статья Преступление и наказание по-словенски

Андрей Николаевич Титов
         «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки …» — так начинается роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, итак, подражая классику начнем рассказывать о преступлениях и наказаниях по-словенски.
          В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один  журналист, наслаждаясь прекрасным видом заката под Gori;ka Brda решил написать о том, о чём не принято обсуждать в иммигрантской среде. О преступности и проблемах русскоязычной диаспоры в Словении. То, что Словения занимает одно из ведущих мест в сфере безопасности для жизни, не вызывает сомнений. Здесь можно со спокойным сердцем отпустить ребенка одного в школу, можно не беспокоиться о прогулках по ночному городу. Леденящие душу ежедневные криминальные новости остались в прошлой жизни.
       Обратившись за помощью к группе «Живем в Словении» за историями, было получено от непосредственных участников согласие на интервью и описание интересных и поучительных инцидентов. И так слушайте, и мотайте на ус (если что, это относится к мужчинам), а прекрасным нашим женщинам просто на заметку. Все истории подкреплены материалами судебных дел.

История 1.  Booking.com и уголовная статья за лишение свободы.

Татьяна (все имена изменены, совпадения случайны) миловидная женщина, средних лет, приехавшая в Словению почти пять лет назад и, между прочим, имеющая красный диплом технического университета. В России успешна работала в филиале крупной иностранной компании. В Словении имеет небольшой бизнес по розничной торговле.
Татьяна рассказывает:
—Я снимала квартиру на втором этаже, а на первом у хозяйки пустовала гарсоньера. И я договорилась с ней, сдавать эту однокомнатную квартиру через booking.com за свои комиссионные. Как говорится каждая евро-копейка в доме пригодится.
В сентябре 2017 года приехал гость из близлежащей страны. У нас вход через подъездную дверь, которая всегда закрывается на ключ. Вошли они в квартиру и стали сразу агрессивно задавать вопросы: где балкон? Почему нельзя курить?  Почему парковка общественная?  Сложилось впечатление, что они пришли только для того, чтобы отказаться от брони.
— Вся информация об объекте есть на сайте, —спокойно ответила я им.
Весь разговор был от силы минуты три.

     Гость собрался уходить, я ему говорю, что по правилам booking.com в случае отказа, они обязаны оплатить одну ночь. Естественно, начался скандал, и он стал звонить в полицию, а я в администрацию booking.com.
       Приехала даже не полицейские, а Redarstvo дорожная служба. Взяли объяснения. Они прибыли  через сорок минут, а через месяц я получила письмо «счастья», что меня обвинили в удержании человека, лишении его свободы передвижения против его воли.  Так как дверь в подъезде была закрыта. Ключ от входной двери лежал на столе, вместе с ключом от гарсоньеры.

     Из-за этого у меня возникли проблемы с продлением ВНЖ. Обратилась к очень известному адвокату на побережье, который дал мне свою помощницу. За написание ответа и одно посещение прокуратуры я заплатила 180 eur. Качеством работы помощницы я была не довольна, так как в письме она много перепутала фактических данных. На моё обращение, что это не соответствует действительности, она пожала плечами и сказала буквально:
— Это не важно и не влияет на исход дела!
Мне назначили штраф или исправительные работы. Если бы я не оплатила штраф или не выполнила работы, то дело бы передали в суд, а суд бы назначил более строгое наказание вплоть до лишения свободы.
Изначально был выбор - работы или штраф.
Я выбрала обязательные работы в доме престарелых. А вот когда уже пришла чтобы мне назначили какие именно работы делать оказалось, что страховка иностранца не подходит.
Лишь случайная встреча с другим юристом, который грамотно написал письмо в прокуратуру изменило ситуацию. Мне снизили размер штрафа до 250 евро. После дела у меня сложилось впечатление, что прав тот, кто первым позвонил в полицию.»

Комментарий юриста Андрианы Александровны Селеевой (jurist.consulting@mail.ru):

Уголовная ответственность за ограничение свободы предусмотрена статьей 133 УК РС.  Наказание зависит от состава преступления, возможно решение суда по назначению обвиняемому условного срока наказания (pogojna obsodba), судебного предупреждения (sodni opomin), вплоть до лишения свободы сроком от 1 месяца (наименьший срок лишения свободы по УК РС) до 5 лет. По данной статье наказуема также попытка ограничения свободы. Чтобы осудить кого-то в таком преступлении суд должен обосновать умысел обвиняемого. Без умысла нет данного преступления.
Мотив преступления, положительный (пр.: выяснение обстоятельств) или отрицательный (пр.: ревность) не влияет на судебное решение. Из суд. практики sklep суда I Kp 117/2000, sklep Visjega sodisca v Ljubljani: » Удержание потерпевшей в офисном помещении с целью выяснения нарушений в компании ... не может быть причиной, из которой можно сделать вывод, что не было незаконного действия (ограничения свободы передвижения) и что подсудимый не знал о незаконной ситуации «.
         В описанном и подобных случаях, если Вас застали врасплох и предъявляют  к Вам претензии в нарушении закона, незамедлительно звоните адвокату и требуйте переводчика (62.статья Конституции Республики Словении: » Каждый имеет право использовать свой родной язык, при устной или письменной речи, при осуществлении своих прав и обязанностей, а также в ходе разбирательства в государственных и других органах, осуществляющих государственную службу, в порядке, установленном законом).  Показания на первом этапе очень важный момент, от него в последствии отталкиваются прокуратура при решении вопроса о передаче уголовного дела в суд. Но, суд при вынесении приговора не может обосновать своё решение на досудебных показаниях подсудимого, которые были зафиксированы без присутствия адвоката.
 
История 2. Директор из местных
 
Алексей (имена изменены, совпадения случайны) около пятидесяти лет, проживает в Словении с октября 2017. Имеет богатый опыт ведения предпринимательской деятельности в России в сфере и производства, консалтинга и логистики. В Словению приехал со своим бизнес-планом по организации транспортно-контейнерного центра в морском порту города Копра. 
        Энергичный и деловой Алексей быстро наладил взаимовыгодное деловое сотрудничество с руководством порта. Для оперативного руководства был директором назначен г-н Горан (имена изменены). Он имел прекрасные рекомендации и опыт в этой сфере. В июне 2017 года была приобретена компания и сразу начался поток клиентов на перевозку контейнеров. Перевозки осуществлялись в различные страны Европы. Алексей, не имеющий возможности, постоянно находится в порту и желая мотивировать нового директора предоставил ему еще и 50 % доли в компании. В компанию Алексей инвестировал очень существенную часть своих активов на сотни тысяч евро.
         Но уже с октября 2017 года, не проработав, и четырех месяцев, опытный в бухгалтерских делах, Алексей увидел непредвиденный расход денежных средств со счетов компании. Оказалось, что ушлый директор на денежные средства компании прекрасно устраивал собственную жизнь: арендовал шикарный дом с бассейном, принял, не оговаривая с партнером, молодую девушку на должность секретаря, оплачивал личные расходы. После небольшого аудита, финансовая картина стала еще более удручающей. Директор перевел на счета, подконтрольной фирмы, значительные средства, при отсутствии бухгалтерских документов и производственной необходимости.
       «Дружеский» и короткий разговор по душам русского бизнесмена и местного директора закончился тем, что исполнительный орган добровольно слагает с себя полномочия и выходит из состава учредителей. Но деньги возвращать он, ну очень не хочет.
Алексею пришлось взяться за словенское законодательство. Многочисленные обращения в полицию, прокуратуру дали свои результаты.
       Алексей, смеясь, рассказывает о своем очередном походе в прокуратуру для подачи жалобы на бездействие органов полиции.
«Из кабинетов на меня вышли посмотреть, наверное все, сотрудники. Наконец, женщина-руководитель, выслушав меня, позвонила в полицию. Выслушав их объяснения о нехватке кадрового состава, она покачала плечами и сказала:
— Ничем помочь не можем , сотрудников не хватает!»

     Сейчас вступило в законную силу первое решение суда о взыскании с бывшего директора несколько тысяч денежных средств, которые им были потрачены на себя.  В настоящее время идет второй судебный процесс по взысканию оставшихся сумм на десятки тысяч евро. По результатам которого, Алексей будет добиваться уголовного преследования виновного.

Алексей рассказывает:

«Когда мой оппонент понял, что я буду судиться и использовать все законные способы по получению своих денег, он написал жалобу в отдел иностранцев в Еноте о «якобы» моих нарушениях. Но ему было отказано».
«Вообще, от суда у меня осталось положительное впечатление, мне есть с чем сравнивать. Например, здесь никто не прерывает твои показания, если это по делу, распечатки судебного протокола предоставляют в письменном виде сразу после процесса. Я думаю, что определенная идеализация европейских  людей, как законопослушных и порядочных сыграла со мной злую шутку. При ведении бизнеса в Европе необходимо соблюдать правила безопасности и проверки партнеров. Доверяй, но проверяй!», — подводит итог Алексей. 

Комментарий юриста Андрианы Александровны Селеевой:

Правовые отношения компании между собственниками, как и между собственниками и директором компании можно рассматривать только в том контексте, в котором это допускают нормы корпоративного права. Материально-правовую основу для требования возмещения убытков в связи с причинённым ущербом компании определяет Закон о предприятиях (Zakon o gospodarskih druzbah).
          В учредительном договоре (druzbbena pogodba), во избежании длительных судебных процессов, следует определить ограничения директора компании на определённые действия (подпись документов, расходы средств и т.д.). Ограничения определённых действий можно также зарегистрировать в регистрационном гос.органе Словении (Sodni register, Ajpes).
        При исполнении своих обязанностей директор должен действовать в интересах компании, в противном случае, несёт ответственность перед компанией за возмещение ущерба, причиненного в результате нарушения своих обязанностей.
В действиях бывшего директора можно усмотреть состав преступления, предусмотренный УК статья 228 (poslovna goljufija). При этом, наказание как санкция за данное преступление обусловлено суммой причинённого ущерба. Если сумма ущерба составляет не более 500,00 Евро, санкция – денежный штраф или лишение свободы на срок до одного года. Если сумма ущерба составляет более 5.000,00 Евро, санкция – лишение свободы на срок до 5 лет. Если сумма ущерба составляет более 50.000,00 Евро, санкция –лишение свободы на срок от одного года до 10 лет.

История 3.  Маша да не наша.

Кристина и Александр (имена изменены, совпадения случайны) проживают в Словении с 2015 года. В Москве каждый занимался своим направлением   реставрационно-строительным и юридическим бизнесом. В Словении открыли компанию по оказанию реставрационно-строительных работ и медицинского туризма. Приобрели современные апартаменты в Копре и Анкаране для сдачи их через туристические агрегаторы Booking и Airbnb, и на сайтах по продаже и аренде недвижимости.

Кристина рассказывает:

—В один солнечный осенний день, эффектно, на мотоцикле приехала женщина, пожелавшая арендовать апартаменты в Анкаране, но они были заняты туристами, и мы ей предложили более роскошные в Копер. Назовем её условно Маша. Была очень подкована в юридических вопросах, много говорила о своих деловых связях и бизнесе и спортивных достижениях.
           В общем, произвела впечатление, как успешная бизнесвумен. На эти апартаменты нами был заключен договор у нотариуса на 3 месяца аренды. Апартаменты Анкаран она попросила сдать в аренду своей коллеге по бизнесу Анне.
        Уже через месяц она перестала платить за аренду и начали рассказывать различные истории о постоянных командировках, смерти родителей, собственных болезнях и тд. Уже потом стало известно, что Маша по поддельным документам попыталась продать квартиру Анкаране словенским молодоженам по заниженной цене, предварительно взяв с них большую предоплату.  Вместе с “новыми собственниками” мы подали заявление в полицию, где узнали много интересного про чемпионку и крутую бизнесвумен Машу.  Уже потом оказалась, что она имеет судимость (а может и не одну) за аналогичные преступления. Мы 8 (восьмые!) в списке потерпевших от её преступных действий. Чтобы справедливость восторжествовала, и мошенница оказалась в тюрьме нам   самим пришлось проделать огромную работу, вплоть до наблюдения за домом, чтобы информировать полицию, когда Маша выйдет из дома. На процедуру принудительного выселения ушло 4 месяца. И это считается не так долго благодаря нотариальному договору и помощи известного словенского адвоката.  На основании нотариального договора мошеннице удалось оформить в Еноте постоянную прописку в квартире Копер и до сих пор мы не можем выписать ее оттуда.

Кристина рассказывает:

— Законы, к сожалению, делают почти беспомощными собственников жилья в подобных ситуациях, мы не имеем права входить в дом, мы не имеем права отключить электроснабжение, интернет, самим менять замки. Мошенница объявила соседям, что она собственница апартаментов Копер и поэтому поменяет замок, это была ее первая ошибка. У нас в свою очередь появилось право тоже поменять замок, и мы по указанию нашего адвоката вызвали специальную службу, чтобы они зафиксировали смену замка мошенницей.
         Очень правильно сделали, что заключили нотариальный договор, который позволил избежать длительной судебной процедуры выселения. Мошенники всегда обладают артистическими способностями. Наша мошенница не исключение. Она старалась произвести впечатление на соседей, представляясь собственницей 3-4 ликвидных апартаментов.  Она и на самом деле очень грамотный дипломированный юрист. Она знает все тонкости и недоработки законов, чтобы использовать в своих преступных интересах. Ей легко удалось затянуть процесс выселения. Решение суда она обжалует всегда в последний день срока на подачу апелляционной жалобы. Потом просила выставить ей счет на оплату. Адвокаты нам пояснили, этим она хотела показать продолжающиеся хозяйственные отношения между арендатором и собственником. Адвокатские услуги нам обошлись на сегодня более 5000 евро плюс 700 евро на приставов-исполнителей».

       История про не нашу Машу пока не окончена, уголовный процесс продолжается, новые счета от адвокатов приходят, а сама она находится в предварительном заключении и профессионально затягивает судебный процесс.

Комментарий юриста Андрианы Александровны Селеевой:

         "В описанном случае пострадавшему лицу удалось избежать длительной процедуры прекращения договора аренды и возврата предмета аренды (выселение из квартиры). Но судебная практика не всегда позволяет избежать судебного процесса (с момента подачи искового зявления в суд и до получения судебного решения, вступившего в силу) в подобном случае. Поэтому даже при наличии нотариального договора (подписанного в форме Notarski zapis) права собственника предмета сдачи в аренду не всегда защищены в полной мере.
         Из судебной практики по примеру аренды жилищного помещения (stanovanja) VSL Sklep I Ip 3435/2017, VSL00009469 05.03.2018, »Стороны договора согласились в нотариальном акте о том, что нотариальный акт подлежит безоговорочному исполнению в отношении всех обязательств, согласованных в нем, включая выселение и передачу недвижимого имущества. Суд отказал в прямом исполнении нотариального акта. Апелляционный суд установил, что решение суда первой инстанции было правильным. Арендодатель в исполнительном листе указал, что арендатор не выполняет свои обязательства по договору и поэтому расторг договор аренды по виновным причинам, а также требовал от арендатора оплаты обязательств по договору, выселение и передачу имущества".


        » Cуд первой инстанции справедливо установил, что положения жилищного законодательства должны приниматься во внимание в случае возникновения спора между сторонами договора об обоснованности прекращения договора аренды со стороны арендодателя. На это ясно указывает 112. статья, 3 абзац,  Жилищного закона (Stanovanjski zakon, SZ-1): арендный  и субарендный договор в случае спора подлежат расторжению  в суде общей юрисдикции.  Следовательно, если между арендодателем и арендатором возник спор об обоснованности прекращения договора, арендодатель должен расторгнуть договор, предъявив иск в судебном порядке. Таким образом, преждевременное расторжение договора аренды (при этом договор может быть заключен как на определённый срок, так и  на неопределённый срок) со стороны арендодателя по вине арендатора в случае спора сторон подлежит судебному рассмотрению. ...Также в нотариальном договоре (в судебном примере) указано, что нотариус предупредил стороны соглашения о судебной практике в случае преждевременного расторжения договора и требования по выселению, а также передачи имущества". 

Полный текст статьи можно прочитать на странице интернет-журнала "Славянский бульвар"/Slavjanskijbulvar.si/: