Наш класс 7”В”. Как известно, лучшие учатся в „А” или в „Б”. Мы в таких не значились. Может поэтому она, всегда решительно настроенная на бой с нашей невежественностью, стремительно входила в классную комнату. Учительница по русскому языку и литературе - незабываемая Светлана Георгиевна .Ростом она на голову ниже наших классных балбесов . Правильные черты лица, проницательный взгляд, гладко причесана, строго одета. Учительница, одним словом. Почему- то не помню, кто из словесников с нами работал до нее. Это не значит, что все они были плохими учителями. Просто обычными для того времени, с наработанными приемами и предсказуемой формой построения урока. Мы знали – вначале опрос по журналу, где мы записаны в алфавитном порядке, потом новый материал, в конце закрепление и задание на дом. Класс замирал в ожидании – кого вызовут. Хорошо тем, кто на первые буквы. Моя фамилия на Д . Хоть всегда добросовестно учу уроки, почему-то, охваченная всеобщим ожиданием своей участи, начинаю волноваться. Ух – пронесло. Могу расслабиться.
У Светланы Георгиевны не до расcлабухи . На доске вопросы по теме. Двое отвечают. Третий комментирует и оценивает. Около десяти карточек с заданиями раздаются для обдумывания и ответа, остальных в любую минуту могут вызвать для помощи или исправления. План урока тщательно продуман и подготовлен. Весь класс в тонусе. Может только двоечника Витьку Сизоненко не прошибить. Он на своей волне. Учительнице, даже такой сильной, не удалось. В сочинении” Как я провел лето” он написал:
„ Все лето я гулял с друзьями. Никуда не ездил. Мне было хорошо и весело. Вот и все.”
Учительница прочла классу Витькино повествование .
--Сизоненко молодец. Ни одной грамматической ошибки. Коротко и ясно.
Ее глаза мечут искры и этим все сказано Понимают все, кроме Витьки.
Наверное, чтоб полнее высказать свою оценку Витькиных трудов, она с уничтожающей интонацией декламирует:
Где ты ходишь, где ты бродишь,
Сербияночка моя?
Порошки в кармане носишь,
Отравить хотишь меня.
Все” Р” произносит картавым” Г”. Для нас ее реакция неожиданна - то ли смеяться, то ли пугаться.
- Как вам понравился этот стих?
Мы недружным хором высказываем свои мнения.
- Смешно. Глупо. Разве это стих? Ерунда какая-то. Надо говорить хочешь, а не хотишь.
Она
- И у меня было такое впечатление, прочитав сочинение Сизоненко. А сейчас послушайте другое сочинение. Его написала Таня Копелева.
Мы с интересом слушаем, как Таня описала путешествие по Военно-Грузинской дороге. Удивляемся, кажется не тринадцатилетняя школьница, а настоящая писательница написала.
- Вам нравится этот рассказ?
- Да, да, очень интересно. Будто мы сами путешествуем по этим серпантинам.
Только один Эдька Сацункевич гнусаво бубнит:
- У Копелевой мама журналист. Она ее по экскурсиям возит, да и писать помогала А что Витька – он, кроме своего огорода, ничего не видел.
В глубине души многие из нас так думали. Копелева из элитного ” А”. Светлана Георгиевна в этом классе классный руководитель .Таня – лучшая ученица по всем предметам. Куда уж нам ровняться!
Троечницу Алку больше интересует внешность круглой отличницы. На переменке, между нами девочками, она ехидно замечает:
- Эта Копелева на хрюшечку похожа. Вы видели, как у нее носик дергается – смехота! И глазки у нее маленькие, свинячьи.
Алка старательно пытается снять возникшее чувство зависти к успехам представительницы элитного класса. Старательна она во всем . Сидя напротив учительского стола, изображает полное погружение в процесс. Преданно смотрит учительнице в глаза, проговаривает вполголоса окончания слов и фраз. Иногда не успевает осознать, что слетает у нее с языка. Помню, как в поддержку объяснению правила об обособлении деепричастных оборотов, повторяла за учительницей окончание ОБОСО…….. У Светланы Георгиевны удивленно взлетели брови Она продолжает объяснять , а Алка преданно помогает………
Учительница не выдержала:
- Луговская, хватит, спасибо за поддержку, но я и сама справлюсь.
Только после урока до Алки дошло, чем вызвано это недовольство . Нецензурное словечко отчим, в припадках глупой ревности, адресовал Алкиной матери.
Подросткам так важно иметь хороший пример для подражания. Все девчонки в нашем классе пытались быть похожей на Светлану Георгиевну. Нам хотелось увеличить время общения с ней . Когда был организован литературный кружок , мы просто ринулись в него. Возможно, школьная программа казалась нам скучноватой , может многого мы просто не понимали. Кто ж считался с нашими возможностями и интересами? В темах внеклассных занятиях не было ограничений и она стремилась познакомить нас с тем, что дорого было ей самой. Например с творчеством Константина Паустовского и Александра Грина. По их рассказам мы учились чувствовать выразительность и красоту родного языка .В учительнице была такая заразительная увлеченность, которую невозможно сыграть , она всегда находила отклик и оставляла след в наших мыслях и душах.
Ходили слухи, что Светлана закончила аспирантуру и написала научную работу. Могла бы преподавать в ВУЗе. Но то, что в шестилетнем возрасте она с родителями оказалась в оккупированном фашистами городе, надолго запятнало биографию. А может это были только слухи. Кто знает? На профессиональном уровне продвигаться ей не давали. А нам повезло с замечательной учительницей, на всю жизнь заложившей основы интереса, понимания, грамотности и любви к родному языку.