Христианские святыни Германии от Ахена до Эберсбер

Анатолий Гурьевич Холодюк
 ( Автор о своей книге "Христианские  святыни Германии:от Ахена – до Эберсберга. – Киев: ИД «АДЕФ-Украина», 2015 – 272 стр. с илл.
ISBN 978-617-7156-53-5")

 

…«Русскому Европа так же драгоценна, как Россия; каждый камень в ней мил и дорог. Европа так же точно была Отечеством нашим, как и Россия… О, русским дороги эти старые чужие камни, эти чудеса старого божьего мира, эти осколки святых чудес; и даже это нам дороже, чем им самим!», – написал Ф. М. Достоевский (1821–1881) в романе «Подросток» (1875). Несмотря на эти прогрессивные оценки о значимости европейских ценностей, высказанные в XIX веке русским мыслителем и писателем, к сожалению, в нашем ХХI веке в представлении некоторых верующих христианская Германия представляется преимущественно страной католицизма и протестантизма. Здесь Христианство якобы «превратилось лишь в часть культурного наследия» и «к нему относятся как к музейному средневековому антуражу». В крупнейших католических соборах и епархиальных музеях Германии ныне хранится множество величайших христианских святынь неразделенной Церкви, попавших сюда разными путями из Святой Земли, Константинополя и Рима. В стране имеется не только большое количество христианских святынь, но и культивируются специфические местные духовные традиции, связанные с их благоговейным почитанием. Многие раннехристианские святые стали равночтимыми в Католической и Православной церквях.

Ныне покойный архиепископ Клинский Лонгин (Талыпин; 1946–2014), представлявший в Дюссельдорфе РПЦ Московского патриархата , в интервью (2012 г.) автору этих строк подчеркнул: «…К этим святым необходимо относиться с почтением, уважением и почитанием. Ведь многие из них являются святыми и для православных. Мы не имеем права игнорировать или унижать чувства другого человека, если он в своей Церкви кого-то прославил особым святым. В Германии мы должны свидетельствовать о нашем Православии, но ни в коем случае не смеем, находясь в меньшинстве здесь, за рубежом, оскорблять других христиан, которые не принадлежат к Православной Церкви. Во многих европейских странах прославлены святые Западной неразделенной Церкви как местночтимые святые. Нам в Германии тоже надо было бы подумать об этом и просить наше церковное чиноначалие установить праздник поминовения всех общих святых неразделенной Церкви Христовой на территории Германии»

В последние десятилетия  во всех  федеральных землях Германии оказалось много православных людей разных национальностей. Для них открыли свои православные приходы РПЦЗ и РПЦ Московской Патриархии. Если раньше в крупные культурно-исторические центры Германии приезжали исключительно туристы, то теперь в них стали бывать российские, белорусские и украинские паломники. Молитвенное шествие православных людей в Ахен, Трир, Кёльн, Мюнхен, Фрайзинг и другие города включает в себя не только моменты осмысления истории Церкви и значения Христианства для современной Германии, но и молитву о сбережении в будущем христианских корней на ее территории.

В течение нескольких лет автором  собирались материалы о христианских святынях Германии. В 2015 году  в Киеве  выпущено  первое идание книги, рассказывающей о  святынях и достопримечательностях древних городов: от Ахена на западе страны и до баварского Эберсберга на юге. Это издание можно рассматривать в качестве исторического справочника-путеводителя,  где представлены интересные факты из истории Германии, ее религиозной и культурной жизни. В нем рассказывается о появлении на немецкой земле бесценных реликвий. Книга содержит обширный фотографический материал, сопровождающий повествование о величайших святынях.

Содержание книги

"Христианские  святыни Германии:от Ахена – до Эберсберга":

Введение

I. Ахенские реликвии: для верующих – святые, для скептиков – подделка 

II. Реликвии Корнелимюнстера и Мёнхенгладбаха
 
III. Два реликвария в сокровищнице Ахенского собора 

IV. «Три святых короля» Кёльна
 
 V. Паломничество к святому хитону Христа

VI. «Трирская» часть мощей апостола Матфия
 
VII. Византийская ставротека , называемая ныне «Лимбургской»

VIII. Святой Бонифаций: от Фритцлара до Фульды

IX. В Бамберге – городе святой императорской четы 

 X. Реликвии города Нойбург-на-Дунае

XI. Аугсбург – город святой Афры
 
XII. В бенедиктинском аббатстве Андехс

XIII. Святыни Регенсбурга
 
XIV. Мюнхен: безмездные целители Косьма и Дамиан
 
XV. Древний аворий c  изображением Воскресения и Вознесения  Господня 

XVI. Мощи под спудом в Мюнхенской Резиденции
 
XVII. В паломнической церкви «Мария-Рамерсдорф»

XVIII. Баварские реликвии Cвятого Креста

XIX. Святые мощи в аббатстве Бенедиктбойерн

XX. В городе св. Корбиниана, «апостола Баварии»

XXI. Византийские иконы «Агиосоритисса» и «Одигитрия»
 
XXII. «Баварская» часть мощей святого мученика Севастиана

В настоящее время автором закончена работа над вторым, исправленным и дополненным изданием книги, в названии которого изменено лишь последнее слово:  "Христианские  святыни Германии: от Ахена – до Эрдинга".