28. Догмат о воплощении Бога Сына. Продолжение

Сергей Михальчук 2
Антропология

2005г. Дополнение к Курсу лекций 
прочитанный в Белгородской Духовной Семинарии с миссионерской направленностью в 2004-2005 учебном году.

Тема II

Основы Антропологии.

Догматические основания Антропологии. 

I.1. Догматы: «О Троице», «О сотворении мира из «ничто», «О   Воплощении Бога Сына», - есть основание Догматической Антропологии.

I.1.3. Догмат о воплощении Бога Сына.

1). «Человек Иисус Христос» (1. Тим. 2, 5).

Тайна лица состоит в единении духа и материи, приводящего в реальное бытие антиномию сущности и ипостаси, взаимодействие природы и лица, которые скрываются и проявляют себя в таком видимом и, одновременно, глубоком и таинственном соединении души и тела в конкретное индивидуальное существо, обладающего уникальной «живоматериальностью», то есть такой плотской средой или субстанцией, которая позволяет материи мыслить, а духу чувствовать: ощущать и переживать всё материальное.
Таинственность явления лица заключается ещё и в том, что оно является некоей «зеркальной гранью бытия» которое по одну свою сторону имеет образ единого реального бытия, а по другую сторону от себя, отражает подобие этого образа единого реального бытия!..
С одной стороны, нашей, тварной и материальной - человеческой и человечной, мы наблюдаем соединение в «общении», иначе говоря - воплощение, души в теле, с образованием единой плоти, и человека, и всех животных существ. Для нас очевидно это соединение двух материальных сущностей: «вещественной» и «невещественной», вещества и поля, массы и энергии. Само существование возможности соединения двух материальных субстанций, может и должно натолкнуть нас на мысль о том, что возможно подобное соединение и по ту сторону этой удивительной и причудливой «зеркальной грани бытия» - соединения двух нематериальных субстанций!
Предание Церкви и утверждает эту возможность, говоря о соединении в тайне лица двух субстанций: тварной и нетварной, нематериальной и духовной. Одна из них названа небесной субстанцией или «небом», а другая - божественной сущностью или божеством. А по другой стороне «зеркальной грани бытия», мы, как утверждает Предание, имеем дело с земной субстанцией или «землею», которая слагается из: «земли» и «воды», «суши» и «моря».
Возможность воплощения бесконечного в конечное, духа в материю, божества в человечество; наконец, сама возможность «общения» между ними - возможность существования богочеловеческого единства, описаны и прописаны уже у Моисея, в первых главах его книги «Бытия»: 1-ой - «Шестодневе» и 2-ой - «Эдемской». В одной главе Моисей приводит «слова» Бога: - «Да будет твердь посреди воды …»! - которыми «твердь» - образ «неба», с нематериальной и духовной стороны «зеркальной грани бытия» привносится на «землю» - другую материальную сторону «зеркальной грани бытия», помещается посреди «воды», для того, чтобы она: - «… отделяла воду от воды …»! - и: - «И назвал Бог твердь небом». А в другой главе Моисей, описывая творение человека, говорит: - «И создал Господь Бог человека, взяв перстью от праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни: и стал человек душею живою».
Упомянутая нами «зеркальная грань бытия», составляющая тайну и основу личного бытия каждого человека и человечества в целом, подразумевает - приводит к возможности, соединение души и тела, духа и материи в единую человеческую природу в одном человеческом лице, и она же позволяет совершиться и ещё более невероятному - соединению полноты человеческой природы с полнотой божественной природы в одном лице. Но только при условии того, что лицо находится в гармонии любви со своею первичной и изначальной природой. Именно потому, что никто из людей не мог соединить своё человечество с божеством, находясь в «грехе» - разладе и нелюбви своего лица к своей природе и наоборот - порабощении своей природой своего лица. Поэтому, Богу и пришлось воплотиться, совершить это соединение за человека и для человека.
Сын, как божественное лицо, был в полной гармонии любви со своей божественной природой, ибо по любви к Сыну, Отец отдал ему во власть всё своё божество! А Сын, любя Отца - был послушен ему во всём! - «Даже до смерти! И смерти крестной …» Так как никак иначе невозможно было воплотиться, присоединить и усвоить себе человеческую природу, повреждённую «грехом» и ставшую смертной. Надо было спасать её от смерти! - А смерть побеждается только смертью!! - «Смертию смерть поправ …»!!! Поэтому бессмертное лицо пошло на «самопожертвование» - добровольную смерть, ради того, чтобы каждый из людей, приняв плоды этой победы над смертью, смог воспринять себе божественную природу - обожиться, подобно тому, как Бог вочеловечился …
Все противоположности между божественной природой и человеческой природой сохраняются, никуда не деваясь и не уничтожаясь. Лица же, божественные и человеческие, напротив, никогда не были чужды друг другу: человеческое лицо подобно божественному лицу, как образ подобен его Первообразу: - «… не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги есть?» (Ин 10, 34); и ещё: - «... мы Богом живём и движемся, и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и Его рода» (Деян 17, 28). По самой своей природе божественное лицо безначально и бесконечно, а человеческое лицо по самой своей природе имеет начало; но оно, по беспредельной божественной любви к человеку, так же, как и божественное лицо, не имеет конца! - То, что творит Бог - Он творит для вечности!..