Польша - города Прушков и Комров

Владимир Венецкий
      И вот появился ещё один, сын лейтенанта Шмидта. ( Ильф и Петров , 1928 год )
       После возвращения из Персидского залива,танкера "Махачкала", для меня в Пароходстве работы не находилось. Наступил 1989 год, для компании " Новошип" наступили сложные времена. Стареющий танкерный флот,списывали на металлолом.Моряки оставались без работы.Руководство " Новошип",в лице господина Лоза, пытался спасти танкера по новее , спешно уводил их под флаги Кипра ,Мальты.Судоремонтные заводы в Новороссийске и Туапсе,остались без работы. СССР - как государство, разваливали а Россия ещё не состоялась. Подобный вариант россияне уже проходили. Помните в 1917 году большевики в революционном порыве пели: "Мы старый мир разрушим а затем ...." Развалился не только мощнейший торговый и рыболовецкий флот, развалили в одночасье тяжелую и лёгкую промышленность. В 1990 году,на корню завяла наука и образование, миллионы профессоров,преподавателей,инженеров,рабочих- появились на вокзалах с характерными клетчатыми баулами. Чтобы прокормить семьи,мигом превратились в "бизнесменов" и оказались на рынках Польши ,Турции ,Румынии.Раньше у меня были приятельские отношения с директором Туапсинского машзавода , Юдилевичем Михаилом Романовичем. Мне приходилось бывать в цехах завода, выпускающих автомобильные краны по японской технологии, грузоподъёмностью от 16 до 100 тонн.В механическом цехе стояли уникальные зубонарезальные станки - автоматы. Их работа завораживала,они словно руками,нарезали зубья будущих шестерён. И вот завод встал. Я зашел в тот же цех. Крыша цеха протекала,а эти станки -роботы,застыли в не естественных позах,как в фильме ужасов ! Такая же картина на заводах- от западных границ России до Дальнего  Востока. Все революционные преобразования в государствах, в интересах народов, за счёт этих народов. Эти преобразования - захват власти лидирующей группой - путём подкупа и предательства. Как говорил В. Высоцкий - "Мне жаль,что слово ЧЕСТЬ забыто" ... А предатели и стяжатели всех мастей,чтобы сохранить свою жизнь, быстренько проталкивают "Мораторий на смертную казнь" - даёшь демократию! А я,как представитель народа, с удивлением наблюдаю за крушением СССР и первыми стервятниками,делившими страну,на радость врагам,на удельные княжества, господами Ельциным,Кравчуком ,Шушкевичем - в Беловежской Пуще,за бутылкой "самогона". Нормальный человек ,предпочёл бы - не развал экономики страны,а реконструкцию государственных институтов. Однако наблюдай не наблюдай а как говорил коммунист Горбачёв - сначала усё УСУгубил а затем - " процесс пошел"!!! И вот,как то мне позвонил родственник, из города Чернигова. Он сообщил,что остался без работы и ездил в Польшу на заработки.Леонид был мастер на все руки, к стати - работал при устранении аварии на Чернобыле,по этому до 60 лет и не дотянул. Он знал, что я хороший электросварщик. Сообщил,что платят хорошо и если у меня есть желание и время- выслал адрес,к кому обратится и как добраться. С вокзала Варшавы, по ветке Скорневицы или Жерардув, ехать до города Прушков, а там найти заведующего рынка - пана Янека или к другу Лёниного сына Сергея - к пану Василю ,в фирму Pracowia Kaletnicza  ul Focha 11,двух этажный дом ,под красной крышей , Василь Манецкий. Если ты согласен, я ему позвоню. Я посовещался с семьей, время у меня свободного около шести месяцев, да и сын Александр,захотел составить компанию и мы дали согласие и засобирались в дорогу.И в первый летний месяц, мы с Александром, сели в вагон скорого поезда Адлер - Минск. До Минска добрались без приключений. Затем доехали до Бреста, а уже из Бреста до Варшавы. От Бреста до Варшавы,поезд был забит нашими соотечественниками. Больно было смотреть на молодых женщин,перетаскивавших тяжеленные сумки, с товаром. Из Варшавы,без проблем доехали до Прушкова и до дома ,  под красной крышей, пана Василя. Нажали на кнопку звонка,дверь открыл молодой крепкий парень,поздоровались,отрекомендовались,пожимая руки он ответил - Василь, и пригласил пройти в дом. Вошли в зал и он пригласил сесть  за стол. Сели и сразу приступили к обсуждению работы и оплаты.У Александра какого либо строительного опыта не было и он предложил ему набираться опыта - разнорабочим, подносить материалы к месту работы мастеров. А мне сказал ,что у него есть заявка на электросварщика от владельца авторемонтной фирмы "Форд", в соседнем городе Комров, это всего через пару кварталов. Прушков и Комров - они со временем,как бы срослись и только местный житель знает,где заканчивается один и начинается другой.Во время беседы, зашел мужчина в возрасте, поздоровались,оказалось зашел отец Василя. Его дом на против,через дорогу и он любезно пригласил нас зайти на чашку чая.Зашли,сели за стол, к чаю было предложено пирожное и другие сладости и под финиш - мороженое. С какой целью,отец Василя,пригласил заезжих "москалей" - осталось тайной.Но во время  беседы он говорил о послевоенных украинских формированиях Остапа Бандеры и что они были помещены в лагерь а затем были выданы документы граждан Польши и распределены по разным Воеводствам.А когда мы от него вышли,Василь попросил нас,ни с кем не обсуждать услышанное, у стариков мол, свои взгляды на историю и свои причуды. И так ,Александр,остался в доме у Василя и условились что завтра он его определит на работу и решит проблему с жильём. А мы с Василём , направились пешком в Комров. Мне очень понравился городок . Каждый домик ,хозяин построил с какой то своей изюминкой . Вот дом построил - явно моряк.Как назвать эту открытую пристройку, верандой ? Она выполнена явно в виде ходового мостика корабля ! Большой штурвал , рулевого колеса ,рядом тумба компаса и другие причиндалы ходового мостика. И вот ul.Krupinskiego 38 , на воротах красовалась надпись "FORD". Внутри, за забором - большой двух этажный дом, на два хозяина. Из дома, на встречу нам, вышел крупный, седоватый, элегантный мужчина, протянул руку и отрекомендовался - Stanislav Szmyt. Он выслушал рекомендацию пана Василя, поблагодарил и сказал, что через пару дней определит мой потенциал и распрощались.Он сразу повёл меня устраиваться - жить будешь на мансарде у сына Ричарда. Он пригласил Ричарда, познакомил и Ричард повёл меня знакомится с жильём. Комната на мансарде где то 15 м/к,кровать,стол ,душ и туалет ниже,на втором этаже. У Ричарда семья - жена и двое детей. Он занимал - левую половину дома а правую занимал отец -пан Stanislav и пани Romualda. Определившись с жильём, Ричард предложил осмотреть его хозяйство - мастерскую по ремонту автомобилей " FORD ". Чтобы заниматься ремонтом,он учился в Германии, получил сертификат. И так - экскурсия : если после аварии,кузов автомобиля повело (деформировало),то его устанавливают на гидравлический стенд "КОБРА". Установив, вводят данные в компьютер - марка автомобиля, год изготовления и если базовые точки кузова не совпадают, при помощи гидравлики,кузов вытягивают до совмещения. Если при ударе деформированы двери ,капот, крылья - их не рихтуют а заменят на новые.Дальше подбор на компьютере  цвета краски - покраска и сушка в камере. Отреставрированные машины ,от новых не отличить. А отец ,пан Шмит занимается снабжением и общей организацией. До пенсии он работал инженером - авиаконструктором.А я, в своё время закончил МАТУ - технарь учёный. " Стоит на взлёте Ил зелёный,бензин и масло влиты в нём и целый день технарь ученый,всё ходит с гаечным ключом..." Вообщем были общие темы для бесед. А пани Ромуальда, раньше работала в судебных органах в Варшаве.Она очень энергичная женщина,любитель путешествий. Еще во времена СССР она посетила не только Минск, Петербург и Москву, но и Владивосток. А посещение Канады и США,была возможность в связи с тем,что старший сын,работал в компании -  Канадских авиалиний. На другой день,пан Смит объяснил, что ему от меня нужно - проблема в нехватке складских помещений. К стене цеха пристроено помещение и его нужно закрыть крышей.Для этого, мне нужно изготовить десяток несущих ферм и закрыть листовым профилем . Он показал площадку,на которой я буду работать,и электросварочный аппарат. Я тут же по чертежу, собрал кондуктор и из уголка и полосы первую ферму. Обсчитали сколько потребуется материала на десять ферм. Я приступил к сварке а пан Шмит, сказал что завтра с утра поедем с ним в склеп за железом.На следующий день,завезли металл. И я приступил к изготовлению конструкций. Пан Шмит понаблюдал за моей работой и ушел довольный. С этого момента, наши взаимоотношения с семьей Шмит, резко изменились,как будто щелкнул тумблер. Наши отношения стали не как у работодателя и работника а какие то тёплые родственные. Я только просыпался, утренний туалет и тут же слышал - Ричард : пан хирбаты!   Из половины пана Шмитта - пан хирбаты! Обеденный перерыв - пан обидать, с другой стороны - пан обидать! Я не знал .чем объяснить. Как то беседуя с пани Ромуальдой, я обмолвился ,что раньше я носил мамину фамилию Венецкий. А сейчас - чисто российская фамилия. Я уже изготовил все фермы, предстоял подъем и монтаж. И вот в воскресенье ,приехал меня навестить Александр. Пани Ромуальда решила познакомиться с моим сыном, увидев его обгоревшие плечи, приступила к расследованию, где он и как работает и почему я ей не рассказал, в каких условиях находится сын. Она тут же потребовала ,чтобы он ушел с работы и пуст работает с отцом,помогает с кровлей. Со следующего дня, Александр работал со мной.В следующее воскресенье Ричард устроил нам экскурсию в Варшаве.А затем, предложил съездить на пикничок в Комровские лёсы. Предложение было принято и выезд состоялся.Как нам объяснил Ричард ,в Комровских лёсах, во время войны - скрывались польские партизаны. Я был удивлён. Сосновый бор,был разделён просеками, как шахматная доска. Каждый квадрат под номером ,как и деревья. К тому же просеки подметены а сучки собраны в кучки. Я своё сомнение высказал Ричарду,ведь можно сообщить в немецкую комендатуру, что под номером дерева таким то партизан. То ли дело в Брянских лесах, можно зайти а вот выйти проблема - заблудился. А вообще пикничок удался, на природе всегда хорошо. И вот наша миссия закончена,склад сиял новой красной крышей! Пан Шмит,по этому случаю,устроил прощальный ужин Вознаграждение получено. А за столом сидели и беседовали,не чужие друг другу люди.Семейное застолье,завтрак ,обед и ужин, у немцев поляков, русских,это вековая традиция, создаёт тёплые семейные отношения.Пан Станислав, с юмором вспоминал,свой визит к родственникам в США. Там не принято дома что то готовить а если и устраивают -"пати",- домашний прием друзей,то ни каких застолий.Люди беседуют по интересам, а если вам чего то захотелось перекусить - подходишь к барной стойке, наливаешь чашечку кофе -экспресс или стопочку ,чего либо - по крепче, виски или рома,можно подойти к зеркалу и увидев знакомое отражение - произнести тост "ну дружище ,за тебя!  Мне было грустно расставаться с этими милыми душевными людьми. Много лет прошло, если они живы - я желаю им здоровья и долголетия,человеческого счастья. А я, когда вернулся домой - получил предложение работать в чартере, в английской компании "Мolasses" , на танкере "Липецк". Контракт подписан !