Круговерть жизни человеческой

Людмила Куликова 3
         Наступил мой юбилей-75 лет. Дожила,однако, самой не верится.Внук Гоша, фотографируясь со мной, говорит мне:"Иди ко мне ,маленькая моя" Это он про рост:вымахал, я ему по плечо уже. Вот и фото на долгую память.
       А 14 лет назад дочка Света  позвонила мне из роддома : "Родила и очень хочу кушать,принесите что-нибудь поесть". Я скоренько поставила варить курочку, картошечку и бегом, бегом в роддом номер 2. Тверской район "Пролетарки" в двух шагах от дома.Об этом отдельно:приличный по размеру жилой массив с многоэтажными домами из кирпича красного цвета,однотипные,без балконов. Его примечательность в том,что построен был фабрикантом Морозовым для его же рабочих из ткацких фабрик в начале двадцатого века.. И в наше время в этих домах общежитского типа,с широкими коридорами внутри,общими кухнями и умывальниками, в страшной антисанитарии, живёт немыслимое количество людей, а прописано ещё больше.."Пролетарка"-головная боль для местной администрации.  Входишь во "Двор Пролетарки"(так и называется) как в другой мир.
  Однако, здесь есть и магазины и епархиальная школа,домоуправление ,пожарка и даже Центр Гражданской обороны и аптека. В центре - Родильный дом.С него я и начну свои размышления о круговерти и смысле жизни человеческой. Я не придумываю,увидела всё во время пребывания.
      Подходя к воротам роддома,увидела весёлую картину: у входа стоят беременные женщины с животами на последнем сроке,руки сложены поверх животов,одеты в разноцветные халаты и в тапочках.Их глаза устремлены на верхний этаж дома напротив. Я тоже посмотрела:почти на всех окнах висит бельё,сушится. Но из одного из них гремит музыка,а у подъезда стоит свадебная машина. Задаю женщинам шутейный вопрос : "Что стоим,кого ждём?" "Ждём жениха с невестой, свадьба тут",-отвечают дружно. "Музыка,-говорю,-весёлая,потанцуйте ,бабоньки,самое время перед родами". В ответ с мудростью и значительно:"Оттанцевались".
      Вхожу во двор и вижу,как из "Приёмного покоя" выходит нарядная семья. В руках у мужчины голубой свёрток-значит сын родился. Рядом жена держит за руку припрыгивающую девочку лет пяти:братик родился! А я пошла к Светланке в палату. Она на удивление с аппетитом стала есть- отмучилась. Всю беременность её доставал страшный токсикоз,не могла есть и даже не готовила еду для семьи-мутило. А дома муж Юрочка и ещё двое деток. Я приезжала раза два в неделю варила целый казан плова (любимое блюдо внуков), и мне в радость: помогла,подкормила.
     Теперь вот кормлю Светланку,ест ,улыбается, а я рассматриваю в кроватке  новоявленного Георгия: спит, сопит,слава Богу.
        Поболтали,поохали,рассказала про женщин  "на сохранении",стоящих у входа в роддом, посмеялись, и я пошла счастливая домой. Но улыбка мгновенно сошла с  лица,когда увидела на выходе из двора "Пролетарки" идущую мне  навстречу очень знакомую женщину. Мы с ней хоронили своих мам в 1999  году в один день,отпевали обеих в церквушке при  морге и рядом похоронили на одном кладбище (так получилось). Каждый раз,когда я её встречаю, расстраиваюсь. Дело в том, что её семья так и ни разу за эти годы не побывали на могилке своей мамы и бабушки.Могилка заросла,еле видна надпись на жестянке ,поставленной похоронным бюро, а позже и вообще на ней выросли кусты и камыш (место болотистое). Я,посещая каждый год кладбище,клала цветок и на эту могилку,пробираясь через заросли. А знакомая моя каждый раз меня просит "захватить "её с собой,когда я еду навестить прах своей мамы. Она нашла отговорку,что боится ездить на кладбище,хотя есть взрослая дочь,кажется,родной брат-было с кем посетить. Я обычно опускала глаза и не знала,что ответить ,потому что моя поездка зависела от свободного времени сына:мы на его машине ездили на кладбище.
     Смешанные чувства бурлили во мне:сколько я пережила и увидела за один час жизни. И свадьба в общежитии с разваливающимися стенами,и женщины "на сносях", и голубой конвертик в руках мужчины,танцующую радостную девочку и её маму, своего внука Гошу, только появившегося на свет,дочку Светлану,аппетитно уплетавшую куриную лапшу прямо из кастрюльки . И в самом конце своего пути-жизненный тупик семьи после смерти бабушки, "божьего одуванчика",так называла свою маму моя знакомая,при встрече с которой мне каждый раз хочется отвернуться. От колыбели до могилы человеческой "прогулялась" я за короткое время. Вот такая философия, таков путь каждого из нас.
   Игумен Валериан(Головченко) так обозначил: "У нас вся жизнь протекает между роддомом и кладбищем,хорошо,если по дороге попадается Храм Божий". Теперь на "Пролетарке" стоит и Храм Божий,восстановленный  тоже из  красного кирпича, а построен ещё при Савве Морозове. В прошлом веке истину бытия люди понимали:от крещения до отпевания,через покаяние,прощения грехов,через любовь от Бога, а не "по круговерти" от природы-родился.женился,естественно,состарился и помер.