Борьба в воздухе на юге СССР в 1941 году

Дмитрий Марченко 2
Разбор книги Денеса Бернада "From Barbarossa to Odessa". О противостояние 4го Авиакорпуса Люфтваффе и румынской авиации против ВВС Южного фронта и прежде всего о действиях истребителей сторон в 1941.

Истребители ВВС Южного фронта в июне и большей части июля, оказывали более менее сильное сопротивление противнику в воздухе, доставалось иногда и бомберам и истребителям противника и особенно их разведывательной авиации. Но постепенно к концу июля сопротивление в воздухе истребителей ВВС стало ослабевать. Это было связано естественно с потерями, а также с перенацеливанием ИА на штурмовки наземных войск. Кроме того, на мой взгляд сыграли роль - быстрый износ старых истребителей И-16, И-153 и их двигателей из-за интенсивности применения, а также и новые "сырые" Миг-3 "выдохлись" из-за не доведенных (или капризных) движков и дефектов, количество боеготовых машин в частях упало и это сказывалось на результатах. Летчики не могли выжать положенного из своих двигателей или не давали полных оборотов, чтоб их сберечь.

Залогом успеха истребительных полков Южного фронта, как показали реальные результаты их деятельности, было: освоенность техники, хорошая выучка и высокий боевой дух. А результаты эти были самые различные, от провальных до заслуживающих уважение. Вобщем ИАПы очень отличались по уровню боеспособности.

Результаты боевой деятельности истребительных полков ВВС Юж. Ф. и частей ВВС ЧФ в июне - июле 1941г.:

полк - подтвержденные противником победы - боевые потери в воздухе
67 ИАП - 21 - 11 (в том числе 1 от з/а)
4 ИАП - 9 - 23 (в том числе 2 от з/а)
55 ИАП - 8 - 30 (в том числе 6 от з/а)
69 ИАП - 4 - 2 ( возможно еще + 2 победы)
131 ИАП - 6 - 6 (в том числе 1 от з/а)
168 ИАП - 4 - 19
146 ИАП - 4 - 23
96 ОИАЭ ВВС ЧФ - 5 - потерь нет (или не упоминаются)

Наиболее успешными были, как можно видеть, полки сражавшиеся на И-16, это: 67 ИАП, 69 ИАП и 131 ИАП. Баланс этих полков положительный, все они смогли сбить больше противников, чем потеряли сами в воздушных боях.
Полки дравшиеся преимущественно на Мигах и смешаным составом ( + И-16, И-153 ) имели меньший успех, и особенно провалились 168 ИАП (И-16) и 146 ИАП ( МиГ-3 + И-16).

В целом указанные части дают 61 победу, подтвержденную противником, а потери их в воздухе от противника - 114 самоалетов, а без учета потерянных от з/а - 104.
Эти цифры говорят о проигрыше, но в данных о потерях противника фигурирует много потерь от ИА, "авторство" которых не установлено, тоесть авторам не известно какой из ИАПов их сбил. И таких случаев до тридцати в июне-июле, без учета 88 ИАП и 249 ИАП Ю-З. фронта котрые сбили соответственно - 6 и 2 самолета из 4го Авиакоруса и ARR.
Например случаи:
27.06.41 сбит ИА - 1 IAR-80, какой полк не известно
6.07.41 сбито ИА - 2 IAR-39, кто?
14.07.41 сбит ИА - 1 Bf-109 из 77 JG, какой полк не известно
24.07.41 сбит ИА - 1 Bf-109 румын, ?

В общем с учетом этих данных истребительная авиация Южного фронта выглядит не так уж бледно.

В разных источниках распространена информация, что известный летчик 249 ИАП ГСС Козаченко - 23.06.41 сбил He-112 Ангела Кодрута из 5 Gr. Van. румын. Однако он этого не мог сделать, так как 249 ИАП не состоял в составе ВВС Южного фронта. Кто совершил эту победу, авторы книги не сообщают. Но если рассмотреть полки базировавшиеся рядом с местом события - район Болград, а именно 67 ИАП, 168 ИАП и 146 ИАП, то ни один из этих полков не имел на вооружении И-153, а именно с этими самолетами дрались румыны по их данным. Бой произошел при возвращении румынских самолетов, из удара по аэродрому Болград, не далеко от места базирования 96й ОИАЭ ВВС ЧФ, в районе Измаила и мне кажется ни кто кроме них не мог отличится. Эта победа 96й ОИАЭ не учтена мной в предыдущем посте, получается 96я сбила 6 самолетов.

28.06.41 отличился летчик все той же 96й ОИАЭ Лт. Максимов М. С. он сбил в одном бою 2 He-112 из 5 Gr. Van. в районе аэродрома базирования. Также этот пилот отличился 22.06.41 - сбил в группе 1 IAR-37, увы этого пилота, с реальными победами, нет в справочнике Быкова.

Еще один бой, более чем успешный для летчиков ВВС, произошел 22.07.41. 3 ДБ-3ф из 2 МТАП ВВС ЧФ подверглись нападению 6 Bf-109 из состава III./JG 52. Ответным огнем было сбито 2 Мессершмитта, а все ДБ-3ф вернулись на базу, включая один Ст.лт. Агапкина, получивший 200 попаданий (может экипаж этого бомбардировщика и отличился - сбил обоих). Оба немецких летчика, оказавшихся в море, были спасены.
Вообще я отметил для себя факт - большинство немецких летчиков истребителей 4го Авиакорпуса, сбитых над территорией противника или над морем, спаслись сами и вышли к своим или были спасены.

Оверклейм румынских истребителей был (на мой беглый взгляд) выше, чем у истребителей ВВС, множество заявок румынских пилотов ни как не подтверждается нашими данными.

Хотел я также выяснить реальные успехи, сражавшегося на юге 69 ИАП, в будущем элитного 9 го Гвардеского ИАП, но это оказалось не просто. Безусловно баланс счета этого полка в его пользу, 69 ИАП потерял с начала войны до конца обороны Одессы в воздухе по боевым причинам - 25 истребителей, из которых 6 от З/А. Сбил самолетов противника реально не менее 30, за тот же период. Но эта цифра нуждается в коректировке, причем в сторону увеличения скорей всего, так как с августа - по октябрь 1941 над Одессой было сбито очень немало самолетов противника - истребителями ( по данным того же противника) на которые не нашлось претендента или не определилось. Хотя круг претендентов на эти победы очень узок, условно только два: 69 ИАП и сборная группа истребителей ВВС ЧФ, надерганная из разных полков.

Тем не менее авторам не удалось установить кто, из этих двух частей (условно говоря), сбил ниже следующие самолеты:
(только за сентябрь)

7.09.41 - сбито 2 JRS.79B, по данным противника сбиты З/А, но экипаж одной сбитой "Савойи" № 9, заявил победу над одним из атаковавших их истребителей.
8.09.41 - сбит ИА - 1 IAR-39, кто не известно?
8.09.41 - сбит ИА - 1 PZL.11, есть данные что сбит в бою с Яками.
12.09.41 - сбит ИА - 1 JRS.79B, нет ни одной заявки на подобный самолет?
15.09.41 - сбит ИА - 1 Не - 111 румын, после атаки двух И-16, не соответствует советским заявкам пишут авторы?
21.09.41 - сбит ИА - 1 Не - 111 румын, кто не известно?
26.09.41 - сбит ИА - 1 IAR-39, кто не известно?
30.09.41 - сбит ИА - 1 IAR-39, кто не известно?

Подобные не идентифицированные победы есть и в августе.

.................................

Как выясняется Максимов М. С. из 96й ОИАЭ ВВС ЧФ - 22.06.41 сбил скорее всего не в группе , а лично IAR-37. В списке победителей он стоит на первом месте и таким образом является первым летчиком из рядов ВВС ВМФ который сбил самолет противника в ВОВ. Он был одним из трех счасливчиков вылетевших на "Чайке" И-153, остальные пилоты эскадрильи летели на более устаревших И-15.
Далее как выше указано он отличился 28.06.41 сбив два He-112 из 5 Gr. Van. Такж он может быть причастен к потере 23.06.41 He-112 Ангела Кодрута из 5 Gr. Van. В любом случае у него в активе минимум 3 победы подтверждаемые данными противника.

Интересно, что в списке М. Быкова у этого летчика Максимова Михаила Сергеевича только одна победа.

..............................................

Судя по всему "Савойя" сбитая 12.09.41 на счету летчиков 69 ИАП, ее сбил М. М. Стребков : http://proza.ru/2013/01/12/940
Хотя в списке Егорова победа отсутствует.

Ю-88 сбитый 23.07.41, я ранее отнес на счет 168 ИАП, но судя по всему он был сбит над Одессой летчиком 69 ИАП лейтенантом Топольским В.Т.

69 ИАП с самого начала ВОВ зарекомендовал свою элитность, подтверждаемость заявок полка, данными о потерях противника в 1941 году, на очень высоком уровне, может быть на первом месте в этом плане среди других полков ВВС за 1941й год.
По моим подсчетам летчики будущего 9ГИАП реально сбили над Одессой в 1941м минимум 35 самолетов противника, и это число должно увеличится, если прояснится авторство многих побед в том районе.