Общность человеческая, прошлое и география

Записки Охотоведа
Ричард Хартшорн задачи географии характеризовал в рамках ее изучения «территориальной дифференциации земной поверхности», признавая исключительные способности данной науки к описанию отдельных «земных пространств».

В современном профессиональном понимании в данной парадигме общественной географии есть понимание того, что описания будет недостаточно, поскольку различная степень хозяйственного освоения и трансформации природно-общественных комплексов, региональные особенности размещения производительных сил, многоуровневая специфика природопользования, транспортно-географические, демографические, социальные, экологические факторы в их бесконечном взаимодействии формируют исключительное разнообразие геосистем неопределенной размерности.

По нашему мнению, следует использовать самые различные теоретические принципы и методические приемы для делимитизации крупной территории, в практическом аспекте более важна возможность организации общей информационно-технологической основы, которую, на наш взгляд, следует формировать с помощью многопользовательской информационной системы как ключевого условия междисциплинарных исследований. Но «информационная среда отдельной территории представляет собой «слоеный пирог», каждый из слоев которого, и они вместе оказывают определённое влияние на эволюцию территории, территориальные хозяйственные и общественные структуры» (С. 18).

И здесь одним из наиболее актуальных вопросов является интеграция имеющихся наработок и интеграции с технологиями, что на наш взгляд, возможно и необходимо выполнить в рамках исследовании тематики взаимодействия человека и природы.

По мере роста научного знания  когнитивные  границы науки постоянно расширяются, что изменяет представления об относительных и  абсолютных  ее  пределах. Вспомним здесь, что слово" предмет" возникает впервые в 18 веке как перевод с латинского объекта или  obiectum ( поэтому). Теоретическое представление как таковое будет предметное противопоставление, и оно не позволяет выявить сущностную полноту природы.

В этой связи, в объяснении данного типа модели необходимо общепсихологическое знание гуманитарного характера (исследовательские, объяснительные и интерпретационные) представляют собой концептуальные схемы, логики, когнитивные техники, структуры, типологии, многомерные классификации и континуумы, каждая в своей основе транслирующие некую идею.
 
Напротив ныне проявляется особая роль «инструментализации» жизни, которая презентуется как взаимодействие исследователя и установки («прибора»), экспериментальные результаты которых обеспечивают многообразие «съема» различных проекций реальности. В этой связи любая серьезная проблема осознается и мыслится в обществе как проблема технологическая.

Ведущей установкой в географии становится восприятие мира как многомерного пространства со сложной системой связей и зависимостей. Мышление приобретает обобщенное, универсальное восприятие объективного мира в качестве собственно целевой интенции. Как следствие возникает и все более расширяется арсенал средств и способов достижения свободы в стремлении присвоения объекта как средства удовлетворения своих нужд.

Определение границ человеческого познания и развитие эффективных форм познания предстают тогда остроактуальными именно в современный период, когда присутствует избыточность информационного потока, оказывающего исключительное воздействие всю жизнь и окружение человека. Одной из важнейших характеристик окружающего человека мира является топос, которая характеризует особую, характерную для античного мира сопричастность человека своему местонахождению, положение человека в природе.

Здесь мы кладем в контекст рассмотрения данного сообщения некий предельно обобщенный географический подход (и применяем некоторые ведущие географические концепции) к признанию и использованию категорий пространства и времени, а также разделяем и используем идеологию широкого понимания гуманитарной географии.

Этнические маркеры формируются в современных условиях на различных принципах в зависимости от того, как и чем будет отличаться одна общность от другой. Не рассматривая здесь критику его положений, особенно в связи с теорией пассионарности, обращаю внимание на одну из интересных, но не очень интересных работ, рассматривающих творчество Л.Н. Гумилева, опубликованного в журнале "Человек".

Так В.Д. Захаров критически разбирая смысловую наполненность термина и его смысловые критерии "этнос" обращает внимание на то, что хотя "Этническая принадлежность обнаруживается в сознании, но сама она не есть продукт сознания - нельзя сознательно, по договоренности объединяться в этнос" (С. 43).

Получается сущность отдельного явления или процесса познания таким образом не делится и рассматривается изолировано, скорее она должна быть понята в системе целого. Именно поэтому в последние полвека интенсивно развития геоинформационного моделирования и имитационного картографирования, обеспечивших введение нового класса идеальных объектов, рождение особого языка карты, организации и анализа геоизображений, организует все более улучшающуюся систему наглядного представления объектов и систем.

Для И. Канта география – это дисциплина, собирающая и организующая своим инструментарием частные знания о природе. Фердинанд Рихтгофен замечает, что в географии выявляются связи в отношениях человека с живой и неживой природой. Карл Риттер формулирует тезис о том, что география описывает взаимное соотношение местностей в своих особенных, как и в общих законах, имея предмет ом исследования пространство земной поверхности.

В то время как истоки современной географии в равной степени обязаны физико-географическим направлениям, тем идеям, возникшим еще в рамках натурфилософии, не отделяемых от природы описаний новых территорий, стран и городов. В немецкой географии Отто Шлюттер доказывал, что изучение ландшафта как сочетания объектов, доступных человеческому восприятию с помощью чувств, возможно через пояснение такой специфике в культурном ландшафте.

Альфред Геттнер убеждал нас в том, что что географическая концепция включает в себя как минимум две объективно различающиеся между собой проекции. И это, во-первых, фиксация и описание отдельных географических явлений по планете. С другой же стороны, география исследует существование и совместное действие различных явлений в одном месте, «охватывая» все царства природы, а вместе с ним и человека.

В.Н. Татищев так выразил свою мысль о взаимосвязи истории природы и истории человеческого общества: «Где, в каком положении или разстоянии, что учинилось, какие природные препятствия к спо­собности тем действам были, також где какой народ прежде жил и ныне живет, как древние города ныне именуются и куда перенесе­ны, оное география и сочиненные ландкарты нам изъясняют; и тако история или деесказания и летописи без землеописания (географии) совершенного удовольствия к знаниям нам подать не могут».

Позднее следует отметить немалый вклад в изучение взаимоотношений человека и среды сделали французские и английские географы…Питер Хаггет, по мнению Ю.Н. Гладкого, обращал принципиальное внимание на изучение пространственных и экологических систем, а также на выявление взаимосвязи человека и окружающей среды в рамках конкретной территории.

Фред Шефер определял географию как науку, связанную с формулированием собственных законов, управляющих пространственным распределением определённых явлений на земной поверхности. Исайя Боумэн, применительно к географии, отмечал, что весь мир состоит из районов, а каждый район индивидуален и узнаваем по-своему через «постижение тех земных качеств, условий, общих черт, поддающихся измерению систем и взаимодействий, которые позволяют нам взглянуть с пониманием на человека в его отношениях к всепроникающим элементам региональной окружающей среды».

Резюмируем, по: С.А. Лебедеву, в философии изучением деятельности по получению всеобщего, необходимого, доказательного истинного знания занимается эпистимология или философская теория научного познания. И если в предыдущий период, прежней целостности научного познания природы планеты и человека, к примеру, один из основателей антропогеографии – Ф. Ратцель ввел понятие «давление природы на человека, применительно к «диким» и «полудиким» народом, и особенно в прошлом, которое мы способны увидеть много позднее, уже по результатам такого воздействия, отразившимся в языке и исторических источниках.

География в ее профессиональном кодировании кардинально сменила свои приоритеты во второй половине ХХ в. в эскалации своего внимания к глобальным экологическим проблемам и усилению важности и внимания к геополитике. Именно в этой связи, в современном научно-практическом, общественном, политическом дискурсе пока широко распространен нормативный и сложные научно-аналитические подходы к выделению и интерпретации «регионов знания», но этого способа уже явно недостаточно.