Экскурсия

Дария Давыдова
Ехала утром в привычном пермском трамвае. Удачно встала около панорамного окна. Перед глазами - нежная, прозрачная серость, осевшая на несвежей летней листве, на карнизах, на кочках и в ямах, над всем городом нависшая: седыми волнами волос. Думаю: как бы не впустить вовнутрь. Но, всё же, лучше у окна.

В трамвай зашли женщина с мальчиком. Женщина начала одёргивать ребёнка: "Я тебе сказала, держись! Почему не держишься? Держись тут. Нет, тут. Нет, тут. Почему эти штаны надел? Почему куртка не по погоде?.." Я подумала, что вижу обычное семейное утро и забыла про них.

Когда трамвай отъехал от Разгуляя, я вдруг услышала: "А сейчас я проведу тебе экскурсию!" Голос был очень тёплый, и я невольно обернулась. Оказалось, он принадлежал той же женщине.

- Посмотри направо. - Сказала она мальчику. - Вот это - современное здание с колоннами. Видишь, какой минимализм? Сдержанные тона, простая конфигурация, и колонны - просто как поддерживающие элементы. А теперь давай повернём голову налево.

Я повернула голову вместе с ними. Становилось интересно.

- А это - старинное здание с колоннами. - Как-то очень мягко сказала она. - Ты видишь разницу? Посмотри, как здесь всё выделано, как продуман и выточен каждый элемент, скольких усилий требовало создание подобного, но люди создавали.

- Да, да! - Зачарованно кивал мальчик. - Очень красиво.

- А сейчас, - сказала женщина с какой-то детской воодушевлённостью, - будет моё любимое здание в городе.

Я догадывалась, что речь идёт о Грибушинском особняке. Но уже с большим нетерпением ждала, что же она скажет? Что же скажет она об этой улице, по которой ты ездишь изо дня в день и который год, и которую, вроде бы, знаешь лучше всех улиц на свете. Что же скажет она про эти дома - которые ты, вроде бы, уже давно разглядел, и которые примелькались, затёрлись, затушевались...

- Посмотри, посмотри! - Восторженно говорила женщина. - Как раньше работал архитектор. Какое оно лёгкое, какое небесное, и какие здесь колонны! Как причудливо они завершаются.

Что сказала? Вроде бы, ничего особенного. Но почему-то так вкусно это было сказано, что ты будто бы заново увидел и заново полюбил что-то давнее. Обновился.

Она вдохновляла мальчика. Он подхватил её волну и принялся описывать каждое, попадающееся по дороге, здание.

- Вот это - красиво, тут цветы и орнамент кирпичом выложен. А это - некрасиво, тут столько букв: и все разные. Лучше вообще буквы на дома не вешать.

- Почему некрасиво? - Удивилась женщина. - Конечно, вывески - это никуда не годится. Но мы же говорим об архитектуре, а не о декоре фасада. Если уж на то пошло, то серую панель можно рассматривать как чистый лист, на котором есть возможность творить! И это красиво.

- Точно, бабушка! - Засмеялся мальчик. - Это красиво. И это - красиво! И это - красиво!

Бабушка! Молодая бабушка-архитектор. А может быть, просто ценитель. Но суть не в этом. И даже не в спорах об архитектурном облике города. Рядом со мной ехал заворожённый ребёнок. Сколько раз он вгляделся, сколько раз он вчувствовался в окружающий нас мир. И сколько раз он сказал: "Красиво, красиво, красиво..." Это "красиво" - звучало музыкой всю дорогу.

12.08.2019.