Акклиматизация

Александр Ягольник
Когда планируешь свой летний отпуск и оставляешь несколько дней на отдых после отдыха, то представляешь, как, разобрав чемоданы, обзваниваешь друзей и родственников и едешь на чью-то дачу. И вот, после черноморской волны и жаркого солнца, заходишь под прохладу листвы, срываешь с веток налитые ягоды черники и брусники, вдыхаешь хвойный аромат, находишь полянку с красными или белыми грибами, а вечером, после баньки, под соляночку и душевный разговор … м-м-м, красота! Два в одном, и море, и лес, всего за две недели, ну не прелестно ли?

Наконец, приходит отпуск. Вырвавшись из холода Северной столицы, сочувствуя оставшимся и радуясь за себя, сходишь с трапа в Адлере и понимаешь, что курточку взял не зря. Конечно, жарко. Конечно, теплее, чем на «севере диком», и пальмы вот, но как-то ветрено. И курточка в самый раз. А потом, на берегу, под плеск волны, идёшь в плавках к манящей пене прибоя и невольно ускоряешь шаг. Да что ж это дует так вдоль берега, а? А вода - бодрящая. Не, не ванна, далеко не ванна. Хочется двигаться, двигаться к берегу, но там - ветер. И двигаешься вдоль. И вроде уже согрелся, и уже хорошо. Но всё же много не накупаешься, надо выходить, а там — ветер.

Хорошо, взял полотенца. Если быстренько вытереться, то после моря и не так холодно на этом ветру. Первые десять минут. А если лечь на лежак и затаиться, то ветер тебя как бы и не замечает. Так, иногда пройдётся по боку.
 
И вот бодрый идёшь в ресторан, а там - громадные порции. И как это съесть? Но — "за всё уплочено", надо, Федя, надо. А потом, минут через двадцать, глядя на пустые тарелки, думаешь, и как столько в тебя влезло? Акклиматизация, наверное.

Проходит несколько дней жары. Ты уже успел загореть и подгореть. Уже привык к постоянному ветру вдоль моря, а когда он слегка стихает, то вообще его не замечаешь. Море уже не такое бодрящее, и можно плавать не только от берега до буйка, но и параллельно берегу, мило беседуя с новыми знакомыми. Уже думаешь, что зря взял так мало дней, и если бы не билет на самолёт, то можно было бы продлить.

А потом случается гроза. Но не такая, что «дождь покапал и прошёл», а с выносом брёвен и тел на берег. Уже накануне, с утра, спасатель в твоей зоне пляжа озабочено смотрит на чистый горизонт и сообщает, что ночью будет шторм. А, может, и раньше. И  в подтверждение его слов ветер крепче, а волны выше. Они разбиваются сердито о буны, поднимая брызги метра на два. Тревога наполняет сердце, а взгляд невольно обращается к горизонту, откуда должно прийти. Волны накатывают, бьют в нос и глаза, норовят попасть в рот. Хочется поплавать перед штормом побольше, ведь завтра берег будет закрыт, но тревога не даёт расслабиться. И что это там гремит, не гроза ли? Нет, это спасатели прибирают пляжный скарб и привязывают, что возможно.
 
Прогноз бодро показывает небольшой дождик в обед. Раз так, то надо после дождя, по свежаку, пойти куда-нибудь погулять. Например, на ближайшие водопады. Всё распланировано, маршрут построен и загружен в смартфон, рюкзак экипирован. Надета одежда, соответствующая коварным субтропикам, которые кишат насекомыми и грозят ливнями. Это - закрытые кроссовки, брюки, куртка, тёмные очки, кепка. Вроде, ничего не забыл. А, фотоаппарат! И рюкзак с запасами. «Идёшь на час — готовься на день, идёшь на день, готовься на неделю». И вот бодрый идёшь по тропе с указателями, мимо декоративных скульптур, экскурсионных автобусов, очередей в общепит на свежем воздухе, туалетов, билетных касс, и попадаешь в царство тропического леса. Справа скала, слева оградка и пропасть, под ногами выровненный камень, впереди — указатель «Водопад №1». Далеко внизу, метрах в десяти, слоится пересохшее русло бурной горной реки. На мостике у жидкого водопадика селфятся и снимают друг друга туристы. Одеты они в футболочки, шортики и шлёпанцы. А ты среди них как начальник арктической экспедиции перед посадкой на ледокол. Делаешь дежурный снимок «Я и водопад». Терпеливо ждёшь,  когда из кадра выплывут купальщики под водопадом. Делаешь идеальный кадр, на котором не хватает только пробкового шлема и слонобоя, и идёшь вверх к следующему водопаду. Уж там-то нет этих ноющих детей и пожилых родственников, легкомысленно одетых «туристов», банок из под пива и прочих визуальных отравителей ландшафта. А тропа-то всё круче. И дышать как-то тажеловато. Думаешь, где же эти комары, чтоб их? Ради них на себя нацепил всё это, а пока по коже ползают только капли пота. На очередной скамеечке понимаешь, что "давит атмосфера" и весьма. И годы уже не те, и коленка не та, и лес не тот, и вообще. Где же этот дождь, раз так его? Что же тяжело-то так? Акклиматизация, наверное.

Махнув рукой на эти "Водопад №2" и "Водопад №3", которые «не особо видны в середине лета из-за пересохшей реки», бодро спускаешься к морю, обгоняя семьи с детьми на руках и в колясках, уставшими тёщами, раздражёнными жёнами и растерянными главами семейств, уворачиваешься по дороге от экскурсионных автобусов и частных машин, выходишь к морю, снимаешь потную одежду и радостно погружаешься в прохладу волн. Как хорошо! Уже не важны холодные течения и ветер по верху. После лесной прогулки, морская ванна — это то, что доктор прописал.

Только спасатель в жёлтой футболке на берегу озабоченно качает головой и упрямо стаскивает лежаки с пляжа на бетон набережной, и что-то погромыхивает. Что-то? Да это же обещанный утром дождик всё же дополз к вечеру, гружёный водой и молниями! Быстро собираешь манатки, добираешься до гостиницы, чтобы в последний момент яркий свет разорвал над тобой небо, тут же затрещал оглушительно гром, а сверху ливануло так, будто пророк Илья выдернул затычку из ванной прямо над твоей головой. Сидя в тёплом номере, слушая шум тропического ливня и буйство электрических разрядов, чувствуешь, как отпускает голову, теплеют ноги, а дышать становиться легко. Акклиматизация!

На следующий день лечишь коленку и думаешь, как хорошо, что не пошёл на второй и третий водопады и, как планировал в мечтах, на самый верх, на Орлиные скалы. Весело сидел бы там орлом в самый ливень и грозу. Смешно, прямо ухохочешься. А день  после дождя полон свежести. Молодая соседка по корпусу после завтрака расспрашивает у тебя, как пройти к водопадам, а потом успевает пробежать и 1, и 2, и 3 водопад, и скалы, и вернуться, чтобы успеть в соседний музей. Надо торопиться, ведь сегодня улетать, а завтра на работу. А ты думаешь, что у тебя годы, коленка и эта, акклиматизация. И пока ты ездил в аптеку за коленным бандажом, кто-то за утро пробежал то, к чему ты готовился неделю, но не прошёл и десятой части.

Остаток отпуска ждёшь, когда море из жёлтого опять станет лазоревым, а потом привыкаешь к существенно похолодевшей воде. Соседи по отелю одного с тобой возраста сочувственно кивают: «Что вы хотите, на Чёрном море первая неделя уходит только на акклиматизацию. Всё обостряется, организм борется, привыкает, зато потом...»

А потом собираешь вещи, говоришь своему номеру «Спасибо и прощай», садишься в такси и летишь в аэропорт, домой, в родной климат, где по ночам 10 градусов по Цельсию. В середине августа! Поэтому, ещё у моря, когда стоишь в пробке на подъезде к аэропорту, греешься в этом бензиновом монстре, прикрыв все сквозняки из кондиционера, и думаешь: «Тёпленькая пошла, хорошо» - понимая, что дома "кондиционер" не выключишь.

После трёх часов над облаками, выйдя под низкое небо над головой, одев свитер и куртку, заказываешь родное, молчаливое, питерское такси, добираешься наконец до дома, закатываешь чемодан в свою квартиру, бросаешь на пол рюкзак, с облегчением сбрасываешь с себя всю походную одежду и... одеваешься опять. Что же так холодно-то? Август, где твоя жара? От стен квартиры веет морозильником, а кошка осуждающе смотрит: «Как ты мог меня оставить в этом холоде одну?»

Через день, как раз, когда планировал забег по дачам, сбор грибов и ягод в лесах Карельского перешейка, ты видишь в зеркале покрасневшие глаза, опухший нос и приоткрытый, тяжело дышащий рот. Ясно понимаешь, что из всей программы актуальна только баня, но ради неё куда-то ехать? Ни за что! Успеть бы до понедельника привести себя в порядок. Ведь, если возьмёшь больничный,  на работе засмеют. Отдохнул на море, называется.

Как хорошо, что уехал к морю не на всё время отпуска, а оставил несколько дней на акклиматизацию!