Офисные медпункты - что такое?

Александр Щербаков 5
Мое обращение к теме здравоохранения не первое и не случайное. Я врач с 45-летним стажем. Имею две высшие квалификационные категории – по рентгенологии и организации здравоохранения, более 10 лет работал заместителем начальника краевого здравоохранения в Хабаровском крае.  В своей предыдущей статье под названием "Эффективность здравоохранения" я пояснил, как достигалась доступность медицинской помощи в Советском Союзе.  В качестве примера хочу привести структуру городской больницы № 11, где начиналась моя карьера гражданского врача. До этого было три года службы  врачом на подводной лодке, куда меня распределили после окончания медицинского института.

Городская больница появилась как медсанчасть Хабаровской теплоцентрали № 1, и строилась вместе с возводимой после Великой Отечественной воны важной энергетической станции города.  Позже появились стационар, в состав больницы вошли еще поликлиники, и больница стала не только городской, но и клинической, т.е.  на её базе работали кафедры хирургии и терапии Хабаровского медицинского института.  В больнице в пору её расцвета в 80-е годы прошлого века было две поликлиники, работающие по территориально-производственному принципу, а еще одна – по производственному. Поясню, что это такое.

Например, первая поликлиника обслуживала проживающее вокруг неё население, а также работавших на крупных предприятиях части Индустриального района города рабочих и инженеров, например, ТЭЦ-1,  кондитерской фабрики «Спутник», мебельной фабрики, мелькомбината и других, где на территориях были свои здравпункты.  Примерно также работала и вторая поликлиника, только предприятия были другие – судостроительный завод, «Амуркабель», химфармзавод, авто-транспортное предприятие № 2  и другие.  На этих предприятиях были свои здравпункты, где вели прием цеховые врачи.  Третья поликлиника обслуживала рабочих предприятий так называемого Юго-Восточного промузла только по производственному принципу, прикрепленного населения жилых массивов  там не было. Это была небольшая поликлиника, но все рабочие многих заводов, таких, как отопительного оборудования, домостроительного комбината, строительных алюминиевых конструкций, мостовых железобетонных конструкций и других могли получать необходимую помощь у своих цеховых врачей.  На всех заводах были свои здравпункты,  которые преимущественно содержались на деньги больницы, но заводы  участвовали в финансировании закупок медикаментов, медицинского инструментария, проводили ремонты здравпунктов. Сотрудники этих здравпунктов могли ездить отдыхать в дома отдыха и пансионаты этих предприятий наравне с  их работниками. 

Можете себе представить, если бы тысячи  работающих на предприятиях Индустриального района не могли бы получать необходимую им помощь на здравпунктах и на приеме по цеховому принципу, а обращались бы в поликлиники по месту жительства, какие бы очереди в этих поликлиниках образовалась?  Поэтому прием цеховых врачей значительно облегчал работу территориальных поликлиник города. Ведь такие же здравпункты были и в других районах города, в других поликлиниках в советское время.

А вот Амурский судостроительный завод в городе Комсомольске-на-Амуре, где работало свыше 30 тысяч человек, имел такую огромную медсанчасть, к тому же прекрасно оснащенную, что ей под силу было конкурировать с крупными городскими больницами города, такими, как больницы № 2 и № 7.   И все крупные предприятия «Города Юности», как называли Комсомольск-на-Амуре, имели свои здравпункты, где вели прием больных цеховые врачи, разгружая  территориальные поликлиники.

К сожалению, во время так называемых «ельцинских» или «гайдаровских» реформ, а потом и с приходом в Министерство здравоохранения России Вероники Скворцовой было завершено разрушение отечественной системы здравоохранения. Той самой, что давала возможность получать всему населению бесплатной доступной и качественной медицинской помощи.  В том числе исчез производственный принцип оказания первичной медицинской помощи. А вы думаете, откуда такое огромные очереди в поликлиниках, уважаемые читатели. Да вот отсюда, думаю, вы из моих пояснений поняли, какую роль играла цеховая служба в системе здравоохранения страны.

Жалобы в Москву  на эти безобразия  шли и от медицинских работников, медицинской общественности, и от населения страны. Получив нагоняй от президента Владимира Путина. Министр здравоохранения РФ начала что-то делать.  Пока только на бумаге.

В России намерены возродить институт цеховых врачей, выяснили «Известия». Минздрав прорабатывает, как организовать их деятельность, а коллеги из других ведомств рассматривают возможность компенсировать работодателям затраты на открытие медицинских кабинетов из средств ФСС и ФФОМС. Появление медиков на производстве и в офисах упростит доступ к медпомощи, но по карману лишь крупному бизнесу, говорят эксперты.

Протокол совещания, на котором обсуждали развитие института цеховых и офисных врачей, подписала замруководителя аппарата правительства Ольга Кривонос. Из документа, с которым ознакомились «Известия», следует, что Минздрав до 20 августа должен представить в кабмин «предложения по восстановлению и развитию системы оказания медицинской помощи на производстве», в том числе по совершенствованию законодательства. Помимо собственных идей, министерство должно учесть позиции Минтруда, Роспотребнадзора, Федерального фонда ОМС (ФФОМС), Фонда социального страхования (ФСС), Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) и Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).

Все эти организации должны представить в Минздрав дополнительные предложения, как стимулировать работодателей открывать медицинские подразделения в компаниях, указано в протоколе совещания. В частности, предложено проработать вопрос оплаты труда врачей за счет средств ОМС. Также протокол предписывает ведомствам определить позицию насчет возможности компенсировать работодателям затраты на открытие медкабинетов.

В аппарате правительства «Известиям» сказали, что будут готовы прокомментировать идею позже, по итогам анализа представленных материалов. В министерствах и ведомствах не успели предоставить оперативные комментарии.

В протоколе встречи также оговорено, что Минтруд, ФФОМС и ФСС должны представить в Минздрав и правительство сведения о работодателях в зависимости от числа работников, отдельно выделив крупные предприятия химической, угольной, горнорудной и нефтеперерабатывающей промышленности.

На последние наиболее целесообразно нанимать цеховых врачей, пояснил первый директор фонда ОМС Владимир Гришин. От численности же работников на предприятии зависят особенности организации медпомощи, отметил специалист.

— Экономически целесообразно открывать медчасть на предприятии, где работают не меньше 15 тыс. человек. Вероятно, даже одну на несколько предприятий. Причем было бы выгодно делать медчасти, которые в СССР назывались «открытого типа» — они обслуживали и проживающее рядом население, — считает Владимир Гришин. — В малых и средних организациях можно было бы рассмотреть возможность работы врача, приходящего пару раз в неделю. Но вопрос, насколько это оправдано: если у человека что-то болит, он сразу идет в поликлинику, а не ждет вторника или пятницы.

Система цеховых врачей была развита в СССР, напомнил член экспертного совета при правительстве Александр Сафонов. Она позволяла проводить вакцинацию от гриппа, оказывать первую медпомощь, организовать первичный прием терапевта, проводить предсменные и послесменные осмотры, пояснил специалист. Возрождение института особенно важно на фоне оптимизации системы здравоохранения, считает он.
— Введение цеховой медицины потребует урегулирования вопросов лицензирования этого вида деятельности и системы оплаты, поскольку работодатели сокращают издержки, которые не связаны непосредственно с производством. Необходимо думать о схеме финансирования, — сказал Александр Сафонов. — Средств от ОМС не хватит, а для работодателя будет еще одна головная боль — соблюдение требований санитарного законодательства.

По оценке эксперта, содержание кабинета обойдется в 1,5–3 млн рублей в год. Также необходимо платить врачу зарплату: не меньше 700–800 тыс. рублей в год.

Федерация независимых профсоюзов России поддерживает правительственную инициативу, сказал «Известиям» секретарь организации Виталий Трумель. Развитие системы организации медицинской помощи на производстве будет способствовать поддержанию безопасной обстановки на предприятиях и в организациях, физическому и психическому здоровью работников, считает он.

 Мы предлагаем расширить рамки обсуждаемой концепции комплексом организационных мер. Они должны быть направлены не только на профилактику и выявление профессиональных заболеваний, но главным образом на реализацию мер по предупреждению их причин. ФНПР предлагает привлечь к этой работе специалистов гигиенического профиля, — сказал Виталий Трумель.

Сегодня работодателей, обеспечивающих медицинскую помощь на рабочем месте, совсем немного, добавил эксперт. Это в основном крупные предприятия, у которых достаточно возможностей содержать поликлиники, медицинские пункты и штат специалистов.

Вице-президент РСПП Федор Прокопов подтвердил, что организация участвует в обсуждении идеи, однако ее позиция пока не сформирована.

Ранее Минздрав прописал рекомендацию для предприятий ввести штатную единицу медицинского работника и завести электронные медкарты на каждого сотрудника, писали «Известия». Документ еще не принят, но чиновники обещали вводить его поэтапно и на добровольной основе.

Учитывая, как забюрократили этот вопрос чиновники, вряд ли стоит ожидать, что медсанчасти, или  офисные медпункты, как их хотят назвать, чтобы не напоминали о здравпунктах на предприятиях, появятся раньше 2023 года, когда министерства и правительство России будут отчитываться перед Путиным о выполнении очередных его указов.