Последнее испытание

Андрей Климов
                Старость - последнее испытание перед смертью, требующее большого мужества. А где его взять, мужество? Если оно и было раньше, то теперь, с глазу на глаз с болезнями, немощью, одиночеством, мужество сильно тушуется, а то и вовсе непонятно куда девается.

                Мой отец рос без матери; ему было четыре года, когда она умерла. Моя мать росла без отца, он ушёл из семьи. Безотцовщина и сиротство моих родителей, должно быть, наложили отпечаток на их характеры да и на всю, так или иначе, дальнейшую жизнь. Отец был человек необычайной душевной доброты, труженик, созидатель, но вспыльчивый и реактивный. Он был стержнем и опорой для нашей семьи, её главой, защитой, всем- всем, скажу без преувеличения. Мать большую часть своей супружеской жизни вела домашнее хозяйство и занималась нами, детьми. Познакомились мои родители на подмостках любительской сцены, правда, до актёрской профессии не дотянули.

                Нередко между родителями происходили ссоры и скандалы, причины которых нам, детям, были неясны.  Источник распрей между родителями стал мне понятен много лет спустя, после их ухода из жизни. Моя мать не хотела оставаться в послушании у своего супруга, главы семьи. О том, что она должна быть в послушании у своего мужа, и что это была её первейшая обязанность, моя мать просто не знала; беда большей части людей советского воспитания заключалась в том, что мы росли в безбожной среде, не просвещённой светом Христовой Истины. За годы совместной супружеской жизни между моими родителями накопилось достаточно взаимных обид и претензий. Отец нередко говорил моей матери в порыве очередной словесной перепалки: «Будешь грызть мою могилу!» Он ушёл из жизни на десять лет раньше матери. Оставшись без мужа, она поняла, что он был во всём прав.

                Однажды в разговоре со мной мама сказала: «Помнишь, как папа мне говорил, что я буду грызть его могилу? Он оказался прав, сто раз прав. Плохо одной, ох, как плохо и тяжко! Хоть волком вой! А ты знаешь, - продолжала она, - я пробовала выть волком». «Как?», - в недоумении спросил я. «Вот так», - ответила она. «Ну, и что, помогает?» - поинтересовался я. «Нет, - сказала мама, - не помогло».