По Святым местам Иерусалима!

Вера Шиленкова
Хочу поделиться с вами своими впечатлениями об экскурсии в Иерусалим в преддверии
Пасхи и зажжения Благодатного огня в Храме Гроба Господня.
Это была моя вторая поездка в Иерусалим,но первая на Пасху.Первый раз я побывала в Иерусалиме через два месяца  после приезда в Израиль-24 марта 1998г.Я тогда заранее написала пожелание-записочку со словами-"Пусть Миру будет хорошо!"И на этот раз в экскурсию входило посещение Стены Плача.Напишу всё по порядку.На эту экскурсию я ездила одна,а в автобусе познакомилась с одной женщиной по имени Женя.Она живёт в Хайфе,а приехала она с семьёй из Екатеринбурга шесть лет назад.Каждый год на Пасху она едет в Иерусалим на зажжение Благодатного огня в Храме Гроба Господня и каждый раз она очень хочет попасть внутрь Храма,но за эти шесть лет ей так и не удалось попасть туда именно в момент зажжения Благодатного огня.Она иудейка,а я христианка,но  у неё большие проблемы с сыном и поэтому она каждый год ездит в Иерусалим,чтобы помолиться за сына у еврейских и христианских святынь.Она мне даже показала,что у неё всегда с ней иконка с молитвой её ангела хранителя-Святой Евгении.
  Всю дорогу наш экскурсовод рассказывал нам об Иерусалиме.Столько интересного мы услышали,но чтобы рассказать обо всём,нужна отдельная статья.Я же напишу лишь самое главное.
  Иерусалим-символ святости для верующих людей,город древний и с драматической историей,город сложной судьбы и редкой красоты.По его камням ходили патриарх Авраам,царь Давид,царь Соломон,император Византии,Рима,короли Запада и Востока и любимый всеми христианами Христос.В этом святом городе живёт полмиллиона израильтян и палестинцев,иудеев,мусульман и христиан.Для иудеев Иерусалим уже на протяжении нескольких тысячелетий служит залогом существования народа,который подвергался преследованиям,унижениям,истреблению,но никогда не отчаивался,памятуя об обещанном возвращении на родину.Три тысячи лет назад царь Давид сделал город столицей,а его сын Соломон построил в нём роскошный Храм,разрушение которого евреи оплакивают до сих пор.
  Для христиан Иерусалим-это город Христа,Елеонского монастыря,Храма Гроба Господня,Гефсиманского сада.Христианский квартал вырос вокруг Голгофы.
  Для мусульман-это Эль Кудс,огромная скала,с которой вознёсся пророк Магомет,над ней Халиф Аб Эль-Малик из рода Омайя построил одну из главных святынь ислама-знаменитый золотой купол Аль-Аксы.Для мусульман посетить Иерусалим -значит лишь немногим меньше хаджа-паломничества в Мекку.
  На сегодня Иерусалим является и центром конфликта с палестинцами,которые хотят видеть Иерусалим своей столицей,вернее его  восточную часть.И поэтому внутри города израильтянами воздвигнут разделительный забор,чтобы предотвратить проникновение террористов-самоубийц в еврейские районы.Если Израиль подастся на палестинские требования,то в истории будет небывалый прецедент-Иерусалим будет и арабской столицей.
  Иерусалим расположен на 800 метров над уровнем моря и поэтому когда мы подъезжали к городу,экскурсовод предупредил,что будут закладывать уши,как бывает в самолёте.Я это ощутила,но это состояние быстро прошло.
  Первая остановка у нас была в месте,с которого Иерусалим виден как на ладони.Мы все вышли и любовались этим замечательным видом и конечно же фотографировались.
  Следующая остановка у нас была-это так называемый Центр паломников,где мы должны были купить пасхальные свечи по 33 свечи,специально  предназначенные  для зажжения от Благодатного огня.Экскурсовод сказал нам по какой цене будут свечи и что он звонил туда и договорился :свечи для нас будут.Когда мы приехали,оказалось,что свечей нет,а потом они вдруг появились,но уже по другой цене,дороже.Вот такой бизнес на свечах в великий христианский праздник на Святой земле.
  Следующая остановка была Гефсиманский сад и расположенная возле него Церковь всех наций.Мы шли по очереди вдоль сада,в котором росли очень старые оливы.Нам сказали,что некоторым из олив около тысячи лет!Между оливами росли красивые кусты роз и это было торжественно красиво-оливы и розы!Олива-священное дерево в Израиле,а розы-символ благодати.Я глядя на эти вековые оливы чувствовала душевный трепет,а воображение  рисовало мне картины,связанные с Иисусом Христом,ведь именно в этом саду он горячо молился перед совершением Великого подвига.А в это время уже заканчивалось время посещения Церкви и я только успела зайти внутрь её,полюбоваться красотой её,сделать один кадр на фотоаппарате.У входа моё внимание привлекли огромные бардовые розы и конечно же я их сфотографировала!
  Мы стали спускаться к нашему автобусу,чтобы ехать к Стене Плача.Уже в автобусе Женя мне немного рассказала о Церкви Марии Магдалины.Это русская православная церковь,построенная на деньги императора Александра Третьего и его семьи.Она была освящена в 1888 году во имя Марии Магдалины,в память императрицы Марии Александровны.В этой Церкви покоятся мощи святой великой княжны Елизаветы Фёдоровны,родной сестры  последней русской императрицы и её килейницы Инохини Варвары.В Церкви Марии Магдалины   находится чудотворная икона  Божьей Матери Одигитрии.В 1934 году при Церкви образована женская обитель.
   Ещё хочу написать о Церкви всех наций-в её строительстве в 1925 году участвовали 12 наций,исповедующих католичество и она построена на месте,где по преданию римские воины захватили Спасителя.
   Пока мы ехали к Стене Плача,экскурсовод решал с нами вопрос с зажжением Благодатного огня в Храме Гроба Господня.Он знал,что внутрь Храма всё равно не попасть и поэтому лучше будет,если мы съездим в ещё одно место,а потом приедем туда ибо бесполезно там столько ждать на солнце среди толпы.Мнения в автобусе разделились -половина решила дожидаться на месте зажжения  огня и среди них оказалась Женя,а вторая половина и я в их числе согласились поехать с экскурсоводом.
  МЫ приехали к Стене Плача,но так как это была суббота фотографировать нельзя было и за этим следила девушка-полицейский,но я всё таки сделала  один кадр,не глядя в объектив фотоаппарата.Интересно,что людей было совсем мало перед Стеной Плача.Стояла такая удивительная тишина,а в воздухе витала такая божественная торжественность,словно в Израиле всё спокойно,нет никакого конфликта,нет терактов.Это наверное ещё и потому,что сама Стена Плача действует успокаивающе на души людей.Мы с Женей подошли к Стене Плача и она мне сказала:"Я пошла,мне нужно просить о своих проблемах..."Она подошла в одном месте Стены Плача,а я немного подальше от неё стала.Прикоснулась к Стене Плача одной рукой и почувствовала холод ,идущий от камня,а в сердце  чувство необъяснимой  божественности.Всё было так тихо вокруг:стоят вдоль Стены Плача женщины,положив руку на камни,кто молча молится,кто шепчет молитву,кто прикоснулся к Стене поникшей головой,кто две руки приложил и в этот момент совершается таинство-молчаливый разговор с Богом.Каждый раскрывает свою душу перед Богом в молитве,в словах,что наболело у каждой женщины,представляет Богу свою боль души и просит Его помочь,кто молча,кто со слезами и каждый старается втиснуть между камнями свою записочку,в которой просьба,крик души от отчаяния.Я же опять,как и в первый раз посещения Стены Плача,заранее написала  свою просьбу к Богу,которая как и тогда состояла из четырёх слов,но только на этот раз слова были такие-"Пусть Мир будет лучше!"Я стала свою записочку заталкивать между камней,но это было непросто,потому,что не было места,но всё таки я втиснула её в расщелину между камней.Я посмотрела на землю ,а там лежало много таких записочек...Я потом узнала,что все эти послания к Богу собирают и сжигают,а пепел развеивают и таким образом считают,что просьбы доходят до Бога.
   После Стены Плача мы поехали к Храму Ильи Пророка.В Храме мы пробыли  несколько минут и вдруг услышали колокольный звон и люди идут улыбающиеся,радостные и говорят,что колокольный звон -это оповещение о Благодатном огне.Нам сказали,что как только появляется Благодатный огонь в Храме Гроба Господня,его сразу же развозят по всем церквам и храмам Иерусалима и нам  не пришлось долго ждать его.Все такие радостные стали зажигать свои связки пасхальных свечей и тут же тушить и служитель Храма помогал в этом ,но главное,что огонь не обжигал.Мы все такие же радостные от этого события сели в автобус и поехали к своим ,которые находились у Храма Гроба Господня.
   Мы доехали до Старого города ,там вышли,прошли через Яффские ворота и пошли по узенькой улице,где с двух сторон находились множество маленьких магазинчиков.
Это был так называемый базар в Старом городе.Людей там так много,что они образуют два потока-одни движутся вверх,другие вниз.Нам же нужно было идти вниз.Экскурсовод наш шёл впереди с поднятой рукой,в которой была бутылка,чтобы мы не потерялись в этом потоке людском.В одном месте мы встретили  часть наших женщин и они были такие недовольные,что нас долго не было,начали ругаться,некоторые стали курить.Я не могла спокойно на это смотреть:как можно в такой радостный час,когда произошло это божественное чудо-зажжение Благодатного огня,-ругаться ,курить.НО это всё человеческое невежество,так и хочется при этом сказать словами Иисуса Христа:"Господи ,прости им,они не ведают,что творят!"
   Потом я узнала такую информацию,что обычно на празднование Великой  субботы в здании Храма собирается до 10 тысяч человек,а билет,т.е пропуск в Храм стоит 100 долларов  и поэтому доходы в пользу Иерусалима огромны.Оказывается,что сам Храм Гроба Господня принадлежит разным конфессиям и это приводит к появлению конфликтов.И вот уже несколько столетий здесь идёт жестокое соперничество христианских церквей.Греки-самые старые владельцы,за ними -армяне.
  В последние несколько лет обострился конфликт между армянской и греческой православными церквами.Так в 2002 году оказалась под угрозой срыва центральная церемония празднования Пасхи,т.к патриархи не могли договориться между собой о том,кто из них должен входить в находящийся в Храме Гроба Господня грот,где был погребён Иисус Христос и откуда появляется Благодатный огонь.Между патриархами завязалась драка,чему свидетелями были израильские полицейские.Подобные проявления вокруг чуда приводят людей к разочарованию.
  Я немного отвлеклась,а теперь продолжаю дальше.Мы шли по узким улочкам и для меня самое главное было в тот момент-не потеряться.Мы как овцы шли за своим экскурсоводом,который долго нас водил:ведь получалось так,что мы идём,идём,доходим до какого-нибудь места,а там всё перекрыто-стоят полицейские,солдаты с автоматами.Тогда он ведёт нас по другим закоулкам и вот мы наконец-то почти подошли уже к Храму Гроба Господня и экскурсовод разводит руками и говорит:"Не пускают,всё ,нужно возвращаться..." Мы остановились,все разочарованные,а тут вдруг объявили,что открыли доступ в Храм и огромная толпа людей с радостью устремилась к входу в Храм.Я держусь за Женю,чтобы не потеряться,я ведь впервые здесь,а она уже хорошо знает этот храм.
  Первая святыня в Храме,которая находится сразу у входа-это Камень Помазания,представляющий собой продолговатую низкую плиту размером 1 на 2,5 метра.Согласно преданиям,на этот камень,облицованный сейчас мрамором ,было положено тело Христа,снятое с креста для умащения ароматическими веществами перед погребением.Возле Камня было столпотворение,но я всё таки протиснулась к святому камню и когда освободилось место я стала на колени,положила руки на камень и стала молиться,просить Господа и всё это нужно делать быстро,ведь со всех сторон нажимали люди,но я даже успела раз сфотографировать Камень Помазания.Женю конечно  же я потеряла в этом движущемся людском потоке.Я огляделась,мне же нужно было ещё сфотографировать,но как:кругом люди ,люди -и всё это в полумраке,кое где были видны зажженные свечи.Самая большая очередь была к главной святыне Храма.Святыня эта называется "Кувуклия(греческое слово,означающее "ложница,царская опочивальня")Состоит она из входа,который называется Предел Ангела и ведёт к гробнице,которая ,как полагают,являлась местом захоронения и воскресения Иисуса Христа.Именно здесь происходит чудо -зажжение Благодатного огня патриархами греческой и армянской церквей.Так армянский священник остаётся в Пределе Ангела,а греческий проходит к ложу и на коленях молится до тех пор,пока не произойдёт чудо и не появится Благодатный огонь
  Мы стояли так плотно друг к другу,что нельзя было пошевелить рукой или вытащить руку,только,что можно было, так это говорить.Получилось так,что я стояла за одной женщиной пожилой,а за мной видно её знакомая и они разговаривали между собой на украинском языке.По их акценту я поняла,что они с Западной Украины.Я спросила у них,откуда они и они сказали,что с Ровенской области.Я спросила ещё у них,как они оказались в Израиле.Они рассказали,что работают здесь в семьях по рабочей визе,ухаживают за бабушками.Приехали сюда, потому,что хотят помочь своим детям,которые на Украине сидят без работы.Я конечно была восхищена ими и рада,что встретила своих земляков,ведь я тоже с Украины,только с Восточной.Очередь наша двигалась медленно,по пять человек запускали в эту святыню и командовал этим процессом священнослужитель,говорящий на английском.Он решал кому идти,выбирая  людей из подошедшей очереди.А нам ведь экскурсовод наш дал один час  времени на Храм и поэтому Женя позвонила ему и сказала,что мы стоим в очереди,чтобы нас подождали.Кажется всё делается быстро,священник выбирает из очереди пять человек и они по очереди заходят в святыню и так же быстро выходят оттуда.Всё движется,как в конвейере,а мы как овцы ,загнанные. Ведь стоим перед святыней в тихий светлый день и должна быть торжественность в душе  и вокруг тебя,должен быть свет любви к Иисусу,чтобы эту любовь выразить наедине в молчании,не спеша.А здесь получается такая толпа и ты движешься с этой толпой,в которой смешались ауры и запахи пота.Если бы посмотрел на это Иисус Христос,наверное бы опечалился,глядя на эту волнующуюся толпу,которая в спешке хочет прикоснуться к Его святыне.
   "А ведь Христос своим примером показал,что это внешнее богослужение ложно,ибо это подлый подкуп неподкупного,что служить Богу надо не в земных храмах и не жертвами земными,а в Духе и Делом."("Иисус Христос ."Г Горчаков.)
  Но вот наконец мы с Женей стоим рядом и священнослужитель выбирает нас.Сначала я зашла в святыню,в которой вначале попадаешь в Предел Ангела,затем нужно склониться,чтобы попасть в святая святых-гробницу.И вот я в гробнице,которая освещена только лампадками и имеет два метра в длину и полтора метра в ширину и в ней находится вделанное в стену надгробие-Камень Господня,на котором лежал и потом воскрес Иисус Христос.Я быстро стала на колени и приложила руки на это каменное ложе,склонила голову.Нужно было,что -то мысленно попросить у Иисуса,но я не могла в спешке сосредоточиться.Первое,что мне пришло на ум-это слова"Пусть Мир будет лучше!"Тут же и Женя опустилась на колени возле меня с молитвой...
   Я хочу немного рассказать о Храме Гроба Господня,который находится на Маслиничной  горе,она же Елеонская.Ещё при жизни Иисуса Христа эта гора становится местом значительных событий.
  Днём он учил в храме,а ночи,выходя,проводил на горе,называемой Елеонской"
   (Евангелие от Луки)
  Первый небольшой храм здесь был воздвигнут в 330 году матерью византийского императора Константина-царицей Еленой.Царица Елена на протяжении ряда лет разыскивала места,связанные с жизнью и деятельностью Христа.Ей принадлежит заслуга определения того,где находились Голгофа,Камень Помазания и другие святые места.На протяжении веков Храм не раз подвергался разрушениям,но постоянно восстанавливался.Первый Храм Гроба Господня был разрушен персами в 7 веке.В 1149 году крестоносцы восстановили Храм и он обрёл свои нынешние очертания.В последний раз Храм сильно пострадал от землетрясения в 1987году.Каждый участок территории Храма принадлежит определённой конфессии.Значительная часть территории Храма с начала 19века принадлежит греческой православной церкви.Сейчас грекам принадлежит часовня Гроба Господня(кувуклия),северная часть Голгофы-предел Водружения  Креста,Камень Помазания и центральная  часть Храма. Со времени султана Саладина участок земли,на которой стоит Храм Гроба Господня,принадлежит двум мусульманским семьям.Каждое утро кто-нибудь из мужчин,членов этих семей отпирает ворота Храма и уносит ключи к себе домой.К сожалению я ,побывав в этом месте,не смогла увидеть всех святынь,находящихся там.Для того,чтобы спокойно,не спеша рассмотреть,сфотографировать эти святые места,нужно ехать в обычную экскурсию,не приуроченную к празднику.
   Я продолжаю повествование экскурсии.Когда мы поехали в Горний монастырь,мы так устали с Женей,что сидели молча.И вот,что я подумала в это время.Ведь нигде не упоминается,что Христос молился в Храме.В Евангелии написано,что в ночь перед распятием Христос находился в Гефсиманском саду и ложась ничком на землю молился и его молитва шла из сердца.В книге Г.Горчакова "Иисус Христос"тоже написано об этом-"...И он всегда молился один и тоже советует делать последователям,он решительно против моления на людях,в толпе.Подлинно молиться можно только наедине,в молчании,сосредоточении."Но разве может быть подлинной молитва  среди толпы и суеты,которая происходила в Храме Гроба Господня в Светлый праздник Пасхи?И Иисус Христос,глядя с небес испытывает не радость,а боль от того,что видит до какой степени церковники исказили Его Учение,видит его фальшь,которая тянется уже почти 2 тысячи лет.Церковное учение уже не может удовлетворить людей своими противоречащими здравому смыслу и самому разуму догмами.И поэтому человечеству было дано Новое Учение-Агни-Йога или Живая Этика,которая рассматривает Бога в духе Учения Христа,указывает на весь вред старых изолгавшихся религий,устанавливая научные основы нового космического мировоззрения.
   И вот наконец мы приехали в одно удивительно красивое место.Вокруг лес и нам нужно было идти по дороге вниз и дорога эта вела нас всё ниже и ниже.Мы встречали туристов,уже идущих из монастыря.Идти по этой дороге было одно удовольствие!Вдоль дороги росли деревья,цветы и стояла такая тишина,только пение птиц нарушало покой этого райского уголка.Мы пришли к этому монастырю,его называют Горний монастырь.Это Русский монастырь,основан в 1898 году,принадлежит Московскому Патриархату.Возле монастыря стоял такой длинный стол.Нам сказали положить на него всё,что мы хотим освятить и каждый  поставил свои куличи пасхальные,яйца,воду в бутылках.Все стали вокруг стола и вышел батюшка улыбаясь,стал рассказывать с такой любовью за Иисуса Христа.Первое,что он сказал,что фарисеи ведь не хотели,чтобы народ узнал о Воскресении Христа и они специально подкупили стражу,чтобы те подтвердили,что Иисус не воскрес,просто его выкрали ученики.До сих пор эти фарисеи,только в ином обличие не признают Иисуса Христа,что он был Сыном Бога и до сих пор утверждают это и поэтому не было никакого воскресения.Батюшка рассказывал нам о Крестном знамении,о силе его.Так он привёл пример наших дней во время трагедии в Московском метро.Три подруги,которые были там  спаслись,потому,что у одной был крестик на шее,а вторая сама перекрестилась,а третью перекрестила мать,когда она уходила.При этих словах я вспомнила о себе,что 3 года,когда мой сын служил здесь в боевых войсках я провожая его,когда он уезжал в армию после выходных,всегда крестила его сзади и он этого не видел.Точно также я защищала свою младшую дочь,когда она тоже служила в боевых войсках.Я никому об этом не говорила и в душе верила,что эта защита помогла им и благодарила Создателя за эту помощь.Батюшка рассказал нам много случаев и при  этом настоятельно просил,чтобы мы всегда носили крестики на шее.Потом батюшка стал освещать то,что стояло на столе и нас в том числе -брызгать на нас святой водой.Все улыбались при этом и на лицах всех словно было написано,что они согласны со всем о чём говорил он.Уже потом дома я прочитала в одном из писем Е.И Рерих:"Мы никогда не говорим и не будем говорить против какой либо религии,как таковой,или же против храма.Лучше какая ни есть религия,нежели без храма.Духовные пастыри необходимы,но они должны быть истинными водителями духа и идти с нуждами человека,а не плестись позади,закованными в цепи невежества мрачного средневековья." Я думаю,что этот батюшка был истинным духовным пастырем в этом Русском монастыре на Святой земле!В монастыре этом служат русские православные.Так,что конец экскурсии был хорошим:без толпы,спешки,среди природы и людей,преданных Христу,у которых своя особенная жизнь,как говорят-"жизнь во Христе"
  Мне очень нужна была эта поездка,чтобы увидеть своими глазами святые места,связанные с жизнью и смертью Великого Путника,которые сохранили Его эманации и над которыми проливается Благодать Его! Нужно только  почувствовать всем сердцем  Его незримое присутствие и именно здесь на Святой земле  очень остро чувствуется Истина,которую Христос утверждал две тысячи лет назад и был распят за неё и воскрес для утверждения всё той же Истины,которую Он выразил в своих заповедях.Главная из которых:"Любите друг друга" и  этими словами я хочу закончить своё повествование.Я люблю вас! Мои далёкие единомышленники! Сердцем я с вами!
 22 апреля 2006г