ВГИК100-День ВВС1

Серафим Григорьев -3
Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова (ВГИК)  основан 1 сентября 1919 года в Москве.

               РУССКИЕ ВИТЯЗИ И ГОЛУБЫЕ АНГЕЛЫ  USA - 1

   Летом 1992 года Министерство обороны России  создает Нечто - "Центральную телевизионную и радиовещательную студию Министерства обороны России". А эфира своего у военного ведомства нет. Да и никто тогда, в эпоху развивающегося рынка,  Минобороны частоты давать не собирается. Однако молодой и тщеславный первый российский генерал армии Павел Грачев ставит нашему руководству претенциозную задачу:
   - ЦТРС Минобороны России не только выйти в эфир, но и выиграть в информационной войне, которую развернули иностранные и российские СМИ против молодой Российской армии. Никто кроме нас. Понятно?.. Выполнять!
   Пресс-служба Минобороны и Главное управление по работе с личным составом предпринимают суматошные и спорадические меры по продвижению в эфир наработок видео приложения журнала «Советский воин», из которого и выросла ЦТРС Минобороны. Однако маститые и закаленные в перестроечных эфирных баталиях, акулы Центрального телевидения не покупаются на наивные по своему исполнению полковничьи творческие потуги. Особо рассмешил продюсеров ЦТ сюжет о приеме музыкальных вундеркиндов в новом здании военного ведомства. Министру нужен пиар, а юным дарованиям – отсрочка от армии.
   - Не делайте умный вид, вы же - офицеры, - ходит молва по коридорам ЦТ.
   Тогда морские офицеры, окончившие краткосрочные курсы ВГИК, служившие на Телецентре Военно-морского флота РФ, привлекают к выполнению поставленной задачи выпускников прославленного "Всесоюзного государственного института кинематографии". И меня, в том числе.
   «Нет пророка в своем Отечеств» - эта максима царствовала в коридорах Останкино в ту пору. «Что талантливого могут показать эти перцы из Минобороны?» - снисходительно смотрели новоявленные телебоссы  рыночных отношений на представителей новой волны военной журналистики. Но они жестоко ошиблись в своих краткосрочных прогнозах. И сейчас наш дочерний телеканал «ЗВЕЗДА» - тому подтверждение.
   Капитан первого ранга Александр Божжов разрабатывает практически  спецоперацию по созданию и выходу в эфир сюжета о прилете в Россию авиационной группы высшего пилотажа Военно-морских сил США. К нам прибывают знаменитые пилоты палубной авиации US NAVY «BLUE ANGELS" -  «ГОЛУБЫЕ АНГЕЛЫ».
   Пресс-служба Минобороны отсекает от освещения знакового события практически все Федеральные телеканалы, введя их в заблуждение и пустив по ложному следу. В Кубинке мы оказываемся в привилегированном положении.
   Здесь мы  и знакомимся с легендарным летчиком Героем Советского Союза - генерал-майором Николаем Антошкиным. В эти тревожные дни  Великой японской трагедии, особенно ее ядерный  аспект и неоднократные взрывы на энергоблоках атомной станции «ФУКУСИМА – 1», мне вспоминаются откровения боевого аса об участии советских ВВС в ликвидации последствий аварии 1986 года на атомной станции в Чернобыле. 
*

   Для 1992 года это было настоящей сенсацией. Чтобы в наш бывший СССР прилетела знаменитая на весь мир авиационная группа высшего пилотажа   Военно-морских сил США - US NAVY «BLUE ANGELS" -  «ГОЛУБЫЕ АНГЕЛЫ»?? Которые воевали против нас, или мы против них, в небе Кореи в 1950 году? И прибывают в "Гвардейский Проскуровский Краснознаменный орденов Кутузова и Александра Невского Центр показа авиационной техники имени трижды Героя Советского Союза маршала авиации И. Н. Кожедуба".
   По лихорадочному поведению своего военного руководства ЦТРС Минобороны России понимаю всё  коварство прецедента. Решение о приглашение вчерашних врагов по холодной войне принимает, ясное дело - Президент России. Вдруг раздается звонок от самого Министра обороны. "Да и эфир. Эфир Центрального телевидения надо завоевывать".
   - Куда ваш "Тарковский", или "Феллини", как его? С мудреной  фамилией подевался? – спрашивает строго наш генерал главного редактора Александра Божжова.
   – Всё в буфете крутится с операторами - алкашами.
   Кто бы мог подумать - в здании бывшего "Главного Политического управления Вооруженных Сил СССР" будут торговать на разлив спиртным? Капитан первого ранга  Александр Божжов находит нашу съемочную группу именно в буфете. С тревогой он смотрит на нас, вбегая в буфет, в котором когда-то кушал котлеты грозный Лев Мехлис и генерал армии Алескей Епишев. Но бывшие кинооператоры Киностудии министерства обороны СССР, которые пришли на «ВОЕН-ТВ» с совершенно секретной тематики, знали непреложное правило профессионального оператора: не вкушать и 100 граммов до съемок. И меня этому научили.
   - Пресс-служба самого Президента Российской Федерации Бориса Николаевича Ельцина просит наш Главк обеспечить максимально возможное освещение этого исторического события, – суровый генерал-афганец сверлит нас стеклянными глазами. – Полковник Богдан Вчерашнюк, - кивает генерал на усатого полковника, -  берется решить режимные вопросы и допустить ведущие каналы Центрального телевидения на аэродром в Кубинке.
   Полковнику явно не по себе. Ещё живы в его памяти вмиг устаревшие  должностные инструкции, но которых никто не отменял. Такое массовое братание военных летчиков США и наших «Русских Витязей» затеяли в Кремле??
   Неожиданно для самого себя, я заявляю:
   - Федеральные каналы от проведения видеосъемок показательных выступлений пилотажных групп на аэродроме в Кубинке надо о т с е ч ь. 
   Капитан первого ранга военно-морской разведки (это он меня отыскал в стоге сена: морского офицера, члена партии, главное – окончившего ВГИК, но без московской прописки) Александр Божжов белеет, глядя на меня. «Что ты несешь?» - читается в его недоуменном взгляде.
   - Иначе мы никогда не выйдем в эфир со своим логотипом, – продолжаю я, воспользовавшись вдруг возникшей паузой. – Тем более, у Министерства обороны России никогда не будет ни своих фирменных телепередач, ни своего т е л е к а н а л а.
   - Что? Что?? – замирает наш генерал, как океан перед бурей. – С в о е г о телеканала??
   Сейчас этот некогда грозный генерал давно сидит в Госдуме, и он забыл некогда подчиненных ему творческих людей. И мы все помним, и эту первую минуту эфира родного Министерства обороны России, помним.
   Понимаю и чувствую, что наш генерал интуитивно догадывается, о чем идет речь, и чем это все может закончиться: Военным телеканалом.
   - Что такое Логотип? – не мудрствуя лукаво, спрашивает он.
   - Словесная часть товарного знака, или торговая марка, – и не давая опомниться генералу продолжаю, как на экзамене в институте.
   После строгих взглядов Сергея Бондарчука и Сергея Герасимова, послеперестроечный  генеральский гнев меня больше забавляет, чем страшит.
   - Требования к логотипу: запоминаемость, универсальность, оригинальность, ассоциативность, - не останавливаясь и не объясняя сути слов, я все же боюсь быть не понятым. – Выразительность, функциональность, лаконичность, уникальность! – бью словами в одну точку.
   Выпускник Академии Генерального штаба наш красавец генерал–лейтенант имел природную смекалку и слушает меня не только внимательно, но и с пониманием.
   - Идеальный логотип должен решать несколько  основополагающих функций: Фатическую, экспрессивную, референтную, импрессивную, поэтическую и так далее! – на своем поле боя генералу меня не одолеть.
   - Пожалуй, ты оговорился, – пытается поправить меня наш бородатый оператор Михаил Зверовой. – Наверно, «фактическую»?
   - Именно, «фатическую». Чтобы высказаться и встретить понимание, – поясняю я.
   - Считайте, вас поняли, – неожиданно заключает генерал. – Фатически! – и рассмеялся. – Какой вы предлагаете логотип?
   Я делаю паузу:
   - «ВОЕН – ТВ».
   Все присутствующие в кабинете начальника Главного  управления по работе с личным составом Минобороны замирают.
   - Россия разве воюющая страна? – не выдерживает Александр Божжов. – Я понимаю, во время Великой Отечественной войны был уместен логотип «ВОЕН-КИНО». Но сейчас??
   Никто из присутствующих  военных не хочет произносить вслух названия горячих точек: Абхазия, Грузия, Нагорный Карабах, Приднестровье , Северная Осетия, Южная Осетия, Таджикистан. Все же это не война.
   Каждый из нас вспоминает свое. Мне запомнились на всю жизнь слова офицеров, детей которых мы забирали самолетом на каникулы в пионерский Дальневосточный лагерь «Океан» в июне 1992 года. Тогда уже война дышала детям в спину.
   - Всё это закончится большой Кавказской войной, – с горечью предрекают кадровые военные.
   Я слушаю эти пророческие слова и не верил в них до конца, несмотря на удручающие картинки, когда в спешке наши войска покидали аэродром Вазиани.
   - Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется, - вдруг  подытожил генерал. – Приготовьте логотип «ВОЕН – ТВ». Но реально его использовать исключительно по моей команде. Если мы отсечем ведущие телеканалы от видеосъемок «зерна сюжета», выпускающие продюсеры не составят нам «заговор молчания»? – обеспокоился начальник Главка.
   Надо отдать ему должное, генерал успел ухватить несколько специальных терминов, главный из них - знаменитое «зерно сюжета», которое я придумал из «зерна роли» Константина Станиславского.
   Успев изучить театр телевизионных действий, я не сомневался в алчности и всеядности выпускающих редакторов Центрального телевидения, падких на такого рода сенсации.
   - Сюжет проглотят, – заверяю я генерала-афганца.
   - Смотри. Мы ВГИКов не оканчивали, – с угрозой в голосе подытожил разговор начальник Главка.
   Военные отпускают нашу гражданскую съемочную группу восвояси. А генерал начинает обзванивать друзей по службе и учебе, чтобы лишних видеокамер  не было на взлетном поле Кубинки во время «Ч».

продолжение следует