Падуанские святые и святыни

Анатолий Гурьевич Холодюк
 Фото: Реликварий с мощами св. Екатерины Александрийской, cв. Марии Магдалины и св. Иустины Пауданской. Капелла Реликвий в  базиликe св. Антония.Фото взято из свободного источника.

На международной конференции в   монастыре Бозе на северо-западе Италии я познакомился   с бенедиктинским монахом и иконописцем из Падуи, священником Джузеппе Пегораро (Giuseppe Pegoraro). Однажды он прислал  мне информационный листок с кратким описанием гробницы с мощами св. Луки в его родном аббатстве Св. Иустины. С тех пор Падуя стала местом притяжения для  автора этих строк, посетившего базилику Св. Иустины.  Аббат Джулио Паньони (P. Abate Don Giulio)благословил пребывание в течение нескольких дней в монастыре и  любезно предоставлял некоторые материалы об истории изучения  группой ученых мощей св. Луки, хранящихся в каменном саркофаге базилики Св. Иустины.

Св. Лука, уроженец Антиохии Сирийской известен как  апостол из 70-ти, автор Евангелия от Луки и Деяний святых апостолов, сподвижником святого апостола Павла, а по роду своих занятий он был врачом. Церковное предание приписывает ему написание икон Божией Матери, поэтому апостола называют "первым иконописцем" и святым-покровителем живописцев.

Согласно изложению святителя Димитрия Ростовского, св. Лука, скончавшийся в преклонном возрасте в Ахаии, был похоронен в городе Фивы (Греция). В начале IV века его мощи, от которых проистекали исцеления глазных болезней, были перевезены в Константинополь, в Базилику Двенадцати Апостолов. Около 356 г. по приказу римского императора Констанция II (317–361) раку с мощами св. Луки перенесли в Константинополь, где были положены под престолом в базилике Святых Апостолов. О дальнейшей истории и местонахождении мощей св. Луки достоверных сведений не имеется. В некоторых источниках на русском языке сообщается, что крестоносцы в эпоху религиозных военных походов в XI—XV вв. перевезли мощи (главу) в Рим и положили их в базилике Святого Петра, однако в справочной литературе Ватикана подобная информация отсутствует.

Согласно изданным в 2002 г. аббатством Св. Иустины информационным материалам, основанным на древних житийных текстах и рукописях XIV – XV вв. (См.:2), на территории прилегающего к монастырю кладбища в XI – XII вв. были обнаружены мощи многих раннехристианских святых. В 1177 г. здесь раскопали дубовый саркофаг с предполагаемыми мощами св. Луки, о чем свидетельствовали написанное имя евангелиста и изображение на саркофаге символа трех быков – эмблемы, указывающей на святого евангелиста Луки. Трактовка этого символа свидетельствует о том, что апостол особое внимание уделяет крестной смерти Иисуса Христа, а бык (телец) часто использовался как жертвенное животное.

Ныне древний дубовый саркофаг, где находились костные останки, спрятан в специальном кованом длинном реликварии, выставленном в базилике.      Уникальная находка побудила аббата Доменико и падуанского епископа Джерардо Оффредучи да Маростика, правившего в 1165–1213 гг., обратиться к Папе Александру III (1105–1181) с прошением об установлении принадлежности этих мощей св. Луке. В 1177 г. Папа Александр III признал, что обнаруженные останки в Падуе принадлежат св. Луке (4). Падуанские монахи изучили многие рукописи, повествующие о двух основных версиях перенесения мощей св. Луки из Константинополя. Согласно одной из них, оно состоялось в период правления римского императора Флавия Клавдия Юлиана, известного также в истории христианства как Юлиан Отступник (331 или 332–363). По другой версии, это событие произошло во времена иконоборчества в VIII в.

Сохранились сведения, что уже в X-м в. монахи-бенедиктинцы из аббатства Св. Иустины особо почитали святые мощи апостола и евангелиста Луки. В 1313 г. для дальнейшего хранения свинцового саркофага с мощами венецианские мастера по поручению аббата, итальянского историка и поэта из Падуи – Альбертино Муссато (1261–1329) изготовили из цветного мрамора специальную гробницу, поддерживаемую пятью каменными столбами и установленную в одной из часовен. В год завершения строительства базилики в 1562 г. гробницу перенесли установили в левом нефе базилики, где она находится и поныне.

Часовня Святого Луки украшена фресковыми изображениями художника Джованни Сторлато, рассказывающими о житии св. Луки, перенесении его мощей и обнаружении их в Падуе. На центральной стене высоко висит копия иконы «Пресвятой Богородицы Константинопольской» (XV в.), ошибочно приписываемой в ряде публикациях на русском языке св. Луке. Бронзовую раму, которую с обеих сторон держат два больших парящих ангела, изготовил в 1960 г. падуанский скульптор Амлето Сартори (1915–1962). Он же является и автором восьми бронзовых светильников, освещающих часовню (1, с. 60 ).

В дни особых богослужений в часовне выставляют слева от гробницы высокий деревянный крест с укрепленной нем иконой «Распятие» работы (2008) монаха-иконописца Джузеппе Пегораро. В базилике находятся и другие его иконы, и одна из них посвящена св. Луке.

В той же базилике Св. Иустины находится копия (1457) «Алтаря евангелиста Луки» (1453–1454) кисти Андреа Мантенья, итальянского художника, представителя падуанской школы живописи. В центре этого алтаря, чей оригинал хранится в миланской Пинакотеке Брера, находится изображение св. Луки.

Архивные документы падуанской базилики свидетельствуют, что в 1354 г. по настоятельной просьбе Карла IV Люксембургского (1316–1378), короля Германии с 1346 г. и короля Чехии с 1346 г., позже – императора Священной Римской империи с 1355 г., честная глава св. Луки передана из Падуи в дар крепости Пражский Град – резиденции чешских королей и императоров Римской империи, где ее поместили в соборе Святого Вита в драгоценном реликварии. Однако православным верующим известно о существовании еще одной главы св. Луки. Она хранится на Афоне в Покровском соборе Свято-Пантелеимонова монастыря, но информации о времени и истории ее появления на Святой Горе у русских монахов не имеется. Католики могут назвать несколько городов в Европе, где также почивают ...мощи ( главы, всего их 9.– Примеч. А.Х.)

Спустя шесть столетий часть мощей св. Луки из Падуи передана в дар православным верующим. Известно, что в 1992 г. Падуанский епископ Антонио Маттиаццо (род. в 1940 г.) подарил Греческой Православной Церкви часть мощей святого евангелиста Луки по просьбе совершавшего тогда паломничество по Италии митрополита Фив и Ливадии Иеронима (Лиапис, род. в 1938 г.). Высокий гость из Греции пообещал поместить святые мощи в гробницу первоначального захоронения в Фивах (ныне – провинция Беотия), почитаемую верующими. Известно, что со второй половины IV в. эта гробница  была пустой.

Через восемь лет, 17 сентября 2000 г. делегация католиков во главе с Падуанским епископом Антонио Маттиаццо, в составе которой находился и один монах из аббатства Св. Иустины, вручило в дар митрополиту Иерониму еще одну часть мощей (ребро) св. Луки, что высоко было оценено всеми верующими Элладской Православной Церкви.
 
На протяжении нескольких столетий в аббатстве Св. Иустины создавали богослужебные тексты, писали научные работы и литературно-художественные произведения, подтверждающие подлинность великой святыни Падуи. Ныне все эти труды хранятся в расположенной на территории аббатства Государственной библиотеке Св. Иустины (Biblioteca Statale annessa al Monumento Nazionale dell'Abbazia di S. Giustina), открытой вскоре после окончания Второй мировой войны.

В монастырских документах рассказывается о том, что по настоянию епископа Падуи и с разрешения бенедиктинских монахов – хранителей христианской реликвии было решено провести серьезное научное исследование мощей св. Луки с привлечением ученых разных наук. Для сравнительного анализа костной ткани скелета и черепа на несколько дней из Праги привезли в Падую реликварий с честной главой св. Луки. 17 сентября 1998 г. гробницу вскрыли и из нее извлекли запечатанный сургучом свинцовый саркофаг весом 300 кг, доставленный в Италию из Константинополя в VIII веке. В установлении истины принимали участие десятки экспертов, которые провели 74 научных сессии.

Аббат Джулио Паньони подарил автору этих строк копию фотографии останков св. Луки, сделанную после вскрытия гробницы.

18 октября 2000 г. в Падуе состоялся Международный конгресс, посвященный святому евангелисту Луке, с участием 70-ти видных католических, протестантских теологов, а также православных богословов. Здесь специальная комиссия под руководством профессора Вито Террибле Виел Марин (Vito Terribile Wiel Marin) огласила окончательные выводы научных исследований (2 и 3). Они сводились к следующему:

"Скелет цельный. Он принадлежит человеку ростом 163 см, умершему возрасте между 70-ю и 85-ю годами. Глава (череп), привезенная из Праги, анатомически совпадает с первичным мозговым позвонком и всем скелетом, что доказывает принадлежность двух частей одному и тому же человеку.
Палеонтологические исследования установили остеопороз, артроз тяжелой формы, эмфизему легких по причине искривления ребер.
Хорошая сохранность костей свидетельствует о неоднократной их консервации на протяжении столетий.
В саркофаге обнаружена также разнообразная утварь (раковины, змеиные кости, растения, ткани, жемчуг, монеты), относящаяся к древней эпохе. Исследование монет и цветочной пыльцы растений подтвердило их восточное происхождение".

Таким образом, давний спор между Падуей и Венецией, также объявлявшей себя хранительницей мощей св. Луки, завершился в пользу первой. С одной стороны, итоговые документы конгресса подтвердили принадлежность мощей св. Луке, а с другой, они предоставили церковным историкам дополнительный материал для последующего изучения. Теперь итальянским ученым предстоит выяснить причины и обстоятельства перенесения святых мощей из Константинополя в Италию и именно в Падую, где они уже несколько веков хранятся как великое достояние всего христианского мира. До настоящего времени история перенесения мощей св. Луки в Падую является загадкой для многих церковных исследователей .

Однако вернемся в базилику Св. Иустины. С правой ее стороны, напротив часовни Святого Луки, находится часовня Святого апостола Матфея, где на небольшом возвышении находится мемориальный мраморный саркофаг (1562) работы Джованни Франческо де Сурдиса. В закрытом саркофаге находится «реликвия» апостола (1, с.19), однако один из монахов в беседе с автором этих строк отрицал наличие в нем каких-либо мощей. Падуанским монахам известно предание, что мощи святого евангелиста и апостола Матфея в X-м веке оказались в Лукании и были торжественно перенесены в Салерно (Италия), где вот уже тысячу лет покоятся в храме Сан-Маттео.
 
Во внутреннем дворе базилики Св. Иустины находится небольшая иконописная мастерская монаха Джузеппе Пегораро (Laboratorio Iconografico Monastico di Padre don DON Giuseppe Pegaroro), уроженца Падуи. В своем родном городе монах овладел и искусством иконописи и этот талант он решил обратить на служение Богу. Он верит древнему преданию, что св. Лука является зачинателем священной иконописи и что на доске от стола, за которым трапезовали Спаситель, Пресвятая Дева и праведный Иосиф Обручник, святой апостол изобразил образ Божией Матери с Богомладенцем на руках. Монах-иконописец Джузеппе любит писать православные иконы и вслед за другими коллегами по мастерству называет иконы «окнами, отверстыми в Небесное Царство». По смысловому содержанию и исполнению он считает иконы неизмеримо выше живописных картин, ибо первые духоносны и вызывают в душе верующего высокие и светлые чувства.

В иконописной мастерской много книг и альбомов о церковной живописи, а также написанных икон. Одна из последних работ Джузеппе Пегораро – небольшая икона с изображением св. Анатолия (Жураковского; 1897–1937), причисленного в 1981 г. к лику новомучеников Русской Зарубежной Церковью. Иконописец заявил, что его глубоко впечатлили переведенный на итальянский язык некоторые материалы к житию этого страдальца за веру, похороненного после расстрела в общей безвестной могиле на территории Карелии. В настоящее время эта икона находится у автора этих строк: подарок священника  Джузеппе Пегораро. Он показал и все другие христианские святыни, хранящиеся в ризнице базилики Св. Иустины, справедливо заметив при этом, что все православные паломники, поклоняющиеся общеизвестным святыням на его родине, должны обязательно изучать итальянский язык.

Цветение христианства в Падуе, называвшейся в римскую эпоху «Patavium» (Патавий или Патавия), началось уже в первом столетии. В городе просияли многие местные христианские святые неразделенной Церкви. Здесь существовала раннехристианская немногочисленная община (экклесия), возглавляемая св. Просдокимом (San Prosdocimo; также – Просдоций, Просдоцим; † ок.100?), епископом Падуанским.

С точки зрения римского законодательства того времени, такая община рассматривались как «коллегия» – объединение лиц, связанных с отправлением культа или общей профессией. Деятельность религиозной общины регулировалась имперским законодательством, требовавшим, как минимум, регистрацию и получение разрешения. Однако в Падуе события развивались иначе: во времена правления императора Траяна (53 – 117) многие первые христиане из числа немногочисленной общины пострадали от гонений за свое вероисповедание. Исторических документов о св. Просдокиме не сохранилось. На основании его имени итальянские историки сделали вывод о том, что первый епископ Падуи был эллинского происхождения: «Prosdocimus» можно перевести как «желанный», «ожидаемый». Согласно житию, написанном только в XII в., св. Просдоким происходил из благородной греческой семьи. Церковное предание называет его учеником святого апостола Петра, который в Антиохии в 20-летнем возрасте  посвятил Просдокима в сан епископа и отправил его миссионером в Италию. Предание связывает распространение св. Просдокимом евангельского учения с деятельностью св. апостола и евангелиста Марка в Аквилее и служением сщмч. Аполлинария, епископа Равеннского. Придя в Падую как странник, Просдоким стал проповедовать о Христе, создав небольшую общину. Из Падуи Просдоким ездил проповедовать христианскую веру в Виченце, Эсте и другие итальянские поселения – до западных границ Венеции. Св. Просдокима называют не только проповедником, но и основателем кафедры, однако ранние свидетельства о существовании епархии Падуи относятся лишь к началу IV века, когда в 313 г. в Падуе был построен первый собор.

По одним данным, епископ Просдоким был мучеником, а по другим – он Сщмч. Аполлинарий, еп. Равеннский. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне. Ок. 549 г. скончался в преклонном возрасте, и его тело с почестями было погребено в небольшой молельне, посвященной его имени и находившейся в одном из самых древних строениях города. Самое раннее письменное упоминание о епископе Просдокиме относится только к VI-му столетию – это надпись на рельефе в базилике Св. Иустины. По преданию, почитание св. Просдокима как первого покровителя Падуи возникло в городе на рубеже V–VI вв., однако первый документ, повествующий о его почитании, относится только к 860 г. Поводом для написания в ХII в. жития Просдоция стало обнаружение его захоронения в одной из часовен базилики Св. Иустины. День памяти св. Просдокима отмечается в Падуе 7 ноября.

В 1345 – 1359 гг. предположительно в Риети отчеканена серебряная монета гроссо (2 сольдо) с изображением сидящего на троне небесного покровителя Падуи св. Просдокима с нимбом.
В руках у святого — епископский посох и макет города Падуи. На обратной стороне монеты изображен ажурный крест и герб города Каррара. Эта монета, имела хождение в северных итальянских городах-государствах.

В XV в. художник Андреа Мантенья изобразил св. Просдокима в рост на «Алтаре евангелиста Луки». Позже падуанского святого изобразил на своем полотне и Пьетро Дамини (1592 – 1631).

Ныне мраморный г. саркофаг с мощами св. Просдокима находится в алтаре Cв. Просдокима, расположенном в Мемориальной часовне, посвященной Божией Матери Марии, где раньше хранились мощи раннехристианских святых. Здесь же ( слева от алтаря) находятся и каменные фрагменты древней часовни V– VI вв.

Над саркофагом итальянской работы укреплен рельеф из греческого мрамора ( конец V-го – начало VI-го в.) с изображением св. Просдокима. Интересные путевые заметки о посещении 17 августа 1697 г. базилики Св. Иустины оставил в своем дневнике граф, он же – государственный деятель и дипломат Петр Андреевич Толстой (1645 – 1729). В них почему-то отсутствуют какие-либо упоминания о гробнице св. Луки и о захоронении св. Просдокима, зато подробно рассказывается о самой базилике и ее интерьере, о костных останках неизвестных святых, а также мощах св. мученицы Иустины.
 
По преданию, Иустина, чьи годы жизни точно неизвестны, происходила из благородной падуанской семьи, исповедовавшей христианскую веру. Оставшись в шестнадцать лет сиротой, юная христианка пострадала за Христа во времена правления Максимиана Геркулия – римского императора в 285 – 305 гг. Последний получил от Диоклетиана полномочия соправителя и принимал активное участие в гонении на христиан и наказывал смертной казнью за отказ участвовать в жертвоприношениях. Однажды на мосту через реку ее остановили солдаты и доставили в суд, где ни уговорами и ни угрозами не заставили юную деву отступиться от учения Христа. В сцене мученичества св. Иустине являются в видении Спаситель и Пресвятая Дева со святыми.      

Иустина была приговорена к смертной казни, свершившейся 7 октября 304 г. Казнь она приняла неподалеку римского театра «Zairo» на востоке города, где были многие захоронения местных аристократов и находился участок христианского кладбища. Здесь же горожане похоронили и тело мученицы. На месте захоронения в середине IV-го или в начале V-го в. была построена часовня, разрушенная землетрясением 1117 г. Св. мученицу Иустину часто изображают в платье принцессы, с пальмовой ветвью мученицы и мечом, пронзающим ее шею или грудь.

В письменных и устных повествованиях имеется немало домыслов. Например, римский мартиролог XII в. сообщает, что св. Иустина, казненная в начале IV в. была якобы крещена … скончавшимся в конце I столетия св. Просдокимом. Св. Иустине из Падуи приписывают и «обращение к христианской вере антиохийского мудреца и волхвователя Киприана» и др. Это происходит по той причине, что святую мученицу Иустину Падуанскую часто путают с другой соименной святой – Иустиной (Юстина) Антиохийской, скончавшейся от мучений в 304 г. в Никомидии.

По некоторым данным, мощи св. Иустины были обнаружены 19 марта 1177 г. при правлении падуанского епископа Герарда (Gerardus). При этом на месте обнаружения мощей было зафиксировано много чудес. Рядом с мощами св. Иустины раскопали предположительно и костные останки ее родителей. В это же время монахи нашли также и костные останки вифлеемских младенцев и мощи других раннехристианских святых.

7 апреля 1627 г. во время строительства в базилике нового хора мощи св. Иустины, покоившиеся под алтарем, были временно изъяты, но 7 октября того же года во время торжественной процессии они вновь положены в главном алтаре. Сохранились документы, свидетельствующие о том, что мощи св. Иустины покрыли золотой тонкой тканью и положили их в двойном саркофаге, один изготовлен из свинца, а другой – из кипарисового дерева.
 
В ризнице базилики хранится изготовленный в 1815 г. бронзовый с позолотой реликварий, где также хранится часть мощей св. Иустины. Верхняя часть этого реликвария изготовлена в форме купола базилики, увенчанного статуей святой. В центральной его части хранится позолоченный ларец с мощами св. Иустины.

Почитание св. Иустины началось в Падуе в VII в., когда в 617 г. епископ Агрипин освятил в ее честь небольшую часовню. В XV в. ее значительно расширили и она стала называться церковью и известным монашеским центром. В 1418 г. монахи основали в этой церкви бенедиктинское реформаторское «Братство св. Иустины». Почитание св. Иустины приобрело особое значение в конце XVI в., когда в день ее памяти 7 октября 1571 г. произошло морское сражение в Патрасском заливе между флотами Священной лиги и Османской империи (битва при Лепанто). Поражение турецкого флота и победа Священной лиги над Турцией рассматривались как заступничество св. Иустины и как важнейшая победа христианства над исламом. После этого знаменательного события почитание св. Иустины быстро распространилось во всей Италии и в Венеции, а в городах Брешии и Фарраре были воздвигнуты церкви в ее честь. В Падуе св. Иустине посвятили перестроенную и украшенную девятью куполами огромную по размерам базилику, названная ее именем. На самом высоком куполе храмового здания установлена бронзовая фигура падуанской святой. На металлических дверях главного входа базилики ныне можно видеть горельефные изображения св. Просдокима и св. Иустины. В украшении интерьера базилики вложен труд многих итальянских мастеров скульптуры и живописи. Главный алтарь базилики украшает большая алтарная картина «Мученичество святой Иустины» работы П. Веронезе.

Изображение св. Иустины находится и на «Алтаре евангелиста Луки» Андреа Мантеньи (Париж, Лувр; копия – в Падуе). Образ св. Иустины стал очень популярным в итальянской живописи XIV–XVI вв. Среди самых известных полотен того времени – «Святая Иустина Падуанская» (ок.1490) кисти художника венецианской школы Бартоломео Монтанья и «Святая Иустина с донатором и единорогом» (1520 –1530; Музей истории искусств. Вена) работы художника Моретта да Брешиа (Алессандро Бонвичино).

Теперь обратимся к дневниковым записям пребывавшего в базилике в августе 1697 г. графа Петра Андреевича Толстого, который, возможно, имел рядом с собою неопытного проводника. В графском дневнике перепутано житие двух разных святых с именем Иустина и неверно указан день памяти падуанской мученицы : «…В Падве есть другой костел во имя святыя мученицы Иустины, которой и восточная церковь празднует сентября в 2-й день купно с Киприаном, прежде бывшим волхвом. Та церковь зело велика, длиною будет трехаршинных 70 сажен, а шириною трехаршинных 40, зделана на крестовидном фундаменте, имеет на себе 5 глав великих.

< … >
Тело святыя мученицы Иустины в том костеле лежит под престолом, а видимо быть не может.

< … >
В том же костеле сделано в одном месте из аспиднаго камени подобно тому, как обычай есть в Венецы делать над колодезями водными, и в средине того помяненнаго аспиднаго камени положена железная решетка. И сквозь тое решетки как опустят в глубокость прут железной, прилепивши к нему возженную восковую свечу, и в той глубокости видятся множество костей человеческих. А сказывают, что те кости суть святых мучеников, а имян тем святым мученикам за продолжением лет не знают, однако ж почитают те мощи за святыню» (9).
 
В базилике хранятся мощи и других раннехристианских святых – второго и третьего епископов Падуи: св. Максима и св. Фиденция, причисленных к лику святых Католической церковью. О св. Максиме (San Massimo; Maximus) известно совсем немного: он возглавлял епархию с 139-го по 166-й год (?). Житие этого епископа почти не сохранилось в памяти падуанцев.

Впервые о св. Максиме заговорили в народе только в 1053 г., а через пять столетий его имя обнаружено исследователями в текстах переводов, датированных 1502-м и 1562-м гг. Его мощи почивают в часовне Св. Максима, где на надгробном памятнике начертана такая надпись на латинском языке : «Он посвятил жизнь Господину этого мира, чем заслужил награду вечно пребывать на Небе». Художник Андреа Мантенья изобразил св. Максима на «Алтаре евангелиста Луки».

В базилике хранятся также мощи св. Фиденция (San Fidenzio), епископа Падуанского, правившего в 166 – 168 гг., после св. Просдокима и св. Максима. Его происхождение неизвестно, но некоторые ученые высказывают предположение, что он родом был из Восточной Европы. В 602 г. в связи с приближением к Падуе лангобардов останки святого закопали в лесу недалеко от города. Почитание св. Фиденция распространилось в 964 г., когда два крестьянина случайно обнаружили его захоронение в лесном массиве возле селения Польверара. Согласно легендам, на месте захоронения святого происходили некоторые чудеса, замеченные деревенскими жителями.

Костные останки св. Фиденция перенесли в Падую, чтобы, по мнению историков, «увеличить престиж» базилики св. Иустины, где решено было хранить мощи третьего епископа. 

В базилике имеется часовня Св. Даниила, посвященная одному из покровителей Падуи — св. мученику Даниилу Падуанскому (San Daniele; † 168). Согласно легенде, он был иудейского происхождения и служил диаконом при св. Просдокиме. Скончался св. Даниил во время пыток: мучители раздирали на камне его тело специальной доской с острыми и длинными гвоздями. Мощи св. Даниила были обнаружены в XI в. и ныне они почивают в базилике Св. Иустины. День его памяти отмечается 3 января. Св. Даниил является покровителем не только Падуи, но и города Тревизо. На картине итальянского художника Пьетро Дамини (1592 –1631) изображены четыре небесных покровителя Падуи: св. Просдоким, св. Иустина, св. Даниил (второй справа) и католический святой Антоний Падуанский (1195 –1231).

В одном из лабиринтов громадной базилики расположена часовня, оформленная в виде ризницы, которую почти не посещают верующие и паломники. В ней высоко над престолом висит византийская икона Божией Матери. «Точное время ее изготовления и происхождение неизвестно. Она не отреставрирована», – подчеркнул в своем рассказе об иконе священник и иконописец Джузеппе Пегораро.

На двух боковых сторонах часовни также высоко висят большие рамы-реликварии со многими частицами мощей разных раннехристианских святых, симметрично укрепленных в металлических круглых ячейках на фоне красной шелковой ткани. Падуанский иконописец вооружился сильными очками и встал даже на стул, чтобы попытаться прочитать имена тех святых, кому принадлежат мощи, но все его усилия оказались тщетными. Рамы-реликварии нужно было бы снять со стен, чтобы сделать на листах опись всех святых мощей, но для этой процедуры необходимо просить особое благословение. Однако позже с помощью консультантов из Государственной библиотеки Св. Иустины удалось установить, что в этой часовне-ризнице среди других святых мощей хранятся мощи епископов Падуи, правивших до разделения единой Церкви: св. Прокла (II век); св. Сира (начало III века; 9-й епископ); св. Леолина (между 232 –244; 11-й епископ); св. Илария (†368 или 378; 17-й епископ); св. Северина; св. Иоанна; св. Петра (Pietro di Limena) и др.

Оформленная в барочном стиле Капелла Реликвий находится в деамбулатории — полукруглой обходной галерее вокруг алтарной части базилики св. Антония, во многом сходной по своему архитектурному решению с базиликой Св. Иустины. В этой капелле хранится не только богатейшее собрание святынь, но и созданные в разные эпохи произведения итальянского церковно-ювелирного искусства.

Большинство хранящихся здесь реликвий посвящены католическому св. Антонию Падуанскому и другим святым западной церкви. Драгоценные реликварии, дароносицы и литургические сосуды перенесены в капеллу из ризницы только в 1745 г.

Назовем лишь некоторые из коллекции сокровищ. На полках трех застекленных ниш выставлены высокий (97 см) и декорированный хрусталем в стиле эпохи Возрождения реликварий с частицей Святого Креста (1436—1437) работы Джанагостино Элини и Джованни ди Пьетро; реликварий с тремя шипами из тернового венца Спасителя; высокий реликварий работы Амброзио ди Христофоро ( XV в. ) с мощами святой равноапостольной мироносицы Марии Магдалины, святой великомученицы Екатерины Александрийской, святой мученицы Иустины Падуанской и др.; реликварий ( высота 60 см; XV в.) с мощами св. Просдокима и др. падуанских святых. Здесь же хранится реликварий с мощами блаженного Августина (†430 ) и др.

В Епархиальном музее (Museo Diocesano) Падуи среди многих шедевров религиозного искусства можно выделить полотна с изображением Мадонн с Богомладенцем (середина XIV в.) кисти художников Паоло Венециано и Никколо Семитеколо, унаследовавших в своем творчестве особенности византийской живописи, в том числе и золотой фон. Здесь же представлен и редкий полиптих с изображениями Божией Матери и святых работы мастеров Школы Паоло Венециано.

Среди ценных экспонатов – оклад ( XIII в.) из Коллегиальной церкви Св. Иустины в деревне Монселиче под Падуей. В Городском музее Падуи (Museo Civico di Padova) выставлен расписной крест (1310 –1317 гг.) работы Джотто ( Джотто ди Бандоне (ок. 1267 —1337). Крест предназначался для Капеллы-дель-Арена (Капелла Сокровеньи в Падуе; Cappella degli Scrovegni) и, по мнению специалистов, его композиция с несколько модифицированным изображением тела Спасителя напоминает Распятие в базилике Св. Франциска (Нижняя церковь) в Ассизи. Особенностью креста, представленного в Падуе, являются характерные для XIV-го в. резные детали окончания его лучей.
 
Этим можно и завершить скромный рассказ о святых и святынях в Падуе.


Литература.

1.Padua. Basilika der Hl. Justina. Geschichte und Kunst. – Padua: Studio Fotografico Georgio Deganello. (Без года). – 71 с.

2. Гробница св. апостола евангелиста Луки. Информационный материал бенедиктинского аббатства св. Юстины в Падуе. – 4 стр.

3.Сongresso Internazionale San Luka Evangelista. Basilica di Guistina.18 Ottobre 2000. – Padova: Nuova Grafotecnica, Casalserugo, 2000.

4. Schaber V., Schindler H.-M. Bildlexikon der Heiligen, Seligen und Namenspatrone. –Pattloch, 1999.

5. Падуя. Гробница св. ап. Луки. – Электронный ресурс:
6.Установлена подлинность останков святого евангелиста Луки. – Электронный ресурс:http://www.pravoslavie.ru/news/10_16/glav2.htm

7. Ekkart Sauser: Prosdokimos. In: Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon. Band 7; Bautz, Herzberg. – 1994, Sp. 999–1000.

8. Padua. Basilika der Hl. Justina. Geschichte und Kunst. – Padua: Studio Fotografico Georgio Deganello. (Без года), S. 3.

9. Путешествие стольника П. А. Толстого по Европе (1697–1699). – [Электронный ресурс] URL: http://az.lib.ru/t/tolstoj_p_a/text_0020.shtml