обличительь современной невростинии и пр пр. пр

Серхио Николаефф
статья из википедии:


--
начало цитирования

>>

Ги Дебор(фр. Guy Debord, полное имя Ги Луис Мария Венсан Эрнест Дебор; также подписывал тексты именем «Ги-Эрнест», 28 декабря 1931, Париж — 30 ноября 1994, Бельвю-ла-Монтань) — французский революционер леворадикального толка, философ, историк, писатель, художник-авангардист, режиссёр. Видный член «Интернационала леттристов[en]» и группы «Социализм или варварство». В 1957 году принял активное участие в создании Ситуационистского интернационала. После событий мая 1968 года в ситуационистском движении произошёл упадок, в результате чего в 1972 году интернационал был распущен. Несмотря на свою неудачу, идеи ситуационистов оказали влияние на культуру и политику в Европе и США.

Наиболее известен благодаря своей концепции «общества спектакля», изложенной в книге «Общество спектакля» и в комментариях к ней.


Содержание

1 Биография
2 Основные идеи и творчество
3 Библиография
4 Фильмография
5 Литература
6 См. также
7 Ссылки

Биография[править | править код]

Ги Дебор был сыном Полетты Росси и Маршаля Дебора — мелких французских буржуа. После Второй мировой войны поступил в университет, но вскоре бросил учёбу и стал видным деятелем во французских леворадикальных кругах. В разное время состоял в «Интернационале леттристов[en]» и леворадикальной группе «Социализм или варварство». Был организатором многих скандальных акций: в 1952 году он сорвал пресс-конференцию Чарли Чаплина по случаю приезда того в Европу и разбросал листовки, где назвал актёра «мошенником чувств и шантажистом страданий».

В середине 50-х годов XX в. окончательно порвал с троцкизмом. В 1957 году вместе со своей первой женой Мишель Бернштейн и художником Асгером Йорном решил организовать новое движение, которое бы вбирало в себя идеи синтеза сюрреализма и дадаизма (леттризма) и антигосударственного марксизма. В том же году на съезде в итальянском городе Козио-ди-Арроша был основан Ситуационистский интернационал (SI), в который вошли многие участники Леттристского интернационала, леворадикальные политики и художники. Ситуационистский интернационал оказался крайне непрочным — Ги Дебор часто изгонял оттуда «слишком эстетствующих», по его мнению, участников. В их числе был изгнан Ральф Рамни и Мишель Бернштейн.

В 1967 году Ги Дебор издал свой фундаментальный труд «Общество спектакля», в котором подверг критике современный капитализм, усиление роли СМИ и индустрии развлечений в жизни современного общества, а также государственный капитализм, проявивший себя в СССР и Китае. В качестве альтернативной модели социализма он поддерживал идею независимых от политических партий органов самоорганизации трудящихся — рабочих советов. Рабочие советы должны были взять в свою руки власть и ликвидировать товарную экономику. Его идеи получили широкий резонанс во время майской революции 1968 года: многие ситуационистские лозунги взяли на вооружение и другие партии, однако Ги Дебор и другие ситуационисты слабо проявили себя во время этих событий. Впоследствии Ги Дебор написал, что общество спектакля превратило восстание против себя в спектакль.

В 1972 году Ги Дебор распустил Ситуационистский интернационал (на тот момент в нём состояло всего два человека). В этом же году он женился во второй раз на литературоведе Элис Беккер-Хо.


Последние годы жизни страдал тяжёлым алкоголизмом.

Хотя я очень много читал, но пил я значительно больше. Я написал намного меньше книг, нежели многие литераторы и публицисты, но выпил я намного больше самых усердных пьяниц. При этом меня удивляет то, что множество людей, писавших против меня гневные и обличительные тексты, разоблачая во мне множество несуществующих пороков, ни разу не упомянули о том действительном, а не мнимом, грехе, которым я занимаюсь всю жизнь — то есть никто не укорял меня всерьёз за мой беспробудный и бесконечный алкоголизм.
30 ноября 1994 году покончил жизнь самоубийством, выстрелив в себя из револьвера.


--
Основные идеи и творчество[править | править код]

Ги Дебор разделяет два вида спектакля: распылённый, присущий странам капиталистического Запада, и концентрированный, проявивший себя в СССР, Китае и других странах. Разница между ними заключается в способах воздействия: концентрированный спектакль государственного капитализма отличается нетерпимостью ко всякой, даже виртуальной — как в странах Запада — свободе слова, более сильным репрессивным аппаратом, однако в меньшей степени фетишизацией товарного производства. Перед смертью в своих «Комментариях к Обществу Спектакля» Ги Дебор выдвинул идею о том, что крушение СССР и становление рыночной экономики приведёт к торжеству нового вида спектакля — интегрированного, который будет совмещать в себе диктат потребления и сильный репрессивный аппарат. Последователи Ги Дебора считают, что интегрированный спектакль реализовал себя в полной мере в США после терактов 11 сентября.

Также Ги Дебор занимался критикой урбанизации и копирайта. В области распределения материальных и нематериальных благ он отстаивал идеи потлача и плагиата.

Ги Дебор создал не меньше шести авангардистских фильмов. Первый фильм, «Завывания в честь де Сада», состоял из коротких монологов, которые прерывались тишиной на фоне чёрного экрана. По замыслу автора, во время этих пауз зритель должен был отвлечься от пассивного созерцания и вспомнить о реальной жизни.


Библиография[править | править код]

«M;moires» (1958)
«Avec Asger Jorn» (1957)
«Contre le cinema» (1964)
«Le D;clin et la chute de l’;conomie spectaculaire marchande» (1966)
«Le Point d’explosion de l’id;ologie en Chine» (1966)
«La Soci;t; du spectacle» (1967) — «Общество спектакля» — русский перевод.
«La V;ritable Scission dans l’Internationale» (1972)
«De l’architecture sauvage» (1974)
«;uvres cin;matographiques compl;tes» (1952—1978)
«Commentaires sur la soci;t; du spectacle», (1988) — «Комментарии к Обществу спектакля» — русский перевод.
«Pan;gyrique» (1989)
«Cette mauvaise r;putation…» (1993)
За и против кинематографа: Теория, критика, сценарии / Сост., примеч. и коммент. С. Михайленко. М.: Гилея, 2015
Ситуационисты и новые формы действия в политике и искусстве / Сост., примеч. и коммент. С. Михайленко. М.: Гилея, 2018
Фильмография[править | править код]
«Hurlements en faveur de Sade» (1952) — «Завывания в честь де Сада»
«Sur le passage de quelques personnes ; travers une assez courte unit; de temps» (1959)
«Critique de la s;paration» (1961) — «Критика Разделения»
«La Soci;t; du spectacle» (1973) — «Общество спектакля»
«R;futation de tous les jugements, tant ;logieux qu’hostiles, qui ont ;t; jusqu’ici port;s sur le film „La Soci;t; du spectacle“» (1975) — «Опровержение всех суждений, за и против, вызванных фильмом „Общество спектакля“»
«In girum imus nocte et consumimur igni» (1978) — «Мы кружим в ночи, и нас пожирает пламя»
«Guy Debord, son art, son temps» (1995) — посмертный фильм Ги Дебора, подготовленный Бригиттой Корнанд
Литература[править | править код]
Мерифилд Э. Ги Дебор. — Москва: Ад Маргинем Пресс, 2015. — 192 с.: ил. (Andy Merrifield, 2005)

См. также[править | править код]

Общество спектакля

Капитализм
Марксизм
Анархизм
Ревизионизм (в марксизме)
Ситуационизм
Леттризм
Майские события во Франции 1968 года
Общество потребления
Антипотребительство
Товарный фетишизм
Государственный капитализм

Ссылки[править | править код]

Логотип Викицитатника
В Викицитатнике есть страница по теме: Дебор, Ги
Подборка текстов Ги Дебора

Ги Дебор. Общество спектакля / пер. с фр. Б. Немана
Запись радиопередачи Finis Mundi, посвящённой Ги Дебору
М. Вербицкий — «Антикопирайт»
Дебор в Рунете
СИТУАЦИОНИСТСКИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ : Анкета \ Доклад о конструировании ситуаций \ Определения
Михайленко С. Б. Концепт спектакля: от эстетических практик леттризма к социально-философской концепции Ги Дебора // Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки. — Москва, 2016. — Вып. 1. — С. 70–86.
;   Тематические сайты
AllMovie · AlloCin; · ;SFD · Filmportal · Internet Movie Database · КиноПоиск · MovieMeter · RKDartists
Словари и энциклопедии
Большая каталонская
Нормативный контроль
BNC: a11555713 · BNE: XX903035 · BNF: 11898959m · CONOR: 29827171 · EGAXA: 002004814 · GND: 119215365 · ICCU: IT\ICCU\CFIV\104818 · ISNI: 0000 0001 2130 2372 · LCCN: n85228329 · NDL: 00465454 · NKC: jo2007284439 · NLA: 35728532 · NLG: 74515 · NTA: 069683980 · NUKAT: n98048011 · PTBNP: 39436 · SUDOC: 026815672 · VIAF: 44297675 · ULAN: 500125444 · WorldCat VIAF: 44297675

[показать];


Марксизм

Категории: Родившиеся 28 декабряРодившиеся в 1931 годуПерсоналии по алфавитуРодившиеся в ПарижеУмершие 30 ноябряУмершие в 1994 годуУмершие в ОверниФилософы по алфавитуКинорежиссёры ФранцииФранцузские марксистыФилософы Франции XX векаЗастрелившиеся во ФранцииПисатели, совершившие самоубийствоПисатели Франции XX векаЛевые коммунистыКоммунисты ФранцииАнархисты ФранцииТеоретики марксизмаПолитические философыСторонники антипотребительстваХудожники, совершившие самоубийствоФилософы, совершившие самоубийство


<<.
--
конецц цитирования.