4. Брейгель. Добрый пастырь

Александр Черенков
Мы уже познакомились с несколькими работами гениального нидерландского провидца. Настало время показать ещё одну пророческую работу.

Для современников Брейгеля слова «добрый пастырь» были абсолютно понятны, в отличие от нынешнего зрителя и читателя, потому что каждый помнил евангельские слова: «Истинно, истинно говорю вам, кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник, а входящий дверью есть пастырь овцам».
 
Средневековая публика была в восторге от этой иллюстрации строк Евангелия великим нидерландским художником. Представляется, что работа великого мастера за эти почти 500 лет не потеряла своей актуальности.
 
Композиция объединяет по действию ряд разновременных эпизодов. Слева сверху  пастух пытается защитить своё стадо от волка. Справа пастух бросает овец на произвол судьбы под угрозой того же самого волка. Типы на переднем плане слева как будто бы тоже «пастухи», но через пролом в овчарне занимаются вовсе не пастушьим делом – крадут овец.
 
Тем же среди них занимается явный представитель правящего класса, потому что голова его спрятана в шлем с забралом, на боку висит кинжал.

Справа мы видим не меньшее желание украсть, что автор подчёркивает тщательным с удовольствием прорисовыванием подробностей задних мест воров, лезущих через пролом в стене в овчарню. Кроме этих типов, лезут в овчарню даже через крышу, через такой же пролом в передней стене, и даже через фронтон.

Удивление во всей этой композиции вызывает то, что добрый пастырь как бы и вовсе не видит (или делает вид, что не видит) всей этой воровской вакханалии. В результате зрителю, созерцающему эту  развёрнутую гениальным автором сцену, остаётся только сказать: «Слава тебе, господи, что ты даёшь столько овец, что никак их не разворуешь».

P.S.

Надо сказать, что тема, поднятая работой великого мастера пятьсот лет назад в Европе, вовсе не была чужда и для нашей великой страны. Она не оставила без внимания замечательных людей России.  Их слова можно просто считать подписью к этой гениальной работе Брейгеля, которая, казалось бы, затрагивает только Европу.

Великий русский историк Н.М. Карамзин (1766-1826) двести лет спустя после Брейгеля писал: «Если захотеть одним словом выразить то, что делается в России,  то следует сказать: ВОРУЮТ».

Следом за ним великий сатирик русской жизни Н.Е. Салтыков-Щедрин (1826-1889) на эту тему высказывался так: «Если я усну и проснусь через сто лет, и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: ПЬЮТ и ВОРУЮТ».

И попал прямо в перестройку…