Каракумский автопробег

Артем Кресин
                КАРАКУМСКИЙ АВТОПРОБЕГ
        До сих пор все мной написанное, относилось ко мне лично, происходило со мной, с моим участием или под моим наблюдением.  Впервые я собираюсь вторгнуться в события, происходившие без моего участия. Мой рассказ будет посвящен одному из первых крупных автопробегов, состоявшихся в СССР – Москва – Каракумы – Москва.   Мне в те времена исполнилось три года.  Но интерес к нему у меня был всегда, поскольку  участником  пробега был мой отец - Кресин Константин Леонтьевич. И эту статью я посвятил памяти о нем. 
        С тех пор в стране произошло очень много грандиозных событий, автомобилестроение ушло далеко вперед. И я сейчас не встречаю людей, которые что-то знали о том событии. Это естественно, за это время сменилось несколько поколений, и память об этом пробеге канула "в Лету".  За прошедшее с тех пор время,  страна пережила столько судьбоносных событий, что с высоты сегодняшних лет воспоминания о том пробеге кажутся несущественной мелочью. Однако я  с чисто эгоистическими целями, в память об отце, хочу нашим читателям  напомнить об этом событии, которое в свое время было очень резонансным.  Большой период времени, все печатные средства массовой информации посвящали этому пробегу многие страницы. Кроме того, и нашим современникам неплохо иногда вспоминать исторические вехи своей страны.
         Уже несколько лет в соответствии с планами первой пятилетки (1928 – 1933 годы) страна идет по пути индустриализации.  По всему СССР строятся заводы, возводятся электростанции, прокладываются транспортные магистрали. Энтузиазм масс был на пике возможного.  Уровень жизни еще очень низок, но все надеются на счастливое  будущее, которое они сами построят.
Наибольшее внимание страна уделяет автомобилестроению. Выдвинут  лозунг "Пролетарий и крестьянин на автомобиль" 
        Построены  автомобилестроительные заводы  –  в Горьком и Москве, которые с 1931 года  запускают конвейеры по серийному выпуску автомобилей.  Соответственно появляются новые отрасли, обеспечивающие автозаводы комплектующими частями -  как резиновые комбинаты, изготавливающие покрышки и шины, предприятия выпускающие электрооборудование и аккумуляторы, расширяются предприятия, обеспечивающие автозаводы горючим и смазочными маслами и многое другое. Расширение автомобильных перевозок, требует коренного улучшения  дорожного хозяйство.
        К 1933 году,  уже было много предприятий построено и строительство продолжались с нарастающим темпом.  Наступило время  доказать миру, а главное самим себе, что выпускаемая советскими заводами  продукция надежна и безопасна, и она имеет право на международное признание. Было решено организовать автопробег, где автомобили будут поставлены  в экстремальные условия, которые они должны  выдержать. Так возникла идея  сложного автопробега отечественных машин по маршруту Москва – пески Каракумов – Москва. Одним из активных инициаторов автопробега Большого Каракумского пробега 1933 года была организация  "Автодор", где работал мой отец.
         Цель автопробега – изучить выносливость  автомобилей в тяжелых эксплуатационных условиях, изучить поведения отечественных шин  из натурального и синтетического каучука, наметить пути усовершенствования  системы электрооборудования  и воздухоочистителей в условиях песчаной пустыни.  Уделить внимание освоению Каракумской пустыни.
         Маршрут пробега. Москва -  Горький -  Чебоксары – Казань – Самара – Оренбург – Актюбинск -  Аральск -  Ташкент – Самарканд -  Бухара – Чарджуй -  Ургенч – ПУСТЫНЯ КАРАКУМ -  Красноводск – паром через Каспийское море – Баку – Тбилиси – Орджоникидзе – Ростов на Дону – Харьков – Воронеж – Тула – Москва.
         Машины участвующие в пробеге: ГАЗ – А – 6 машин, ГАЗ  - АА  5 машин, FORD Model AA -2 машины, FORD – Timken – 3 машины, ГАЗ – ААА 2 машины, АМО – 3,  4 машины, FORD НАТИ -3 , 1 машина. Итого  23 машины.
В среднем в сутки автомобили проходили 108 км. Большое время остановок и низкая общая скорость объяснялась, прежде всего, проведением многочисленных митингов в городах и населённых пунктах. Улицы украшались флагами и лозунгами типа «Привет участникам автопробега!»
        Количество  участников  в начале автопробега 96 человек. В том же составе участники пришли к финишу. Старт состоялся в Москве 6 июля 1933 года, в полном составе колонна финишировала, так же в Москве 30 сентября 1933 года. Длительность пробега  86 дней.
  Это был не только экзамен отечественной техники, созданной в течении первой пятилетки в Горьком и в Москве, но и ее сравнение с автомобилями, изготовленными на американских заводах.
         Среднеазиатская пустыня Каракумы и сейчас место страшное.  Начало освоения Черных песков (так переводится тюркское слово "Каракумы) положил автопробег Москва – Каракумы – Москва.
Много было неожиданных для участников пробега событий. Вот отдельные примеры.    
       Пишет один из участников пробега.
Незаметно проехали после города Казалинска 50 км. Свернусь, думаю, на диване, да задремлю. Улегся. Вдруг как толкнет в одну сторону, в другую. Меня сбросило с дивана. Только стал подниматься, опять – то вперед, то назад – хлоп! Вылезли из машины и ахнули. Перед нами поле, сплошь усеянное буграми, каждый величиной с полметра. Машины ныряют по ним, будто пароход по волнам. Тридцать километров тянулась сумасшедшая дорога. Обратно в кузов, конечно, не полезли, а шли возле. К двум часам дня выбрались на хорошую дорогу, осмотрели машины – хоть бы один винтик отлетел»
        Условия пробега были очень тяжелыми. Температура в кабинах достигала 75°С. В зыбучих песках буксовали колеса, машины вязли до ступиц. Мелкая пыль проникала во все щели. На солончаковых болотах и выветрившихся гипсовых породах скорость падала до 1 км/ч. Проблемой было снабжение людей и машин водой. Двигатели работали с перегрузкой, требовали усиленного охлаждения.
       Однажды положение стало угрожающим. Путь к колодцу, где нас ожидал караван верблюдов с водой, преградил крутой затяжной подъем. На помощь двигателям пришли люди. Они тащили автомобили канатами, подпирали кузова сзади. Штурм длился двое суток, были израсходованы все запасы воды, обожженные солнцем люди выбивались из сил, но упрямо шли к цели...». Все это фиксировал во время пробега знаменитый кинодокументалист Роман Кармен.
        Пробеги вообще тогда были делом обычным и очень популярным. Это потом большая часть энтузиастов будет осуждена по 58 статье и отправлена в Сибирь или попросту расстреляна.
        К чести участников пробега нужно заметить, что все 23 машины вернулись в Москву, а 96 человек,  которыми  прошли этот путь, остались  здоровыми. Основная задача – проверить автомобили в жесточайших условиях эксплуатации – была выполнена: автомобили дошли своим ходом. Это было главное! Ну, а наработки испытателей позднее были использованы при создании новых машин.
        Моя мать мне рассказывала,  что отец был участником  автопробега Москва – Каракумы – Москва. Я смутно помню себя рядом с мамой на окраине Москвы, где происходила встреча возвращающего  с пробега коллектива. Но четко помню подошедшего к нам отца  в пропыленном комбинезоне со шлемом на голове. Он поднял меня, посадил на плечи. После этого в нашем доме появился радиоприемник СИ, а на отце кожаное пальто, которыми был премированы все участники пробега.