Степной ковыль Гл. 27

Клименко Галина
Гл.27


Красавец Урал...
Здесь все слова будут лишними. Потому что никогда не опишешь и не расскажешь о нём правильно. На самом деле он лучше. В тысячу раз.

Лиде, жительнице степей, где нет лесов, а лишь лесополосы и малые рощицы, сначала подумалось, будто ей всё это снится.
Она трое суток ехала в плацкартном вагоне, экономя деньги. Мало ли, что её ждёт на конечной? Возможно, придётся поворачивать обратно да покупать где-то в деревне небольшую хатёнку, и пусть все думают, что она укатила на Урал.

Лидия устала, она уже и не рада, что затеяла такое длинное путешествие. Ей хотелось поспать в нормальных человеческих условиях, чтобы не трясло и, чтобы не чувствовать посторонние запахи, например, доносившиеся из туалета или "амбре" пота вперемежку с грязными носками. Также она мечтала съесть тарелку супа, а не питаться всухомятку, покупая пирожки и булочки на очередных вокзальных станциях. Но больше всего Лидия грезила искупаться под душем, уже не говоря о ванной. В поезде, как известно, никаких удобств, она протирала себя влажным платочком, закрывшись в ужасно грязном туалете, но разве это гигиена?

А ещё её раздражал один мужчина, который пытался за ней ухаживать. Его место было не рядом, но он периодически стоял возле окна, что находилось напротив Лидии. Заговаривал с ней, но Лида лишь кивала, всем видом показывая, что ей не нужны случайные шуры-муры. Высокий мужчина, в очках, представлялся ей дотошным "ботаником", а таких людей она терпеть не могла ещё со школы. Они ничего не сделали ей плохого, а только потому к ним подобное отношение, что эти "господа учёные" очень большие зануды и до которых не доходит с первого раза, что в их обществе она не нуждается.

Но представитель сильного пола усердствовал. Отрекомендовался Алексеем. Лида притворилась, будто не расслышала и не назвала своё имя. Потом он призвал её взглянуть на пейзаж и сообщил, что три года назад он был здесь с экспедицией и, буквально, через пол-километра, тут начинается болото.

Лида даже разозлилась. Ну зачем ей нужно знать о каком-то болоте и каким образом оно может вызвать живой интерес?

Наконец, через два дня, мужчина понял, что дама не желает с ним разговаривать. А что до этого она не проронила ни звука, то он просто не заметил.
Лида, облегчённо вздохнув, уснула, а утром, она ахнула, обнаружив за окном удивительное волшебство. Раньше женщина думала, будто подобное только на картинках бывает или иногда показывают по телевизору.

Всё чаще на пути стали попадаться хвойные заросли, сменяя берёзы и осины. Хотя последние тоже росли на каждом шагу. Появлялись и степи, но не сравнить их с теми, что простирались в её родном краю. Какие из них в худшую или, может, в лучшую сторону, сразу и не скажешь, но степи очень даже разнились. Картинка менялась постоянно. Леса уступали не очень высоким холмам, поросших у подножия различным кустарником. Потом, вдруг, как ниоткуда, возникали ели и пихты, отдавая эстафету обширным травянистым полянам.
А сколько тут водоёмов разной величины - не сосчитать! Это можно засвидетельствовать, не выходя из поезда. Вряд ли где их больше.

Раиска рассказывала Лиде, что в основном, Урал привлекает народ из-за водного туризма на байдарках и всевозможного вида судёнышках, предназначенных для этой цели. Кроме сплава по рекам, тут ещё проводятся запоминающиеся, яркие фестивали и соревнования между командами. Причём в них одинаково принимают участие и мастера спорта, и новички.
Также туристов манят к себе пещеры, особенно те, куда не ступала нога человека. Отчаянные экстремалы! Но если бы не они, то в мире многое бы ещё не знали.

Почти все реки тут капризные, своенравные и очень непокорные. Но стоит взглянуть на живописные берега, как сразу забываешь об опасности. По обе стороны водоёмов растут хвойные деревья, а огромным шатром возвышаются над ними величественные дубы. Сердце заходится и дух захватывает от такой красоты.
Женщина всё это помнила, как Раиска с восторгом и гордостью поведала ей об Урале. Лида верила каждому слову, даже то, что она в этом краю забудет обо всех своих жизненных неурядицах. Когда человек сменяет обстановку и почти весь световой день занят приятной работой, то так оно и есть, когда думать о негативах?

Потому Лида и едет сюда. Сейчас ей очень плохо на душе. Всё время тянуло плакать и перебирать в памяти недавние события. Но это прошлое, даже если ему всего несколько дней. Оно уже не вернётся и его, действительно, надо искоренять. Только как? Кабы дело касалось чего другого, а то ведь сын... Лида верила, что многое уйдёт в никуда, но вот Никитка так и будет постоянно стоять перед её глазами. Нет, она не собирается вечно хранить в памяти его грубость в отношении неё, это пустое. Но какого же красивого ребёнка она родила! Лида невольно улыбнулась.

"Жаль, что не довелось познакомиться с его супругой, но, надеюсь, сыночек нашёл себе достойную девушку. А там, может, и детки уже есть, а я и без понятия...
Боже, как страшно привыкать к тому, что я лишняя в этой семье, никому не нужная. Внуки не будут знать свою родную бабушку, а если и будут, то только с плохой стороны. Господи, как же муторно-то на душе... И почему я раньше не догадалась, что с возрастом я по-иному буду смотреть на эти вещи?
Да, скучала я поначалу за Никиткой, страдала иногда и считала себя плохой матерью. Но как-то это быстро проходило, настроение менялось моментально, если перед глазами вдруг возникал Корбут, который в редкие месяцы дарил мне дешёвый букетик тюльпанов. Тогда считалось, будто это главное в жизни, а теперь мысли текут совершенно другим, непривычным для меня руслом. Главное - это семья, а никакой не Корбут, который, по сути, никогда ей не принадлежал. Какой нужно родиться наивной дурой, все годы напрасно ждать от него подачки, чтобы взял в законные жёны и, чтобы прописал в своей квартире?! Да это уже стало понятно, ещё с первых недель.
Следовало вылечиться и сразу домой. А вот тогда, глядишь, и судьба бы моя стала намного краше, нежели настоящая.
Счастливый Васька, он, если заблагорассудится, каждый день может общаться с нашим сыном... Вернее, с моим сыном... А ещё вернее, хоть Буранов и не биологический отец, но больше меня на Никиту имеет родительское право. Вот дожилась, как же паскудно, когда всё нутро переворачивается от душевной боли и ни один человек на этой земле не силах мне помочь или как-то смягчить мои страдания.
Но почему? Ведь всякое существо заслуживает прощения. Даже на суде скидывают срок отпетым бандюганам. А я что, хуже них?
Наверное, хуже. Потому что тут дело закручено на ребёнке, совсем маленьком, которого мать оставила на чужого мужчину. Да что тут крутить-вертеть, будто речь идёт о какой-то посторонней матери? Надо смотреть правде в глаза - это я бросила своего сыночка на совершенно чужого ему дядьку.
Боже, хоть бы приехать побыстрее и отвлечься, иначе я не вынесу, брошусь с поезда и на этом всё закончится. Но нельзя, Господь не прощает самоубийц. Потом всё время гореть в аду. На земле мучаюсь и там мучения. Да и жить хочется, если по правде. Видеть внуков своих, радоваться на них, хоть издалека... Соне надо написать по приезду, только она одна сообщит мне какие-либо новости."

Лида отвлеклась немного на каких-то птичек, перелетающих с дерева на дерево. Она таких никогда и не встречала. И как же здорово в такие мгновения, когда твои мысли заняты совсем другим. Создаётся такое впечатление, вроде она нормальная женщина, как и все, а просто едет на Урал навестить свою подругу. Побудет там, полюбуется местными пейзажами и, как порядочная мать и бабушка, возвратится в семью, где её с нетерпением ожидают.

"Ну вот, опять накатило...
А всё-таки я напрасно на Ваську бочку качу. Просто я завидую. А должна кланяться ему за всё, что он сделал для моего сына. И его жене. - но тут же Лида скривилась, она поняла, что ревнует к Василю его же супругу. -  С чего это я? Кто мне не давал стать женой Буранова? Сама убежала от него, бросила и вышла замуж за Максимку. Ничего не имею против Максимки, но, вот эту Дарью Григорьевну - просто ненавижу. За что? Она не отбивала Ваську у меня, а наоборот воспитывала моего мальчонку: ночами не спала, лечила, когда болел, переживала, когда он сдавал какие-либо экзамены. Всё равно ненавижу. На её  месте должна быть я, но... И снова вопрос: Кто не давал? То бы Васька и не ведал, кто такая та Дарья Григорьевна. Даже, если бы она ему встретилась на пути, он бы и не взглянул в её сторону, потому что так сильно любил одну девушку, Лиду Панову. Эх, вернуть бы всё обратно...
Нет, то, что я раскаиваюсь, это уже хорошо. Значит, совесть у меня есть. Значит, я человек. Значит, ещё не всё потеряно... Ой, да чего уж там не всё потеряно, если всё, что можно потерять, я уже потеряла. Потому и не надо себя жалеть, много чести."

Пришла проводница и объявила, что ресторан приглашает на вкуснейших цыплят табака. Лида проглотила подступающую слюну.

"Ещё бы деньги были на тех цыплят. Мне надо экономить каждую копеечку. А на базе, по словам Раиски, в забегаловке бесплатно кормят тех, кто в ней работает. Ну что тот коттедж или вагончик? Это всё государственное, а мне охота своё жильё прикупить, чтобы никто не смог меня из него выселить. Когда постарею, то в забегаловке я и даром не буду нужна, потому и крышу над головой у меня конфискуют. А старость не за горами. А если это свои квадратные метры, то тут уже совсем другая песня..."

Лида закрыла лицо руками, теперь она, как говорится, всей шкурой ощущала, как же непредсказуема человеческая жизнь. Стоит ступить на пол-метра в сторону и ты уже в трясине, из которой редко кто выходит в целости и сохранности.

"Какая я сволочь! Даже родительский дом продала. Ну где в это время находились мои мысли, чтобы такое сотворить? Пусть бы Сонька так и хозяйничала в нём, никто ведь не в курсе, что завтра или через месяц предстоит мне испытать? Но я тогда расстроилась, что никому и даром не нужна, вот и решение неправильное сгоряча в головушке закрутилось... Сонька сказала, что ей я нужна. И Раиска не против со мной подружиться. Но подруги, это для души, а для сердца нужны родные и близкие. А где они у меня? Мама с папой погибли, а сыночка я сама предала. Потому и на кладбище не захотела идти. Стыдно."

Лида достала из сумки коржик и пакет кефира. Это она купила на одной из станций. Поужинала, убрала за собой со стола и снова дала волю невесёлым мыслям.

"Странные у нас законы. Наша деревенская, Надька Малеева, всю жизнь лупит своих детей до синяков и никто её не лишал родительских прав, мол, воспитанием она занимается, чтобы пострелята выросли достойными людьми. А я и пальцем Никитку никогда бы не тронула, но не успела уехать, как уже и прав родительских лишилась."

Лида покопалась в своей памяти, пытаясь найти такой случай, когда бы родители подняли на неё руку. Так и не отыскала.

"Ну вот, мне бы с них пример брать, а я... А ещё пословица есть, будто яблочко от яблоньки не далеко укатится. Видимо, я далеко закатилась, либо ветер сильный тогда подул."

Женщина смотрела в окно, на улице темнело. Лес становился всё гуще, оттого и у Лиды всё больше оттаивало её измученное нутро.
Глядя на эту неземную красотищу, она представляла в самом лесу двухэтажный деревянный замок. А в нём поселились трое: она, Василий и Никитка. И счастливо так зажили среди зверей, птиц и сказочной чащобы. Не зря же молва идёт по белу свету, что те отшельники, которые посвятили себя природе, они намного чище душой и телом, а мысли у них совсем не такие, как у тех, кто проживает в обществе города или деревни. Её веселила пришедшая на ум фантазия. Мало того, она поверила, вроде это так и есть наяву.

"Нет, такому никогда уже не сбыться. Никогда. Прости меня, сыночек мой! Прости и ты, Василь! Непутёвая я и есть непутёвая. Хотя бы взять тот подростковый возраст. Это кто бы додумался в четырнадцать лет полюбить взрослого парня, вернувшегося из Армии? А я додумалась. И всё ведь шло отлично. Ну, там разочек родители мои пожурили Ваську, но нас это разве остановило?
Ох, бедный Василь... Он же так рисковал, если честно. Папа с мамой не шутили, между прочим. Они, действительно, собирались подать на него заявление в городскую милицию, если ещё хоть раз они прознают, будто он со мной по-прежнему встречается. Но парень не испугался, он продолжал меня любить и строить планы на наше будущее. А я, дура, всё профукала. Думала, что Корбут - это свет в окне. Угу, а выглянешь за окно, там света ещё больше. Такого мужика упустила. Теперь, та Дарья Григорьевна, живёт с ним и не нарадуется. Да мне спасибо говорит, что я его забраковала. Наверное, Васька и правда хороший, раз сама заведующая садиком, ни разу до того не выходившая замуж, пошла именно за него, несмотря на то, что у Буранова оказался ребёнок.
А интересно, общие детки у них есть? Сонька ничего не писала. Хотя... Все события были потом, а мы уже не переписывались.
Вот так и получается в любой судьбе. В молодости есть здоровье, но зато ум короток. В старости всё наоборот."

И тут Лида представила, как она, дряхлая и беспомощная старуха, в одиночестве умирает в покосившейся хибаре, где и воды поднести-то некому. Женщина вздрогнула от такого мысленного видения.

"Ну что же... - успокаивала она себя. - Бывает, что мать пятерых ребятишек поднимала, а в преклонном её возрасте, дети возьмут да переругаются между собой, кому, мол, родительницу доглядывать. Всякое случается. Но если мне судьба помирать, где-то в глубоком одиночестве, то так тому и быть. Приму всё безропотно. Заслужила."