламирует:
    Где ты ходишь, где ты бродишь,
    Сербияночка  моя?
    Порошки в кармане носишь,
    Отравить хотишь меня.
Все” Р” произносит картавым” Г”.  Для нас ее реакция неожиданна - то ли смеяться, то ли пугаться.
- Как вам понравился этот стих?
Мы недружным хором высказываем свои мнения.
- Смешно. Глупо. Разве это стих? Ерунда какая-то. Надо говорить хочешь, а не хотишь.
Она
  - И у меня было такое впечатление, прочитав сочинение Сизоненко.  А сейчас послушайте другое сочинение. Его написала Таня Копелева.
Мы с интересом слушаем, как Таня описала путешествие по Военно-Грузинской дороге. Удивляемся,  кажется не тринадцатилетняя школьница, а настоящая писательница написала.
- Вам нравится этот рассказ?
- Да, да, очень интересно. Будто мы сами путешествуем по этим серпантинам.
Только один Эдька Сацункевич  гнусаво  бубнит:
- У Копелевой мама журналист.  Она ее по экскурсиям возит, да и писать помогала  А что Витька – он, кроме своего огорода, ничего не видел.
В глубине души многие из нас так думали. Копелева из элитного ” А”. Светлана Георгиевна  в этом классе классный руководитель .Таня – лучшая ученица по всем предметам. Куда уж нам ровняться!
Троечницу  Алку больше интересует внешность круглой отличницы. На переменке, между нами девочками, она ехидно замечает:
- Эта Копелева на хрюшечку похожа. Вы видели, как у нее  носик дергается – смехота!  И глазки у нее маленькие, свинячьи.
Алка старательно пытается снять возникшее чувство зависти к успехам представительницы элитного класса. Старательна она во всем .  Сидя  напротив учительского стола, изображает  полное погружение в процесс.  Преданно смотрит учительнице в глаза, проговаривает вполголоса окончания слов и фраз.  Иногда не успевает осознать, что  слетает у нее с языка. Помню, как  в поддержку объяснению правила об обособлении деепричастных оборотов, повторяла за учительницей окончание  ОБОСО…….. У Светланы Георгиевны удивленно взлетели брови Она продолжает объяснять , а Алка преданно помогает………
Учительница не выдержала:
- Луговская, хватит, спасибо за поддержку, но я и сама  справлюсь.
Только после урока до  Алки дошло, чем вызвано это недовольство . Нецензурное словечко  отчим, в припадках глупой  ревности, адресовал  Алкиной матери.

Подросткам так важно иметь хороший пример для подражания.  Все девчонки в нашем классе пытались  быть похожей на Светлану Георгиевну. Нам хотелось увеличить время общения с ней . Когда был организован  литературный кружок , мы просто ринулись в него. Возможно, школьная программа казалась нам скучноватой ,   может многого мы просто не понимали. Кто ж считался с нашими возможностями и интересами? В темах  внеклассных занятиях не было ограничений и  она стремилась познакомить нас с тем, что дорого было ей самой.    Например с творчеством  Константина Паустовского и Александра Грина.   По их рассказам мы учились чувствовать выразительность и красоту родного языка .В   учительнице  была такая заразительная увлеченность, которую  невозможно сыграть ,  она  всегда находила отклик и оставляла след  в наших  мыслях и душах.
Ходили слухи, что Светлана закончила аспирантуру и написала научную работу. Могла бы преподавать в ВУЗе.  Но то, что в шестилетнем возрасте  она с родителями оказалась в оккупированном фашистами городе, надолго запятнало биографию. А может это были только слухи. Кто знает?  На профессиональном уровне  продвигаться ей не давали.  А нам повезло с замечательной учительницей, на всю жизнь заложившей основы интереса, понимания,  грамотности и любви к родному языку.