Глава 13. Послесловие

Тамара Злобина
 
Сначала не хотела писать повесть дальше. Как-то у меня уж так выходит, что я оставляю своих героев на распутье, давая читателю самому додумать окончание их истории. Но тут решила всё же довести до некого логического завершения.

После похорон Виталия и отъезда его родителей, Наталья никак не могла прийти в себя: её слёзы, «вспыхивали» порой на ровном месте, озадачивая Веру Ильиничну. И она, как бы между прочим, начала использовать на ней свои методы лечения, понимая, что ничто не проходит даром и «капли» от преступления разбрызгиваются в разные стороны, попадая и на дорогих нам людей. К сожалению.
Эти капли ранят нам душу, заползая в неё чёрными змейками и делают своё неприглядное дело. Сомнения, беспокойство, недоверие - вот тот самый яд, который отравляет нам не только душу, но и разум.

На то, чтобы привести Наталью в душевное равновесие потребовалось три сеанса. После чего она начала жить. Ушла из детского сада, хотя заведующая Валентина Сергеевна не хотела её отпускать.
-Наталья Викторовна, - сказала она, - ты меня просто без ножа режешь! Я так надеялась, что поработаешь ещё немного. Я понимаю: зарплаты у нас маленькие… Ну, хочешь я буду тебе доплачивать полставки за уборку, или за няню?
-Валентина Сергеевна, - виновато произнесла Наталья. - Дело ведь не столько в зарплате… Я люблю работу педагога. Я ведь «англичанка». Так и язык недолго забыть.

-А. если мы введём в садике «урок английского языка? - с надеждой обратила на неё взор заведующая.
Но, увидев глаза Натальи сама себе ответила:
-Да нет, всё это не то! Я понимаю. Это даже и полумерами нельзя назвать... Прости, Наталья, но больше мне нечего тебе предложить.
И тут Наталье пришла спасительная мысль:
-А что, если я вместо себя предложу вам одну… Замечательную женщину?

-Так-таки и замечательную? - устало улыбнулась Валентина Сергеевна.
-Честное слово! - едва не побожилась Наташа. - Вот увидите — вы даже подружитесь с ней.
-Сколько ей лет? - просто так поинтересовалась заведующая.
-Не могу сказать точно - не спрашивала, - ответила Наташа. - Но думаю - около пятидесяти пяти.
-Не девочка, - задумчиво констатировала Валентина Сергеевна.
И, подписав заявление, добавила:
-Ладно, приводи свою замечательную женщину.

Со следующего дня Вера Ильинична начала работать воспитательницей в детском саду.
Сначала предложение Натальи она восприняла в штыки.
-Какая из меня воспитательница?! - протестовала она. - Я даже не знаю, как разговаривать с маленькими детьми.
-Не правда ваша! - смеялась в ответ Наталья. - Вы прекрасно общаетесь с Иришкой.
-Это совсем другое дело, - стояла на своём Вера Ильинична. - Вы мои родные люди…
-Те детишки тоже станут вам родными, - ответила Наташа. - Я в этом уверена. Зато вы сможете помогать им, ведь ваш дар бесценен, мама Вера.

Наталья впервые назвала так Веру Ильиничну, и та поняла, что больше противиться этой хитрушке не в состоянии.
Уже через месяц Вера Ильинична заняла в сердцах своих малышей такое же место, как до неё - Наталья. Теперь ей они кричали:
-Баба Вера, почитай нам сказку! Баба  Вера спой песенку! Баба Вера давай играть в дочки-матери!

Заведующая поначалу сердилась:
-Что за фамильярность?  Какая ещё баба Вера?... Вера Ильинична. Они должны называть вас Верой Ильиничной.
Вера Ильинична улыбалась в ответ и говорила:
-Но ведь для них я, действительно, как бабушка… И потом, Валентина Сергеевна — им трудно выговаривать это — Ильинична…
Заведующая подумала-подумала и махнула рукой, не увидев в этом ничего «криминального».

Наталья в это время притиралась в новом школьном коллективе. Были и проблемы, были и непонимания — в большом коллективе не без этого, да и ученики нынешние, что говорить — не подарок. Но постепенно Наталья и в коллективе учителей становилась своей, и учеников взяла в руки, сумев заинтересовать своим предметом. Время пришло такое, что без знания английского — никуда.
Что ни говори, но жизнь женщин постепенно налаживалась.

Вера Ильинична стала замечать, что сын соседки — Александр, весьма заинтересованно поглядывает на Наташу, но та не обращает на него никакого внимания.
Улыбнулась Вера Ильинична, подумала:
-Не прозреет никак моя любимица. В своё время Виталия в упор не видела, теперь не видит Александра.

Чтобы понять кто он такой и что из себя представляет, она познакомилась с его матерью - Анной Ивановной. Женщины подружились быстро, потому что были примерно одного возраста, с богатым жизненным опытом, с тождественными потерями и переживаниями: муж Анны Ивановны умер от инфаркта, когда ему и сорока лет не было. Лариной и того меньше. Замуж она больше и не пошла — боялась, что отчим сына обижать будет.
 
Александр вырос, на удивление, не маминым сынком: старательный, работящий, уважительный. Только стеснительный очень - потому и с семьёй у него никак не складывалось. Анна Ивановна сетовала:
-Парню уже почти тридцать, а он всё холостует. Боюсь до внуков мне так и не дожить.
-Так давай ему поможем, - предложила Вера.
-Что ты имеешь в виду? - не поняла Анна.
-Ты обратила внимания, как твой Сашка смотрит на Наталью? - подкинула ей мысль Вера.
-Ну, и что? - ответила та с сожалением. - У него всё-равно смелости не хватит слова ей сказать — не-то, что подойти… И потом: где Наталья, а где мой Сашка?  Вечно в мазуте, вечно с этими машинами. Ухаживает за ними, как за молодухами… А Наталья всегда чистенькая, красивая… «Англичанка» одним словом.

-А на что мы с тобой? - улыбнулась Вера. - Если мы будем «петь» им с обоих сторон: ты своему Александру, а я Наташке — глядишь они и начнут обращать внимание друг на друга… А уж потом посмотрим, что получится.
-Попробовать можно, - ответила Анна. - Мне и самой Наталья нравится. И Иришка её хорошая. На язычок правда бойкая — не в маму. Но это не порок.
Сложатся ли отношения у Александра и Натальи - пока не понятно. Но, как говорится: поживём — увидим.

Семейство Рудник-Боней исчезло не только с горизонта Натальи, а вообще из города.
Верунька со своей сестричкой Татьяной, с сыном и любимым Виктором уехали в места дальние, сибирские, так в своё время приглянувшиеся Виктору.
-Верушка, - говорил он, - там такая ширь и красота — дух захватывает. И люди этой широте под стать. Я уверен: тебе там понравиться.
История умалчивает - понравилось или нет. Будем считать: раз не вернулись назад — значит понравилось.

Вот у Нины Ивановны с Ваняткой складывалось не всё так хорошо, как хотелось весьма ревнивым оказался сынок.
Роман начал подбивать к ней клинья в надежде, что под её крылышком будет отдыхать от кобры-жены. Нина понимала, что тому от неё нужно и категорически воспротивилась этому.
-Детей ты не бросишь, - сказала она. - Как муж ты бы меня может и устроил (я сказала — может быть), но, как полюбовник никогда и ни за что… Твоя кобра меня с потрохами проглотит и не подавится. Я хоть женщина бывалая, но против неё - девчонка неопытная… Так, что живи, Ромочка, со своей мегерой, и на мою калитку даже не поглядывай.

Несмотря на отповедь, Роман никак не мог с этим согласится, за что и бит был супружницей.
Да и на Нину Ивановну она пыталась наскакивать. Нина смерила её с головы до ног и сказала презрительно:
-Да кому твой недалёкий муж нужен? Посмотри на него хоть раз внимательно: на него же без слёз смотреть нельзя. Так замордовать мужика?! Вспомни каким он был, когда вы познакомились… Ты, что его специально держишь в чёрном теле, чтобы ни одна баба на него не посмотрела?

Потом Нина внимательно оглядела «соперницу» с ног до головы и добавила:
-Хотя… Вы два сапога — пара.
Соседка пыталась что-то возразить, но Нина почти рявкнула:
-Закрой клюв, соседка! Твои объедки мне не нужны. У меня кавалер не чета твоему Роману. Ещё раз попытаешься мне что-то сказать… Я тебя в психушку упеку. Роман за это только спасибо скажет. Если заняться больше нечем — последи за своим внешним видом и видом своего супруга, а то он сам, наконец, догадается, что у тебя с головой не всё в порядке и сдаст тебя в тот домик, что на пригорке стоит - в отдалении.

С этого дня соседка, хоть и смотрела на Нину злыми глазами, но «клюв» больше не открывала.
-А, что там Нина говорила насчёт кавалера? - спросите вы. Ну, это ещё только в проекте. Уж очень Нине врач понравился один — разведённый. Характер у него, можно сказать почти ангельский: уважительный, вежливый. И обличьем не дурён.
Тем более теперь она работала не санитаркой, а сестрой-хозяйкой, как никак институт заканчивала - да ещё и биологический факультет. Каким-то боком можно к медицине присубботить.
Пока у них всё на стадии взглядов, но Нина уж очень старается. И в «Салон красоты» заглядывает, и «Товары для женщин» не обходит, и за фигурой следит.  А по больнице характеристику на себя пустила: мал золотник — да дорог...

Вот тогда Ванятка и стал мамочку «приревновывать». Нина не выдержала и сказала ему строго, впервые, может быть, за всю его жизнь:
-Знаешь, дорогой мой, заканчивай свои претензии! Я мать тебе — не жена. Найди нормальную работу, женись, и уже супруге предъявляй претензии. Мне жизнь свою нужно устраивать - не девочка уже… Вы вон все разлетелись… А я куковать должна всю оставшуюся жизнь. Не нравится - отправляйся к своим сестрицам  в Сибирь матушку. Ты там ещё не разу не был. Вдруг и тебе понравится.
И действительно, через неделю Ванятка уехал в неизвестном направлении. Нина решила, что он послушался её совета.

Ну, вот, кажется, я о всех своих героях рассказала, всё, что хотела. А дальше уж - как сложится. Путь перед каждым свой - индивидуальный. У каждого и своя Судьба.


г. Саратов
09.08. 2019 г.
Злобина Т.В.