Ностальгия или Алек-2019 02-04. 08. 19

Василий Овчинников
    1.  Меня вывозят.
   
    Как всегда, начинаю думать и готовиться заранее.
И семья уже привыкла, что эти дни  в календаре для ПапоДеда - особые.

    Как-то так получилось, что в моей немаленькой семье я один не за рулём. Поэтому меня вывозят.
    Сегодня обе дочери пока за пределами доступности. Сын на работе. Но есть ещё Лёша - Папа старшего внука. У него  пятница тоже рабочая. Поэтому в его "Патриот" грузимся и выезжаем в пять утра.
    В семь утра, зарулив по инерции аж на Серебряное озеро, выгружаемся на Жуковом. Мы на площадке первые.
    Лёша, выгрузив нас ещё и на работу успевает вовремя.

    Нас пока только трое, Не спеша ставим три палатки на нашем прошлогоднем месте. У внуков старшего Миши, пятнадцать лет, и среднего Роберта, десятилетки, под руководством деда всё получается довольно быстро.

    Обхожу озеро. Странно. Место лагеря соревнований самое чистое. Это наверное от того, что с этой стороны берега не песчаные. Дикий отдыхающий любит погреть пузо на песочке, здесь же и костерочек развести, здесь же и мусор после себя оставить. Да и по большому подтереться ему лень подальше отойти.

    На горочке в стороне от озера неслабый табор, человек на двадцать. Подошёл. Вьетнамцы? Нет, не без гордости говорят, что тувинцы. Земляки министра обороны. Давно во Пскове живут, нет нет да выезжают на природу своей маленькой диаспорой.

    Часам к одиннадцати подъезжает Роман Тихомиров с бригадой.
Он уже второй год главный организатор "фестиваля активного отдыха". Названия меняются, содержание старое. В советское время ориентировщики моего Электромаша успели провести тринадцать раз комсомольско-молодёжные спортивные слёты.
    Союз рухнул, Электромаш тяжело задышал - не до слётов стало.
    Эстафету подхватил Саша Алексеев. На базе своей фирмы он двадцать шесть лет подряд проводил традиционные соревнования на призы фирмы "Алек", которые теперь стали называться фестивалем активного отдыха.
    Сорок два года подряд. Редко какое начинание может похвастаться таким стажем.

    
    2.  Меня омолаживают.

    В июле мне исполнилось семьдесят.  Однако, в стартовом протоколе, вывешенном на информационный щит, группу "М-70" я не нашёл. Придётся бегать вместе с "молодыми" по "М-60". Соперники серьёзные. До призовых мест мне, похоже, не дотянуться.

     А пока хлопоты по обустройству лагеря. Всё уже так отработано, что получается как бы само собой. Но это только кажется. Просто ребята знают своё дело.

     Где-то после семнадцати начинается самое волнительное - массовый заезд.
Пересекаемся-то по этой жизни нечасто.  С волнением встречаю старых друзей. Со многими, дай Бог им Здоровья, знаком уже больше сорока лет.
     Подъезжают и мои. Сначала дочь с внучкой Верочкой, немного попозже невестка Валерия выгружает сына с младшим внуком Егоркой.
     Последними подъезжают наши соседи по деревне Пограничники: Папа Лёша, Мама Света и Ангелина, она перешла во второй класс, с Анжеликой - ей скоро шесть исполнится.
- Моя Команда в сборе.

    
    
     Крутой внедорожник. Саша Алексеев подъехал. Меньше месяца  прошло после последней операции. Пока на костылях.  Но настоящего орла узнают не по гордому полёту. А по тому, сможет ли он вновь взлететь больно шлёпнувшись о землю. Нам не привыкать. Сегодня на костылях, завтра, дай Бог здоровья, вновь побежим.
     Саша достаёт смартфон, открывает клип, говорит, подарочек для тебя. Лежал после операции, песня понравилась: "...Раньше было мало секса, но было больше Любви, раньше было меньше денег, но было больше Дружбы..." и так далее. - Ностальгия. Что ни говори, а большая часть души осталась в тех временах, которые некоторые сейчас пытаются называть совковыми.

    

    
     3.  Меня покупают.
    
     Первым номером программы ночное ориентирование.
Три этапа эстафеты, М+М+Ж и чтобы в сумме по возрасту участников было 120 лет.
Для того, чтобы справиться с дистанцией ночью, надо более менее регулярно вставать на старт.  Три года назад,  круто пролетев, http://www.proza.ru/2017/12/25/341 я решил, что ночные приключения уже не для меня.

     Но за час до старта первого этапа поступило неожиданное предложение от Коли Матроса. Легендарная семья Николая Александровича Иванова уже много-много лет проводит на слётах-фестивалях соревнования по технике водного туризма. Его сын, тоже Николай Иванов, мастер спорта России по ориентированию, очень хочет пробежать, но сейчас, дела задержали, едет из Питера и не успевает на старт первого этапа. Если я стартую первым, девочку на второй этап они найдут, Коля как раз успевает на третий этап...
     В общем, предложение от которого невозможно отказаться. Заявляем команду, стартовый номер "13" - для меня счастливое число.

      Старт! Стараюсь поначалу не рвать. Тем более, что первый перегон метров четыреста через заросшее багульником болото. Когда-то здесь был пожар, сухие стволы полегли. Под багульником ночью их не видно. Передо мной резво бежит рослая девчонка. Зацепилась за стволик, расстелилась плашмя. Метров через сто повторила. Удачно, встала. Выхожу вперёд. Но метров через пятьдесят и я клюю носом.
      Девчоночка снова впереди. На КП выходим вместе. Проверяю номер - моё. Отмечаюсь и вбок, снова по болоту на второе. Уже втянулся. На третье, запрятанное в лесной зелёнке выхожу удачно, одновременно с лидерами. Отметился на четвёртом. Дальше их скорости мне не по силам. Паровоз уходит вперёд.
      Ровненько отрабатываю вторую половину дистанции. На финише, -  Коля Матрос времени зря не терял, - меня уже ждёт новгородская девчоночка. Десятый - это для меня совсем неплохо. Через сорок минут стартует успевший подъехать и Коля молодой. Хотя, не такой он и молодой. Отец двоих детей. Конечно, с сильнейшими нам не тягаться, но седьмое место  из шестнадцати команд - вполне достойный результат. Главное, удовольствие получили.

    
     4. День второй.


     "Друг мой, бессонница". Как бы ни уставал, в пять утра уже начинаешь ворочаться.  Помучавшись с полчасика, вылажу из палатки. Рядом на горочке шевеление. Это Серёжа Тарасик со своим кокер-спаниелем Умкой костерок раздувает.
Душевный мужик, мастер спорта России. И тоже, получается, мой одногруппник. Только он в отличие от меня совсем недавно стал "М-60".

    С утра холодновато. У меня один способ согреться - утренний заплыв. Серёжа, глядя на меня, делает "Бр-рр". Над озером густое молоко тумана. Вода по сравнению с зябкой влажностью утреннего воздуха кажется тёплой и ласковой. Минут через десяток вылажу на берег словно помолодевший.

    В девять утра врубается музон. Общий подъём: "Вздох глубокий. Руки шире..." - Девчонки проводят утреннюю зарядку для самых маленьких и не только.

     Детское ориентирование на маркированной трассе. В прошлом году от нас участвовал только Егорка. Пятьсот метров по лесной пересечёнке, и не просто пробежать, но и отметиться на семи КП без подсказок наставника для пятилетки не такая-то и простая задача. Мои внуки не по годам рослые и довольно развитые. Но папы и мамы у них не ориентировщики, на соревнования с детьми регулярно не выезжают. В этом году мы решили особо не стесняться. У внуков опытные наставники: у Егора Папа, у Верочки дедушка. Оба вечером на награждении с радостью получили и грамоты, и символические призы.


      Главный вид соревнований для взрослых - ориентирование.
      В старые времена не только на нашем Эдектромаше, профсоюз не жалел средств на развитие массового спорта. Помню договор с нашим директором Станиславом Владимировичем Демидовичем. Его сыновья мечтали ходить под парусом. Создали заводской яхтклуб. Создали и футбольную команду. Спортивное ориентирование? Представьте план, составьте смету, я утверждаю, вы работаете, и чтобы я больше об этом ничего не слышал. Что ещё надо?
      Союз накрылся вместе с добрыми начинаниями.
      Саша Алексеев двадцать шесть лет подряд проводил традиционные соревнования,  щедро финансируя их из доходов своей фирмы.
      Фестиваль активного отдыха на частичной самоокупаемости. Сумма взносов с участников соревнований по спортивному ориентированию можно сказать символическая. Но всё же...

      Толик Кубарский показывает старую чёрно-белую карту Жукова озера. Говорит, в гараже нашёл. Мы её рисовали аж сорок лет назад. На полях карты фамилиии авторов: Кубарский, Холмов, Алексеев, Тихомиров, Васильев. Спрашивает, не обидно ли платить за право пробежаться по своей карте. Не обидно. Времена изменились. Да и не суть важно в чьих руках теперь дело, главное, оно живёт.

      Регистрируюсь, плачу за себя и внуков. Возвращаемый залог за ЧИПы? Собираюсь бежать к палатке за кошельком. Димка Никитин останавливает Татьяну: с него не бери, куда он денется?

       Ориентирование в заданном направлении ещё называют классикой. 
       Дистанция у ветеранов почти в два раза короче, чем у мастеров элиты. Но четыре с половиной километра в плане по лесной пересечёнке - это тоже кое что да значит.
      Старт ровно в полдень. У меня двадцать седьмая стартовая минута. До меня стартуют все мои старики. Их не догонишь. А вот меня перед третьим КП достаёт Володя Кожевников. Шестьдесят ему пару лет назад исполнилось.

      Кажется, совсем недавно рекомендовали молодого специалиста с нашего завода на службу в КГБ. И вот он уже и пенсионер, и "настоящий полковник".
      Володя стартовал через минуту после меня. Слегка добавляю, и этого хватает, чтобы, контролируя лидера, уверенно держаться на хвосте. В тандеме и скорость у нас повыше получается. На подходе к очередному КП, пока Кожевников отмечается, я спокойно успеваю притормаживать и намечать маршрут на следующее.
     Опять Толик Кубарский, он на два года постарше меня и непререкаемый авторитет для меня в спортивном ориентировании, будет ругаться, что я не настоящий ориентировщик. Но не отворачивать же мне специально в сторону? Я тоже когда-то был мастером спорта, аж всего Советского Союза, но в отличие от мастера Кубарского, не по ориентированию, всего лишь по гребле на каноэ.

      Через три КП длинный тягун через багульниковое болото. Чувствую, что сил у Вовки поменьше чем у меня осталось. Выхожу вперёд и даже потихоньку отрываюсь. Однако через три КП перед четвёртым меня по рельефу заносит влево. Поправляюсь, всего каких-то двадцать секунд потерял. Но это не мало. На подходе к КП вижу, что Кожевников уже отметился и, прибавив, резво уходит. Догонять его я уже и не пытаюсь.
      Не особо и жалко. Ему победа нужнее. Дальше, до самого финиша, без ошибок. Второе место по "М-60" для меня совсем и неплохо.


      Дети. Папа, Мама, я - дружная семья. На старте мои Пограничники. Папа Лёша, Мама Света, Ангелина и Анжелика. Немного сзади и в стороне пристраиваюсь и я. Хочется посмотреть, какие задания организаторы на станциях - этапах предложат участникам. Всего десяток минут вокруг озера, но для детей, Ангелине восемь, Анжелике семь, это совсем не мало.

      Детская полоса препятствий. Примерить альпинистскую обвязку и, вперёд. Верёвочная переправа, "обезьяний мост", горизонтальная паутина, проползти через "тоннель", метко отстреляться - всё не так-то и просто.

      Техника водного туризма. Предложил Коле в состав команды как когда-то в старые времена включить маленького пассажира. Но на него третий спас жилет не прихватили. Так что в экипаже "М"+"Ж". Прохождение ворот на скорость. Прямые, обратные, передом, задом. Хотел поучаствовать. Но что-то резко похолодало. Да и меня, старого гребца, никто не "покупает". Самому напарницу старому деду искать как-то не с руки. И приустал я что-то после ориентирования. Ладно, обойдёмся.

      Климатическая аномалия. Свежий ветер с озера, временами холодный дождь. Даже строительную полосу препятствий решили отменить.
      Прикинув, что на воскресенье детской программы уже не будет, кое кто с маленькими детьми решает ограничиться одной ночёвкой. Сворачивают лагерь и отъезжают и мои "Пограничники". Конечно, жаль. Но при таком холоде в озере уже не поплещешься.

      Погода не помешала провести вечерний концерт. Традиционный фейерверк в пасмурных сумерках отгремел пораньше, и я, под ритмы дискотеки, по стариковски завалился в палатку.


     5.  День третий.
     С утра снова тихо и солнечно. И уже вошедший в обычай утренний заплыв.

     К девяти утра, как было условлено накануне, Лёша подъехал. Собрали наш лагерь, внуки отъехали, и я, оставшись один с лёгким рюкзаком, перекочевал к Коле Матросу.

     Ориентирование по выбору. Полторы сотни человек встали на общий старт. Впереди молодёжь. Элита и опытные старики в задних шеренгах. Кожевникова что-то не видно. Не подъехал. Наверное, ему и вчерашнего хватило.
     Розданы карты, до старта они под ногами, смотреть нельзя.
     Старт! Толпа рванула вперёд. Я, прикинув, что на первом КП будет давка, спокойно побежал вбок.
     На карте двадцать КП. Мастерам элиты надо отметиться на семнадцати из них. Старикам достаточно и тринадцати.
     Дистанция скоростная, захватывает. Не считая, собираю отметки. Финиширую. Компьютер выдаёт распечатку: "Поздравляю". Но Татьяна Никитина, она главная за финишным компьютером, говорит, что я по времени не первый. У меня отмечено аж семнадцать КП  вместо тринадцати, лишние - не в счёт. Говорю, что трудно остановиться было. В чемпионах Толик Кубарский, второе место у Михаила Иванова, он тоже в прошлом гребец-байдарочник - мужики взяли реванш за вчерашнее. Мне и бронзы достаточно. Главное, что проверился: бежится в удовольствие, и крыша не едет. Значит, пока не старею .



     6. Меня везут домой.
    
     Загрузили и увязали на прицеп байдарки. Свернули палатки. Пока Коля собирает и укладывается по мелочам, решили сходить за черникой. В верховых болотцах за озером её много. Далеко не ушли. Верочка оказалось, не ходок. На первой же черничной полянке села, говорит, мне и здесь хватит. Черника, голубика, за пару часов набрали литра по четыре. Пора и возвращаться.

     Первый заехал, последние отъезжаем. Бросаю взгляд на опустевший лагерь - всё убрано, ни одной бумажки. Как будто полтыщи человек три дня и не стояло. Культура.

    
       
       

     И первая ночь дома. http://www.proza.ru/2019/08/07/662


     7. Альтернатива.
     От Толика Кубарского узнал о предстоящих всероссийских соревнованиях ветеранов в Борбельково. Даже заявиться поспешил. Потом задумался. Три дня бегать всерьёз - для меня слишком роскошно. Картошка дома не выкопана. Да и внуки три дня без деда будут.
     Однако, всё разрешилось само собой. На неделе весточка поступила из Белоруссии. Сын Игоря Григорьева на 26 августа намечает выезд в Порхов. Задача - окончательно определиться с местом установки поклонного креста на родине Поэта. Только я могу провести экспедицию на место, где когда-то стояла наша деревня Ситовичи. Выбирать не приходится.

     Картошку выкопал, сын с внуком старшим Мишей помогли. В Порхов съездил. Определились и с местом, и с дальнейшими планами.
   
     Вернувшись, посмотрел результаты выступлений ветеранов по "М-70". Состав серьёзный. Кубарский еле-еле за третье место зацепился. Но он-то боец, посильнее и постабильнее меня будет.
     Так что, я, наверное, правильно сделал, выбрав главное. Это ещё вопрос, как бы, набегавшись под завязку, а на серьёзных стартах иначе и нельзя, справился бы в понедельник?


На фото. День третий.
         Старт ориентирования по выбору.
         Карты розданы, но пока под ногами. Счас полетим.