По следам апостола Филиппа в турецком Памуккале

Анатолий Гурьевич Холодюк
Особые чувства испытывает паломник на юго-западе Турции, примерно в 17-ти километрах севернее большого города Денизли. Здесь на горной возвышенности высотою 350 метров находятся развалины античного города Иераполиса Фригийского ( также – Иераполь, Гиераполис или "Священный город"), связанного с именем св. апостола Филиппа. Он проповедовал и мученически скончался здесь ок. 81-95 гг. во времена царствования римского императора Домициана.

Уже издали, подъезжая к этим местам, можно видеть необыкновенное зрелище: белоснежные террасы, представляющие собой наплывающие друг на друга природные чаши-ванны, похожие на причудливые и насыщенные кальцием водоемы с известняковыми стенами, - травертины. Длина их составляет 2700 метров, а ширина - 300 (1, с.433). Туристов здесь привлекает рассказ-легенда о том, что посреди этих природных ванн якобы купалась египетская царица Клеопатра. Поэтому они и стремятся попасть в "бассейн Клеопатры" с тёплой минеральной водой, возникший на месте разрушенных землетрясением римских бань. Местонахождение бывшего города Иераполиса Фригийского в Малой Азии имеет ныне название Памуккале (Pamukkale), что в переводе с турецкого означает "хлопковый замок или крепость". Руины города Иераполиса и сам Памуккале c его горячими источниками и уникальными кальциевыми отложениями в 1988 году включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, благодаря чему они стали известным паломническим и туристическим центром современной Турции.

Еще с древних времен эти места с потоками горячей воды, стекающими с горных склонов, и термальными источниками использовались как курортная местность, где приезжающие сюда люди исцеляли многие болезни. Первые жилые постройки на месте Иераполиса появились еще во II тысячелетии до Р.Х. В 190 году до Р.Х. царь Пергам Евмен II построил здесь город и назвал его Иераполис (с гр. - "Священный город"). В 17 году до Р.Х. город пострадал от землетрясения, а через полвека наступил период его расцвета и он приобрел известность в римских аристократических кругах как целебный курорт. Античный бассейн Клеопатры появился после случившегося здесь в VII веке землетрясения, когда мраморные колоны падали в образованный природой водоем, широко используемый в настоящее время многочисленными отдыхающими.

Город Иераполис сыграл важную роль в распространении Христианства после того, как здесь мученически погиб один из 12 апостолов - святой Филипп. После этого события город стали называть "Святым городом", а в 395 году он перешел под управление Византии. Равноапостольный царь Константин сделал его столицей области Фригия и одновременно центром епископства. Возведенная здесь церковь во имя святого апостола Филиппа стала одним из важных христианских мест в Малой Азии. Об этом свидетельствуют данные первых раскопок и картографического исследования, произведенного в этих местах с 1887 по 1896 гг. известным немецким археологом и архитектором Карлом Хуманном (Karl Humann; 1839 -1896). Позже здесь работали ученые английского Археологического института(1954-1959 гг.), а также группа ученых Института Археологии Италии под руководством профессора Паолo Верцоне. Кстати, aрхеологo- реставрационные работы здесь продолжаются и по сей день.

Исследователям удалось восстановить карту Иераполиса Фригийского III-IV веков (3), где ныне под номером 11 на ней значится "Мартирий святого Филиппа", находившийся в давние времена за пределами городских стен. Сегодня он представляет собой развалины бывшего каменного храмового сооружения в честь христианского мученика св. апостола Филиппа.

Обнаруженные во время археологических раскопок артефакты из камня и мрамора выставлены ныне на выставке в музее бывшего Иераполиса. Согласно информации этого музея, мартириум (мартирий, мартирон) св. апостола Филиппа в форме храма в IV веке был построен на на Холме Мучеников - "месте гибели и захоронения святого апостола" (2, с.11).

Имя св. апостола Филиппа упомянуто в списках апостолов в Евангелии от Матфея (10:3), от Марка (3:18), от Луки (6:14), а также в Деяниях Апостолов (1:13). Евангелие от Иоанна сообщает, что Филипп был родом из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп привёл к Иисусу Нафанаила (Варфоломея) (Ин.1:43—46). В тексте этого Евангелия Филипп появляется ещё трижды: он беседует с Иисусом о хлебе для "множества народа" (Ин.6:5—7); приводит к Иисусу "Еллинов" (Ин.12:20—22); просит Иисуса на Тайной Вечере показать Отца (Ин.14:8—9).
 
Упомянутый в Деяниях Апостолов Филипп-диакон или Филипп-евангелист — другое лицо, тёзка cв. апостола Филиппа. Существует гностический апокриф — Евангелие от Филиппа (создан в III—IV веках), а также апокрифический текст "Деяния Филиппа".
Апостол Филипп проповедовал Евангелие сначала в Галилее, а позже - в Греции, где обратил ко Христу многих ее жителей. Евсевий Кесарийский приводит сообщение Климента Александрийского о том, что Филипп был женат и имел дочерей. Филипп проповедовал Евангелие в Скифии и Фригии. Во времена земной жизни апостола Филиппа существовали города Иераполь Сирийский и Иераполь Фригийский.

Согласно "Житию святого апостола Филиппа" святителя Дмитрия Ростовского, апостол Филипп после проповеди учения Христа в городе Азот, находившемся на восточном берегу Средиземного моря, прибыл в Иераполь Сирийский, где иудеи, подстрекаемые фарисеями, подожгли дом Ира, принявшего к себе апостола Филиппа, которого они намеревались убить (5). Однако совершенные апостолом чудеса: исцеление высохшей руки начальника города Аристарха, хотевшего ударить апостола, а также воскрешение умершего отрока, вразумили иудеев. По преданию, многие из них раскаялись и приняли святое Крещение. Поставив Ира епископом Иераполя, апостол Филипп отправился в Сирию, Малую Азию, Лидию, Миссию (Мизию) - всюду проповедуя Евангелие и везде претерпевая за это множество невзгод. Спутницей апостола Филиппа была его сестра Мариамна. По преданию, в этих местах к нему присоединился святой апостол Варфоломей, который в то время проповедовал в соседних городах и послан был от Бога на помощь Филиппу. Не раз их побивали камнями, заточали в темницы, изгоняли из селений. По преданию, в одном из Лидийских селений, они встретили святого Иоанна Богослова, и вместе с ним отправились в страну Фригийскую. Войдя в город Иераполь Фригийский, они проповедали среди его жителей учение Христа. В этом городе жил один слепой человек по имени Стахий. Святые апостолы силой молитвы просветили его телесные очи, а проповедью Христовой просветили его душевную слепоту. Крестив, Святые остановились в доме Стахия, о прозрении которого пронеслась молва во всем городе. К его дому стал собираться народ. Святые апостолы поучали всех стекавшихся к ним вере во Иисуса Христа. Сюда приносили и многих больных, и святые апостолы исцеляли их молитвой и изгоняли из них бесов. Большое число людей уверовало во Христа и крестилось. Во времена пребывания апостола Филиппа в Иерополе ему стало известно, что город был переполнен идолами, которым поклонялись его жители, посещавшие языческие храмы, в том числе и храм, посвященный змеям.

Апостол Филипп приблизился к храму с обитавшей в нем огромной ехидной и вместе со своей сестрой вооружился молитвой на ехидну, в чем помогал им и святой Иоанн Богослов, который был в то время с ними. Силой молитвы Христовой апостол Филипп умертвил ее и исцелил многих укушенных змеями. После этого Иоанн Богослов разлучился с ними, предоставив им Иераполис для проповедования слова Божия, а сам пошел в другие города, распространяя повсюду святое благовествование.
Святой же Филипп с Варфоломеем и Мариамной оставались в Иераполисе, усердно стараясь уничтожить мрак идолопоклонства. В числе исцеленных была и жена правителя города Анфипата, принявшая Христианство. Узнав об этом, Анфипат приказал схватить Филиппа, его сестру и пришедшего с ними апостола Варфоломея. Предание гласит, что за семь дней до кончины апостол Филипп в городе Иераполисе предсказал свою смерть.
 
По наущению языческих жрецов правитель повелел распять святых апостолов. Как только палачи исполнили приказ Анфипата, началось землетрясение, и все присутствовавшие на судилище провалились в образовавшуюся в земле трещину.
Висевший головою вниз на кресте апостол Филипп молился о спасении язычников. Видя происходящее, жители Иераполиса уверовали во Христа и потребовали от властей отмены казни. Апостол Варфоломей, снятый с креста, был еще жив. Он крестил всех уверовавших и поставил им епископа.

Апостол Филипп, молитвами которого все, кроме Анфипата и жрецов, были спасены, скончался на кресте. Святая Мариамна, видевшая страдания и смерть брата своего Филиппа, с любовью обнимала и лобызала снятое с древа тело его и радовалась, что Филипп сподобился пострадать за Христа. Св. Варфоломей совершил над всеми уверовавшими в Господа крещение и поставил им епископом Стахия. Новообращенные с честью похоронили тело св. апостола Филиппа. По преданию, на том месте, где истекла кровь святого апостола Филиппа, произросла в три дня виноградная лоза.
Св. Варфоломей с Мариамной после погребения святого Филиппа пробыл несколько дней в Иераполе и, утвердив в вере Христовой вновь основанную церковь, удалился оттуда в Армению, в город Албан, где апостол Варфоломей принял мученическую кончину. Святая Мариамна направилась в Ликаонию и там, обратив многих к святой вере, мирно скончалась.

Мощи св. апостола Филиппа около 560 года были перенесены в Рим, где и ныне они почивают в церкви во имя святых славных и всехвальных двенадцати апостолов. (Chiesa dei SS. Dodici Apostoli; Piazza SS. Dodici Apostoli, 51). В нижнем храме этой церкви находится белая каменная гробница с мощами апостолов Филиппа и Иакова, брата Господня по плоти (4). Частицы мощей этого апостола,  доставленные в Баварию из Рима,  почивают сегодня и в двух католических храмах  моего родного города Мюнхен (Cм.: Cholodjuk A. Heilige Reliquien in Muenchen. – Muenchen: Volk Verlag, 2019).

Одна рука святого апостола Филиппа хранилась в Константинополе в храме Богородицы Всенепорочной. Византийский император Мануил Комнен даровал ее, как святой и драгоценный залог, племяннице своей Марии, когда выдал ее, в 1167 году, в замужество заиерусалим ского короля Амория. В 1204 году святыня эта перенесена была во Флоренцию.

Согласно информационным материалам Памуккале (2,с.11), на месте кончины святого апостола был построен храм восьмиугольной формы размерами 20 х 20 метров. Ныне к руинам этого храма можно подняться по широкой лестнице. Руины можно обнаружить слева по направлению в сторону большого амфитеатра. Храм-мартирий имел центральное помещение, где якобы находилась могила св. апостола Филиппа, которая на сегодняшний день здесь не обнаружена (1, с. 438-439). При храме с деревянной крышей, покрытой свинцом (2, с.11), была терраса с несколькими помещениями, от которых остались только развалины стен. Однако в 2011 году турецкие СМИ сообщили, что итальянским профессором Франческо д'Адрия, возглавляющим в Паммукале археологические раскопки, все-таки обнаружена могила св. апостола Филиппа.

Вход в нее якобы находится в сорока метрах от храма-мартирия, среди развалин другой базилики.Вход в каменный склеп замурован, и до сих пор его еще официально не открыли, хотя Франческо д'Адрия в своих информациях в адрес мировых СМИ уверял, что это "свершится скоро" и "ждать осталось недолго".

...Город Иераполис, окончательно перешедший под покровительство турок в 1210 году, неоднократно до этого подвергался разорениям и землетрясениям, а произошедшее в 1534 году сильное землетрясение окончательно разрушило город и расположенный рядом с ним храм-мартирий св. апостола Филиппа. Об этом повествуют различные справочные материалы, которые можно видеть в магазинах на территории нынешнего заповедника Памуккале.

Отрадно, что в нескольких сувенирных киосках православные паломники могут приобрести иконки с изображением св. апостола Филиппа, изготовленные в России. На территории самого храма-мартирия и рядом с ним можно встретить и паломников-христиан. Сюда приезжают группы католиков, отмечающих здесь 3 мая память святого апостола. По данным того же информационного центра Памуккале, уже несколько лет представители Армянской Апостольской Церкви торжественно отмечают на месте храма-мартирия день памяти cв. апостола Филиппа. К ним присоединяются и прибывающие сюда группами или одиночками верующие других Православных Церквей.

Литература.

Mehling M. Knaurs Kulturfuhrer in Farbe Turkei.- Munchen: Droemer Knaur, 1987.
 
The Apostle Philippe.- Pamukkale Introductory Bulletin, N 04. (Б.г.)

Pamukkale. Путеводитель. - UNESKO World Heritage. Listing Date of Inscription., 1988.

Спутник русского православного богомольца в Риме. Описание римских священных мест и находящихся в них вселенских святынь. Cоставитель: архимандрит Дионисий (Валединский). Издание Русской Православной Церкви в Риме, 1912 г.

Свт. Дмитрий Ростовский. Житие святого апостола Филиппа.