de omnibus dubitandum 112. 348

Лев Смельчук
ЧАСТЬ СТО ДВЕНАДЦАТАЯ (1905-1907)

Глава 112.348. ЧТО ТАКОЕ КАСТЫ?..

1907 год

    "Так что же, - воскликнет радикальный читатель, - вы, значит, стоите за касты?"

    Я стою за трудовую органическую структуру в обществе. Все мы получили отвращение к кастам в казенных школах, где бессословные педагоги приводили в пример отжившие сословия и говорили: вот безобразие, полюбуйтесь! Но это все равно, как если бы показывать труп и выдавать его за живое существо. Приводили в пример индийские, египетские касты или нашу никогда не сложившуюся как следует шляхту, которая прокутила свое призвание и свои права.

    За такие сгнившие сословия я, конечно, не стою. Но в момент возникновения нигде на свете сословность не была сгнившей, нигде она не была выдумана, везде выступала естественно, как требование природы, везде составляла живую организацию общества, трудовое расслоение на клетки, ткани, органы, без чего невозможна жизнь.

    Падает трудовое разграничение - поднимается анархия, и наконец, если нет никаких классов и объявлено полное равенство, общество рассеивается, как освободившиеся в виде газа молекулы.

    Равенство - вещь прекрасная, но все прекрасное в равенстве, как в свободе и братстве, осуществимо только в сословном строе. Вне трудового разграничения если мы все равны, то мы решительно не нужны друг другу и не интересны. Общественное сцепление получается тогда лишь, когда является неравенство, когда, например, мужчина встречает женщину, когда около пахаря, умеющего печать хлеб, поселяются сожители, умеющие делать платье, сапоги, утварь. При развитии общества в силу крайней нужды, в силу разделения труда образуются воины, правители, ученые, священники, и только в качестве таковых они полезны друг другу.

    Недаром профессии всюду приобретали замкнутый характер. В интересах совершенства каждой отрасли труда - то, чтобы люди отдавались ему всецело, на всю жизнь, чтобы они рождались в стихии этого труда и умирали, передавая потомству выработанные в течение веков навыки, склонности, способности, изощренные до таланта.

    Каждая профессиональная каста являлась вечной школой определенного труда. Воин среди военных изучал и не мог не изучить свое ремесло до степени искусства. Пахарь среди пахарей вбирал в себя еще с малых лет тысячелетние познания земледельца. У нас удивлялись, когда покойный А. Энгельгардт [Энгельгардт Александр Николаевич (1832-1893) - русский агроном и публицист. В 1866-1870 - профессор Земледельческого института в Петербурге. В 1871 за участие в революционных действиях сослан в Смоленскую губернию. Автор писем "Из деревни" (1882)] объявил крестьянина профессором земледелия, а он сказал правду.

    Наш крестьянин - профессор, так сказать, плохой эпохи земледелия, а возьмите немецкого или китайского крестьянина - это профессора хорошей эпохи. Такими же профессорами своего труда являются цеховые ремесленники, торговцы, священники.

    Нетрудно видеть, что именно замкнутость труда делает людей аристократами. Рыцарь меча потому рыцарь, что он артист меча, но почему артист сохи или сапожного шила не дворяне - именно своих призваний?

    Благородство всякому труду, как бы он ни был скромен, дает честность и техническое совершенство. Никакого иного значения сословия не имели в своем замысле. Именно цеховое устройство труда позволило выработать скелет нынешней цивилизации - средневековые промыслы и искусства.

    При крушении старых сословий очень быстро сложились новые классы, и чем более процветает какое-нибудь дело, тем чаще видим в нем преемственность целого ряда поколений, сословность труда.

    С этой крайне важной точки зрения самыми совершенными школами были бы профессиональные, где дети каждого трудового класса втягивались бы в дух и знание наследственного труда. Я не говорю об исключительных призваниях - они найдут свою дорогу, но заурядная молодежь только выиграла бы от сословных - назовите их профессиональными - школ.

    Заурядные дети приучались бы к какой ни на есть работе вместо дилетантской неспособности ни к какому труду. Говорят: школа должна готовить не ремесленника, а человека. Какой вздор!

Университеты.

    На 1 января 1914 г. в Российской империи имелось 10 университетов (Петербургский, Московский, Харьковский, Казанский, Св. Владимира, Новороссийский, Томский, Юрьевский, Варшавский, Саратовский). В табл. 3 (как и последующих аналогичных таблицах) число студентов взято из [Всеподданнейший отчёт министра народного просвещения за 1913 год. – Пг., 1916],

Таблица 3. Сословный состав студентов университетов [2, с. 11 второй пагинации]
Сословие Студентов Студентов на 100 000 человек
Потомственные дворяне, сыновья личных дворян и чиновников 12833 693,57
Из духовного звания 3677 624,33
Сыновья почётных граждан и купцов 3884 622,26
Сыновья мещан и цеховых 8675 64,80
Казаки 427 14,58
Крестьяне 4758 4,91
Иностранцы 432
Прочие 1009

    Если привилегированные сословия (дворянство, духовенство, купечество) представлены примерно одинаково, то у сыновей рабочих и ремесленников шансов попасть в университет было на порядок меньше, у сыновей крестьян – ещё на порядок меньше.

Высшие технические учебные заведения.

    На 1 января 1914 г. в ведении Министерства народного просвещения находилось 5 технических вузов (Петербургский, Харьковский и Томский технологические институты, Московское техническое училище, Рижский политехнический институт)* . Сословный состав их студентов приведён в табл. 4.
    Дети священников неохотно шли в технические вузы, в остальном картина примерно та же, что и с университетами.

Таблица 4. Сословный состав студентов технических вузов МНП [2, с. 27 второй пагинации]
Сословие Студентов Студентов на 100 000 человек
Потомственные дворяне, сыновья личных дворян и чиновников 2383 128,79
Из духовного звания 232 39,39
Сыновья почётных граждан и купцов 1367 219,01
Сыновья мещан и цеховых 3063 22,88
Казаки 132 4,51
Крестьяне 2044 2,11
Иностранцы 126
Прочие 357

Ветеринарные институты.

    На 1 января 1914 года в Российской империи имелось 4 ветеринарных института (Юрьевский, Харьковский, Казанский, Варшавский).

Таблица 5 Сословный состав студентов ветеринарных институтов [2, с. 35 второй пагинации]
Сословие Студентов Студентов на 100 000 человек
Потомственные дворяне, сыновья личных дворян и чиновников 302 16,32
Из духовного звания 900 152,82
Сыновья почётных граждан и купцов 74 11,86
Сыновья мещан и цеховых 257 1,92
Казаки 31 1,06
Крестьяне 136 0,14
Иностранцы 4
Прочие 25

    *Кроме того, ряд технических вузов находился в ведении других министерств

    А здесь наоборот, дети священников составляли больше половины абсолютного числа студентов. Что касается низших сословий, то шанс крестьянского сына стать студентом ветинститута был в 1000 с лишним раз меньше, чем у сына священника, в 100 раз меньше, чем у сына купца и в 10 раз меньше, чем у сына рабочего (табл. 5).

    А ещё были военные училища, в которых в подавляющем большинстве учились сыновья дворян, духовные академии, где подавляющее большинство студентов составляли дети духовенства.

Теперь выполним аналогичный анализ для средней школы (табл. 6–8).

Мужские гимназии.

    На 1 января 1914 г. в мужских гимназиях и прогимназиях Российской империи училось 152 110 гимназистов.

Таблица 6. Сословный состав учащихся гимназий [2, с. 53 второй пагинации]
Сословие Гимназистов Гимназистов на 100 000 человек
Потомственные дворяне, сыновья личных дворян и чиновников 49058 2651,37
Из духовного звания 8519 1446,48
Сыновья почётных граждан и купцов 15098 2418,87
Сыновья мещан и цеховых 40903 305,56
Казаки 3108 106,12
Крестьяне 30418 31,39
Иностранцы 1530
Прочие 3476

Реальные училища.

    На 1 января 1914 г. в реальных училищах Российской империи обучалось 80 800 реалистов.

Таблица 7. Сословный состав учащихся реальных училищ [2, с. 81 второй пагинации]
Сословие Учащихся Учащихся на 100 000 человек
Потомственные дворяне, сыновья личных дворян и чиновников 18241 985,85
Из духовного звания 2296 389,85
Сыновья почётных граждан и купцов 7715 1236,03
Сыновья мещан и цеховых 23953 178,94
Казаки 3835 130,94
Крестьяне 22094 22,80
Иностранцы 1188
Прочие 1478

Женские гимназии и прогимназии.

    На 1 января 1914 г. в них училось 323 577 гимназисток (табл. 8). Как свидетельствуют данные табл. 6–8, для тех, кому не посчастливилось родиться в семье дворянина, священника или купца, шансы получить среднее образование были в разы, а для крестьянских детей – в десятки раз меньше. Бурное развитие науки и техники начала XX в. настойчиво ставило Россию перед необходимостью срочно догонять ведущие державы в образовательной области. В свою очередь, для этого было необходимо обеспечить равный доступ к образованию для всех слоёв населения.

Таблица 8. Сословный состав учащихся женских гимназий [2, с. 129 второй пагинации]
Сословие Учащихся Учащихся на 100 000 человек
Потомственные дворянки, дочери личных дворян и чиновников 69842 3774,66
Из духовного звания 15598 2648,46
Дочери почётных граждан и купцов 30521 4889,81
Дочери мещан и цеховых 114005 851,65
Казачки 6126 209,16
Крестьянки 76423 78,87
Иностранки 2418
Прочие 8644

Сословные учебные заведения.

    К этому типу относятся различные начальные училища. Номинально провозглашенные всеобщими, они, тем не менее, оставались сословными по охвату учеников в зависимости от местности.

    В первую очередь назовем сельские начальные училища - одноклассные со сроком обучения 3 года и двухклассные с пятилетним сроком образования. К этому же типу относятся городские начальные училища (до 1878 г. - уездные начальные училища). Они были одноклассными, двух-, трех- и четырехклассными. Срок обучения в них был установлен в 6 лет.

    В качестве особого вида сословных начальных училищ необходимо выделить казачьи (Войсковые) школы с 6-летним сроком обучения. При наборе обязательных предметов особое внимание уделялось начальной военной подготовке для мальчиков, что было связано с традициями казачества.

    Начальные училища и казачьи (Войсковые) школы находились в ведении Министерства Народного Просвещения. Круг учредителей этих учебных заведений не ограничивался.

    Как принципиально новая разновидность начальных училищ в 1912 г. были образованы высшие начальные училища (ВНУ), выделенные из городских начальных училищ, двухклассных народных училищ Киевской, Подольской, Волынской губерний и четырехклассных женских училищ Области Войска Донского. Их цель состояла в том, чтобы дать учащимся законченное начальное образование. В ВНУ принимались дети от 10 до 13 лет, прошедшие курс одноклассного начального училища Министерства Народного просвещения.

    При ВНУ открывались дополнительные классы или курсы - педагогические, почтово-телеграфные, бухгалтерские, строительные, электротехнические, сельскохозяйственные и ремесленные. Обучение в них велось по углубленной программе.

    Продолжать образование выпускники ВНУ могли в следующих специальных учебных заведениях соответственно профилю специализации (их список специально был оговорен в Положении о ВНУ): учительские институты и семинарии, средние сельскохозяйственные училища, Никитское училище садоводства, Суводская низшая лесная школа, лесные школы, землемерные училища, Петроградские политехнические курсы, художественные училища и школы, Строгановское Центральное училище, средние технические училища, техническое училище Ведомства артиллерии, Среднее строительное техническое училище, Охтинское механико-техническое училище, Петроградские сельскохозяйственные курсы, Саратовское техническое железнодорожное училище, речные училища, фельдшерские школы, прядильно-ткацкое училище, Московский городской университет им. Шанявского.