Творческая биография

Владимир Пименов
     Пименов Владимир Алексеевич родился в подмосковном Подольске 8 марта 1948 года в рабочей семье.
Дед  по линии отца Пименов Дмитрий, был конюхом в колхозе. Он  хорошо играл на гармошке и пел был весёлым человеком.В 1940 году большевики решили разрушить  деревенскую  церковь.
Дед Дмитрий спел частушку:
                Председатель горбунок,
                картуз белый,
                хочет церковь разломать-
                (...) так не делай.
Фамилия председателя была Горбунов, а ещё он был сутулый. Говорили, что он в детстве упал с забора, когда лез в поповский сад за грушами.
Утром  деда Дмитрия нашли  в конюшне с пробитой головой. Рядом стоял председатель колхоза и сказал: «пьяный был Митя и вот лошадь его и лягнула...воры все, все тащут из колхоза, кто сколько захватит...»...
-Да, но удар был сверху, а потолок в конюшне низкий. Вся деревня знала, что Дмитрий не пил (он выпивал стопку, ну две по праздникам). Бабушка Дуня осталась вдовой без пособия с кучей детей.
Брат деда  Михаил Михайлович был почтальоном и уважаемым человеком в деревне, вздохнув сказал:
«Эх! Если бы можно было обойтись с Этими типами, как Господь наш с торговцами во храме!»


1961 год. Умер муж старшей сестры отца Константин. Родня была большая. В церкви было много народу. После панихиды батюшка обратился к присутствующим:

- наша Молодинская церковь  Воскресения Христова, сооружена в 1703—1706 гг. на средства Ф. А. Головина. —ближайшего сподвижника Петра I, боярина, главы внешнеполитического ведомства.
 Между окнами висел портрет старинной работы. Священник подошел к нему , поклонился портрету и продолжал крепким голосом:
 -Фёдор Алексеевич был Первый кавалер высшей государственной награды — ордена Святого Андрея Первозванного.
Головин приказал церковь построить на месте «Битвы при Молодях в 1572 году». — крупное сражение, в котором сошлись в бою русские войска под предводительством князей Михаила Воротынского и Дмитрия Хворостинина и армия крымского хана Девлета I Гирея, включавшая, турецкие и ногайские отряды.
 Крымско-турецкая армия имела значительное численное превосходство, но была почти полностью перебита нашими богатырями. Это ваши предки, это ваша история.
Свечи горели не ровно и потрескивали. От этого лицо па портрете казалось живым. Глаза Фёдора Алексеевича расширились и он строго смотрел на людей, собравшихся в храме.

Ф.А. Головин был похоронен  в семейной усыпальнице —Симонова монастыря. В 1930-е годы монастырский некрополь был уничтожен властями вместе с надгробием Фёдора Алексеевича.
Сегодня траурный день –скорбим мы по усопшему Константину и сегодня (голос  батюшки  дрогнул) последняя моя служба в этом храме. Завтра церковь закрывают.
Когда батюшку увозили, он перекрестился и низко поклонился храму.

В 1961 год. До обещанного народу Коммунизма оставалось долгих 19 лет.
Молодинскую церковь  закрыли и переделали под  кинотеатр.
 Все церковные книги и вся церковная утварь бесследно пропала.

Прошлое ? –они его боятся.Его не просто изменили —они его уничтожили. Как можно доказать даже самый очевидный факт, если он существует лишь в твоей памяти и на твоих картинах?


В деревне Молоди есть проулок-называется Пименовский. Он ведёт к железнодорожной станции «Колхозная» Курской ж.д.
Этот проулок как дорога, простирающаяся за горизонт. Призраки пронеслись по ней в далеком прошлом и скрылись из виду.
...а  гармошка моего деда сохранилась. На ней играл мой крёстный -дядя Ваня.

Дед по линии матери-Хромов Василий рядовой ВОВ, умер сразу после Победы от ран.Его дядя Хромов (имя не сохранилось)был урядником в Одессе.
1961-1963 годы. Вовка Пима пробует себя в разных видах и техниках изобразительного искусства, правда, с разным успехом. Например, после  создания некоторых настенных росписей, которые вызывали такой  сильный эмоциональный отклик у зрителей, что отцу приходилось применять ремень.
            Были и успехи. Во дворе дома, где мы жили, был дощатый стол. На нём проходили баталии в домино. Сучок, похожий на глаз, кривая трещина, какие-то царапины. Всё это сильно напоминало голову Козла. У каждого мальчишки, в те годы, был перочинный нож. Несколько недостающих деталей и ...получилось! Вечером пришли с работы отцы и сели забивать «Вовкиного Козла»
На старой котельной штукатурка была потрескана и местами отвалилась. Кое - где отковырял, а кое - где залепил глиной, кое-  где пририсовал углём и получился конь с крыльями, а над ним облако похожее на Птицу –ангела:  босой, в коротенькой белой юбочке, развевающейся живописными складками, раскинув переливающиеся зеленоватыми тонами золочёные крылья.
            Чудесная Музыка. Любопытно, откуда она? Из старого репродуктора на столбе звучали только хриплые марши по праздникам.
           Давно не давал покоя  альбом для рисования, увиденный  в книжном магазине на Народной улице. Стоил он 17 копеек  (это 4 школьных пончика). Альбом был удивительно красив и притягивал к себе. Шероховатая белая бумага светилась.Уже давно была мечта купить этот альбом.  И вот этот счастливый день настал.Прибежал домой. Сел в проёме между окном и столом,  положил на колени альбом и достал из кармана карандаш, почему-то оглянулся по сторонам. Тот Человек, с картины в старой церкви, иногда появлялся в воображениях. Он говорил  очень тихо, коротко и строго:
 -Посмотри повнимательнее на белые листы альбома. Что ты видешь?
...- Вижу на них  незнакомые лица, какие-то сказочные деревья и горы, чудные города, людей в них, одетых в незнакомые одежды - они  занимаются  своими делами, и Птицу на стене старой котельной.


           Для кого, зачем и что я хочу рисовать?...
-Забудь: для кого и зачем.
-В Молодинской битве их было больше, но мы победили.
- Для будущего, для тех, кто ещё не родился...
-Зачем ?– Мы не могли не победить, а ты ...ты уже не можешь  не рисовать.
Чудесная Музыка...Любопытно - откуда она?
ДТС –детская техническая станция. Кружок выпиливания лобзиком и выжигания. Портрет Льва Толстого 50х40 см., выжженный точечками на фанере,  получил  первое место в городском смотре «Юные таланты Подольска» и  Приз-настоящую готовальню для черчения с настоящим, блестящим циркулем.

           Выжигание на фанере хороши для воображения и фантазий,
но от реальностей повседневной жизни  не уйти.
По радио пели:... трудовые будни, праздники для нас и обещали  советскому народу Коммунизм к 1980 году.
Жили мы тогда в коммуналке - это когда на четыре семьи один туалет и кухня, а вот те, кто сочинял патриотические  песни и обещал Коммунизм - ютились в отдельных квартирах и имели Гос дачи.
В кинотеатре «Летний»  (все его звали телятник) крутили фильм  «Пятнадцатилетний капитан» — советский чёрно-белый кинофильм 1945 года, экранизация одноимённого романа  Жюля Верна и понял, что надо помогать родителям. 

1963 год - принят  в строительно-монтажное управление учеником столяра.  Работа была тяжелая, а по вечерам учёба в  школе рабочей молодёжи. Иногда посылали в Трест сколачивать щиты и подрамники для праздничного оформления.  Трестовский художник-оформитель Ефимыч показал, как по клеточкам увеличить рисунок. Как нарисовать стенгазету, как писать транспаранты. Он рассказывал о сказочном мире- Искусстве.
           На  войну Ефимыч  пошел добровольцем со второго курса Суриковского института. Потом ранение, плен, бежал. После Победы пришел в родную Суриковку, но не приняли-был в плену.  Временами художник выпивал и приходилось заканчивать его работу.


1964 год. Столяра 1 разряда Пименова В.А.перевели работать инструктором физкультуры и художником-оформителем в СМУ.

«Слово «пропаганда» происходит от названия католической
организации Congregatio de Propaganda Fide (Конгрегация распространения веры), созданной папой Римским Григорием XV в 1622 году».
                Цитата от Ефимыча

 На пропаганду в СССР денег не жалели. В Красном уголке были краски, кисти, карандаши, ватманская бумага и много журналов. Срисовывал все картинки.

 Мама хорошо шила и у молодого   дарования были первые в Подольске белые, расклешенные брюки и рубашка навыпуск с пальмами и накладными карманами.

        Понедельник 8:00 утра в Красном уголке, между окном и бюстом Ленина, сидит мужчина не старше сорока лет, с усами и лихим чубом, играет на гармошке и тихо напевает:
                Когда б имел златые горы
                И реки, полные вина,
                Всё отдал бы...

       -Ты, Володюшка, мечтаешь стать художником?-Знаю, знаю...
        -А я мечтал  стать учителем в нашей деревне, да вот...
Неожиданно открылась дверь, и в помещение вошел Председатель Постройкома.
        - На вот ,Пименов, страна готовится к Первомаю. Надо написать объявление: В Красном уголке  лекция на тему:          
                «Рабочая династия».
                Явка обязательна!
          -А с кем ты тут разговаривал?
         - По радио передают народные песни.

Лекция. В первом ряду мы с Ефимычем, потом пустой стул, потом весь Постройком и конторские служащие.
        Лектор говорил с какой-то радостной интонацией, как бы обращаясь к каждому из присутствующих:...в современной социологии существует множество моделей социальной стратификации, но мы выделяем три класса: Высший-это, конечно же, рабочие. Средний-...
- (учителя, врачи  и т.п., а нисшие-художники)
-Врёт он всё - наклонился к пустому стулу Ефимыч:
ДИНАСТИЯ -от греческого dynasteia-это ряд царствующих лиц, имеющих одного родоначальника.

Истории не важно, кто ты по происхождению-важно, кто будут по происхождению твои потомки.

Рабочая династия Пименовых: мама закончила семилетку. Она училась хорошо и её направили в колхоз. Папа закончил ФЗО и был слесарь-водопроводчик.


 ИЗО-студия Дома культуры механического завода. Руководитель Лашин Виктор Алексеевич-член Союза художников и фронтовик. На стенах большой комнаты три полки с гипсовыми фигурами, мольберты  для рисования, высокие столики и стулья.
Студийцы люди взрослые рабочие. Многие мечтали поступить учиться в художественное учебное заведение.

1965 год. Первые выставки в ДК.
Натюрморт «Колокольчики».
   На окне стояла литровая банка с колокольчиками. Бабушка Дуня сидела у стола,  вязала варежку и напевала свой любимый романс Алексея Толстого:   
                Колокольчики мои,
                Цветики степные!
                Что глядите на меня,
                Тёмно-голубые?

Она говорила, что громкий звук колокольчиков отпугивает ведьм, боящихся шума.
Бабушка  воткнула спицы в клубок, положила своё вязание на стол и подошла к окну.
- Какой красные закат, завтра будет ветер.- Хватит мячтать ты, Володюшка, бери стул и начинай свою Картину.
        В ИЗО-студии Лашин долго рассматривал Натюрморт: колокольчики в стеклянной банке синие, за окном что-то красное, видимо закат, скатерть-охра золотистая в полумраке...Дикое сочетание по цвету, но всё срослось, всё получилось. Мне нравится.
        На открытии  выставки в ДК выступала зав. Отделом культуры горкома:
-Как говорила наш министр культуры  22 марта  1965 года на открытии  выставки работ К. С. Петрова-Водкина из собраний крупнейших музеев СССР... (но говорила она с такой пошлой певучестью, фальшью в каждом звуке, которые ,видимо, считались высшим искусством чтения в той ненавистной для народа среде, без которой она и не мыслила жить.)

-Простой советский Гений, продолжала увлечённо Зав.отделом, с потрясающим природным чутьём на гармонию и музыкальность на холсте, похлеще даже чем у (она заглянула в блокнот)...чем у Рафаэля...правой рукой она указывала на портрет рабочего Героя Соц труда, написанный художником-любителем слесарем завода ...

Коля Витвицкий тихо прошептал:  «от Перикла на старинном гобелене  остался выцветший овал», - кто такой Перикл , юный Пименов не знал, но вокруг Героя Соц труда , на картине простого советского слесаря, явно был виден светлый овал.
         Вдруг лицо Завотделом окаменело - это она увидела мои белые брюки.
        -Но некоторые слишком жаждут успеха без труда и...-она замешкалась. Зав. Отделом культуры, имя её забыто, да и было ли оно, приняла позу «пальто на вешалке» и направилась к выходу. За ней проследовал автор «Героя». (№ 15 «Впечатления».за спиной сидящего)
         Лашин часто устраивал воскресные выходы на Пленер по окрестностям Подольска. Кто-то из студийцев предложил  поехать на выставку художников центральных областей России «В едином строю»,  открывшуюся в павильоне тематических выставок ВДНХ СССР.
        Большой , светлый зал, белые и высокие стены были увешаны..(?!).Портрет «Героя Соц труда» с выставки в ДК механического завода г. Подольска. Картины были разные по размеру, но  лицо одно.
Пери;кл (с др.-греч. — «окружённый славой»);  - тихо плакал в углу.
Люди могут передавать через мимику в три раза больше различных чувств, чем в устной речи.
Например: Гоголь. «Ревизор». Немая сцена:
Городничий посередине в виде столба, с распростертыми руками и запрокинутой назад головою. По правую руку его жена и дочь с устремившимся к нему движеньем всего тела; за ними ... Мальчик, одетый в матроску: - Мама, мама, я сейчас описаюсь, -нудил он и пританцовывал.
           -Я тоже, но от смеха.  «Или я не туда попал? Скажи мне уважаемый Туземец: -Куда ведёт эта дорога? -Ты краснеешь, твой палец, дрожа, указывает на плакат: «Пивной бар- к вашим услугам. Пиво полезный и освежающий напиток».

1966 год.После окончания школы решил поступать в медицинский институт (?)- На экзамене по химии очень красочно рассказывал о нашатырном спирте: -Нашатырный спирт — водный раствор гидроксида аммония, бесцветная прозрачная жидкость с резким запахом. Применяется как лекарственное средство и для бытовых нужд. Для  выведения человека из обморочного состояния.  Подносим к ноздрям пациента пузырёк с нашатырём. Резкий запах. Весь организм человека обескуражен, он недоумевает.
Пацие;нт (лат. patiens — терпящий, страдающий) — человек или другое живое существо, получающий(-ее) медицинскую помощь, пытается вас схватить за горло или за руку. Первый признак, что человеку не так уж и плохо...
-Достаточно, достаточно! Экзаменатор (молодая  женщина) расхохоталась: вот и я сама втайне недоумеваю и дивлюсь, каким образом вы попали сюда.
Вы, молодой человек, перепутали ВУЗ. Вам надо поступать в литературный или (она с трудом сдерживала хохот) в театральный.
-Я не туда попал?
В 1968 году был принят в Московское академическое художественное училище памяти революции 1905 года (проще, и так говорили все, МАХУ-5 года) Дипломная работа-оформление музея палеонтологии Академии наук СССР в Москве на юго-западной окраины столицы, ул. Профсоюзная, д.123. Строительство здания уже началось. Получил Благодарственный лист от Президиума АН СССР.
Титов Юрий Александрович заслуженный художник РСФСР на последнем курсе вёл живопись. Напутственные слова: -Уже скоро вы получите долгожданный документ, в котором будет написано «Художник», но это только начало. Вы должны найти Себя, много работать, пройти через самую узкую дверь, которая ведёт в самый широкий простор - получить звание Художник.
         «Идущий следом за другим ничего не найдёт, потому что не ищет».
                Сенека.
-И позвольте добавить от себя:
«Если не идёшь впереди, то всё время видишь одно и то же. Чью-то (....)».
                Закон собачьей упряжки.


1975 год.Принят на работу в комбинат Монументально-декоративного искусства ХФ РСФСР.Первая самостоятельная работа оформление ресторана гостиницы АН СССР около метро «Октябрьская» в Москве.
Авторское исполнение панно в технике резьба по дереву.
Потом кафе «Чудесница» на Лермонтовской. Мозаичное панно в Казани. Придумал витражное панно на зеркале для ресторана на Садово-Черногрязской улице в Москве. Оформление кафе, баров, столовых и ресторанов для Бауманского треста столовых Москвы.  Рисовал эскизы для коробок карандашей на заводе им. Сакко и Ванцетти. В художественном-графическом комбинате рисовал эскизы почтовых марок и праздничных открыток.
1978 год.На первом собрании объединения молодях художников и искусствоведов при Союзе художников СССР предложил свою кандидатуру на должность Председателя. Оказалось, что председатель уже выбран и сидит в Президиуме.
1979 год-первый выезд за границу.
  «Мы желаем поставить вокруг большевизма железный занавес, который помешает ему разрушить цивилизованную Европу».
Сурово произнёс премьер-министр Франции Жорж Клемансо на Парижской мирной конференции в 1919 году.

Этот занавес со стороны СССР был разрисован картинками из журнала «Крокодил»-посмотрите, как у Них там плохо и... «Эх, хорошо в стране советской жить».
Другую, капиталистическую сторону занавеса видели единицы, но молчали, видимо, от ужасов увиденного у них свело круговую мышцу рта.
11 лет назад в 1968 году молодой столяр третьего разряда (запись в трудовой книжке) собирался, по туристической путёвке посетить социалистическую, братскую  Чехословакию. Явился куда надо для собеседования.
Строго вида женщина, в строгой узкой юбке, строго объявила прибывшим:-приёма сегодня не будет, вам сообщат.
Кто-то спросил:-Почему?
-Кто-то задал вопрос?-товарищ, пройдите за мной. Этого товарища я догнал только у метро. Ночью по «вражескому голосу» объявили, что в Чехословакии «Пражская весна».

        И вот, Граница! Вадул-Сирет: отдельные помещения для пограничных, таможенных, ветеринарных и карантинных служб.  Площадка для перестановки колесных пар. Оказывается в СССР ширина колеи 1520 мм, а в Европе только 1435 мм.
        Пограничники, как дети, бегали по крыше вагона, и как в военном кино, ходили вдоль вагона с собаками.Таможенник, немолодой мужчина, с усталым лицом: -Рисовать нельзя! Показывайте то, что не внесли в декларацию. Найду-конфискую и будете иметь неприятности, при этом он машинально ощупывал тюбик с зубной пастой и чьи-то носки. Не нашел. Не попрощавшись ушел и унёс наши паспорта. Пришел руководитель группы, раздал паспорта.
-Занавес подняли?
-Глупо шутишь, Пименов.Что-то ещё сказал и удалился к себе в купе.
          Здравствуй, Болгария. Здравствуй, Заграница. Здравствуй, солнечная Варна, семинар молодых художников стран СЭВ.
На творческой встрече с молодыми литераторами Болгарии кто-то рассказал анекдот: Молодой артист дома учит текст новой  роли:
-Молчишь, ПаУза, за-ха два раза. Он читает этот текст несколько раз и с разным выражением в голосе и лице. Все смеются и повторяют за рассказчиком- ПаУза, ПаУза.
Молодые художники Болгарии показывали каталоги и фотографии своих работ и рассказывали о себе.Поразили яркие, насыщенные цвета их работ. Непринуждённые позы людей, а на лицах портретов не было напряженности и взгляда в « светлое будущее»....
                -Я туда попал?
Потом была творческая встреча  с молодыми художниками ГДР. Оказывается продавать свои картины самостоятельно (без худсовета) у них не считается преступлением.  На стене висел экран. Немецкие коллеги показывали слайды своих работ.
Walter Libuda. -очень тихий, небольшого роста. Он показывал свой последний каталог...Die Insel  (остров), Der Wagen  (повозка), портрет сестры Эстер, и Аквариум...

После ареста отца Вальтер расписал в своей квартире прихожую «в ярких тонах ожидания и надежды».
          «В несчастье судьба всегда оставляет дверку для выхода.»
                Мигель де Сервантес Сааведра
 В СССР такая живопись была категорически запрещена, а художники преследовались Законом.
-Это провокация? Прошипел руководитель нашей группы...-мало мы их...- недобили...
Переводчица побледнела, а потом щёки её загорелись ярким румянцем, смущением, голос её иногда срывался, дыхания не хватало и вдруг она побледнела и замерла. Руководитель группы подошел к ней медленно, и не говоря ни слова. Он молча встал около экрана, пристально  посмотрел на присутствующих...сердце её сжималось, но она нашла в себе силы...
-Вы загораживаете экран, товарищ. Но Егоров уже овладел собой и взял инициативу в свои руки. (№ 17 «Кто правит бол» спиной к зрителям). 
-Люди должны видеть все исключительно в светлых тонах и радостно строить будущую счастливую жизнь о которой они  мечтали.
-Да! друзья, а не пора ли нам сделать паузу и выпить русской водочки. Через минуту, как по команде на столах появились бутерброды, а немецкий руководитель откручивал винтовую пробку бутылки «Столичная».
С Вальтером мы встретились в парке уже вечером. Он неплохо говорил по – русски.
 - Руководитель нашей команды сотрудник Штази ( это как ваша КГБ) я его видел когда приходил навестить моего отца в Главной тюрьме Штази Берлин-Хоэншёнхаузен. Папа был учёный врач- физиолог, занимался вопросами  высшей нервной деятельности,
Его арестовали по доносу. Нашли записи И.П.Павлова:
       «Вы напрасно верите в мировую революцию. Вы сеете по            культурному миру не революцию, а с огромным успехом фашизм. До Вашей революции фашизма не было».
                Цитаты И. П. Павлова: Из письма Молотову в адрес СНК               от  21 декабря 1934 года.
Отец Вальтера умер в тюрьме.

Когда возвращались в Москву, строгая таможенница в Шереметьево спросила:--На какие деньги купил двухкассетный магнитофон и немецкий телефонный аппарат «Хрюндик»?
- Я не пил вина и не ходил по ресторанам, вел образцовый советский образ жизни. Экономил.
- Следующий, безразлично, сквозь зубы процедила страж чужой собственности. Но мне показалось, что она хочет укусить меня за руку.
- Молчи, держи  паузу...-прошептал мой коллега, складывая в чемодан свои вещи.(позже я написал «Оду таможеннице»).
Но самое главное! я привёз набор художественных красок производства ГДР, кассету с записью шведского ансамбля АВВА, и две кассеты: Сергей Рахманинов-симфония №.2 и русские романсы  Рахманинова «Melodies russes» (запись берлинской филармонии)-
подарок немецкого друга Walter Libuda.
 

1980 год . Вторая поездка в Болгарию, но уже по приглашению Минчо Панайотова.
Пловдив. Мастерская Минчо: просторный и светлый  зал, заставленный картинами и шкафами, у окна  большой стол.
 -На фотографиях твоих работ, Володя, ярко выражено твоё впечатление от прошлогодней поездки в Болгарию и восхищение от работ коллег из ГДР и ваших опальных художников «Бульдозерной выставки» у вас в Москве 15 сентября 1974 года.
(?)- Ты, в Болгарии знаком с тем, что у нас происходит?
- На Западе работы участников «Бульдозерной выставки» получили признание.
Вот тебе, Другар, запасные ключи, будь как дома, а я уезжаю в Польшу по делам на неделю.
У Минчо была колоссальная библиотека книг по искусству. Большой альбом «Золотой век голландской живописи» —Рембрандт, «Ночной дозор»  с фрагментами большого размера.
Самая манящая среди загадок «Дозора» - изображение странной девочки в золотом наряде.? На поясе у девочки подвешена тушка белого петуха с крупными когтистыми лапами.(?)   Ясно, что девочка не может быть второстепенным персонажем, иначе она не стала бы световым центром картины.    Кубок в руках девочки — символ благосклонности судьбы ?    Если приглядеться, то можно заметить, что Кок в правой одетой в перчатку руке держит вторую правую перчатку! Безусловно, это добавляет комичности всей сцене. « Дозор»,  но доблестью здесь и не пахнет, напротив, тень от левой руки капитана ложится прямо на  (пардон) гениталии лейтенанта Рейтенбурга(?)
 Яркая, живая, завораживающая картина привела в восторг современников, но не заказчиков, оставшихся крайне недовольными результатом.
А  Ян Стен, пожалуй, самый веселый «малый» голландец. Посмотрите, как тонко и живописно написан переход от ярко-бежевого половика...через красный чулок к голубому халату натурщицы.
Рембрандт писал во всех жанрах, ни на чем не специализируясь,
Халс никогда не льстил своим заказчикам, а Вермеер качество предпочитал количеству.
 Да, им часто приходилось идти вразрез со вкусами заказчиков
и решать сложную задачу - развлекать зрителя, но подспудно предостерегать его от порочной жизни.
           Какая библиотека! Большие и Малые голландцы, и Бельгийцы, и  Австрийцы, И Германцы, и Англичане… Голова идёт кругом (как будто я побывал там, в ИХ времени…в их странах)
 «Следовать мастерам! Но почему им надо следовать? Они ведь мастера именно потому, что никому не следовали»
                Поль Гоген.

- Не останавливайся, Другар! Не затягивай паузу.
Московское отделение Союза художников СССР. Ул. Беговая дом. 7. Большие окна-витрины. Выставком. Длинная очередь вдоль стены. Почти никто не разговаривает. Михаил Фёдорович  Петров. На третьем курсе нашего училища вёл рисунок.
-Ну здравствуй, Пименов. Можно взглянуть, что принёс.
-Конечно можно. «Кто правит бал».
          -Не хватает техники, но наглость в хорошем смысле слова-горой. Наложение цвета на цвет (Голландцы). Андрей Рублёв - в красной драпировке складки зелёные. Писал по белому грунту с проработкой рисунка и форм прозрачной золотисто-коричневой краской...
-Краски купил где? 
- По коричневой подготовке - то «аля прима», то в несколько повышенном тоне, и в этом последнем случае заканчивал живопись лессировками.  Тона расположил — один возле другого, а часто наносил один на другой,- это долгий и трудоёмкий процесс...
  Нет тех резких контрастов между светом, полутоном и тенью, в твоей палитре нет черной краски. Разбавитель –тройник (масло льняное, пинен и лак пихтовый или кедровый), как учили в  училище.
-Реальные люди в вымышленном пространстве: они появляются не все сразу, а по очереди, установленной их законами, но никак не участвуют в прениях. За ними  наблюдают сверху, из кабинетов.
 -Портретные сходства с членами выставкома( ?! )Это протест или случайно получилось? Эта женщина на твоей картине (не - то читает с листа, не-то поёт) как раз сейчас выступает в зале и хвалит, по заказу, очередную бездарь.
- Картину должно считать законченной тогда, когда художник сказал в ней все, что он хотел. Должен тебя заранее успокоить, Коллега, твою работу завернут. Подумай, надо ли показывать Им то, что они из себя представляют?
-Надо, Михаил Фёдорович, я должен видеть их реакцию.
  «Научитесь искусству насыщать свои пейзажи эмоциями»
-это же ваши слова на летней практике в Коломенском.
           -Засиделись мы с тобой, Пименов, мне пора. На вот, почитай на досуге «Черная вуаль пастора» новелла Натаниэля  Готорна.

Всё было до банальности просто. Члены выставкома молчали. Тогда Председатель объявил: -ставлю на голосование. Кто-то не расслышал, кто-то чиркал по столу карандашиком, опустив глаза, кто-то срочно вышел позвонить.....
         После выставкома в коридоре у двери Парткома (№ 15«Впечатления»  Третий слева) сделал проницательное замечание, сказав, что на примере этого «произведения»  видно, что частое посещение буржуазного общества,  полностью стёрло  способность молодого человека интеллектуально воспринимать  искусство»,
- И автор ЭТОГО «произведения», продолжил  (крайний справа) , и это главное, нам чужды взгляды буржуазного искусства. Для них главное деньги и жажда славы... .
—То, что мы видели сегодня (это уже центральная фигура), поставил ногу на подоконник и завязывал шнурок на ботинке, подтвердили мнение многих товарищей о том, что  ОН не художник и не хочет им быть,  следовательно, наш Союз  не сможет использовать его в деле построения коммунизма.
Из сумрака коридор вышел  Барюшка из Молодинской церкви...
... знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы;
                1 Ин 4, 1. 2 Кор 11, 13. 2 Тим 2, 19.
Пусть молчат о том, чего не знают! С неразмыкающимися, от колыбели до могилы, духовным зрением и слухом, с бескрылым воображением,пресмыкающиеся...
По дороге домой... Петров Владимир Алексеевич военный лётчик, полковник, Герой России рассказал поучительную историю:
 -Когда я учился в КАЧЕ, был случай: первый самостоятельный полёт. Задача проста: взлететь, сделать круг над аэродромом и сесть (приземлиться).Один курсант по радио кричит:-«Я боюсь сажать самолёт». Руководитель полёта спокойно говорит в микрофон: -«выходи на второй круг, но у тебя горючего на третий круг не хватит» и выключил микрофон.
Курсант посадил самолёт, а руководителя полёта увезли на скорой помощи.
-Ты, родственник, сможешь пойти на «второй круг»?



Потом случился пожар в мастерской-студии..., а через день украли Жигуля.

9 ноября 1989 в 19 часов 34 минуты, Немцы  разрушили и снесли Берлинскую стену, как французы 14 июля 1789 года Бастилию.  Железный занавес был растащен на сувениры. Появилась возможность поехать в Амстердам и посмотреть «Ночной дозор» живьём-в оригинале.

1991 год. Два дня, как на работу ходил в Государственный музей (Рейксмюзеум) Амстердама
Помогли друзья Элли и Ваута. Художники. Они преподавали в школе искусств Амстердама. 

          Кто знает ответы на вопросы? Автор или тот, кто надиктовал сверху тему картины?
-Нет! Создатель только придумал.А вот зритель вносит своё понимание и истолкование содержания.
Ответы на загадки Рембрандта  знает тот, кто разгадывает.
Или это просто шутки Гения?
-Нет! Творчество не шутки говорит Ваута.
 ... знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны.
... Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.
                Мф 10, 21.

«Каждая весна есть как бы конец чего-то изжитого и начало чего-то нового».
                Иван Бунин «Антоновские яблоки»

Милош Коуба:- Мой отец был врач. У нас дома был белый рояль, а ещё отцу подарили старый Hispano-Suiza Coupe Chauffeur J12 (1934)...сколько я помню его только ремонтировали.
Майкл:-Помнишь, Художник, я  купил у тебя картину, на обратной стороне ты написал: «Почти народный художник» и расписался?
-Да, помню.

5 марта 1995 года.Москва. Белорусский вокзал. Поезд Москва-Прага.  Женя Луговской:
-«Ты помнишь, туземец, откуда ты? Ты помнишь твоё настоящее имя?»
 «…я был, есть и останусь русским человеком, сыном Родины, её жизнью прежде всего интересуюсь, её интересами живу, её достоинством укрепляю своё достоинство ».
                Цитата И. П. Павлова.
-Ну тогда всё в порядке с Богом, друг-однокашник!
Толя Богатов:
- красиво говорите, но послушайте, как беснуется «Сумасшедший Март». Позволяй себе, Пименов, Там ностальгию, но не грусть.
Пётр Чаадаев  считал самой печальной чертой русской цивилизации ее изолированность от общечеловеческого развития.(1829—1831 год)
Будущим поколениям нет дела до реальных  подвигов,  важен лишь талант рассказывающего о них биографа.
                Бернар Вербер. «Империя ангелов»

               Чехи не стали искать виноватых, они не стали устраивать грандиозные шоу типа ПУТЧ в России, не было и телевизионных шоу с главными действующими лицами типа «ГКЧП» и с ведущими, готовыми порвать на себе в клочья последнюю рубаху, обличающими деяния КПСС. Рассудительные Чехи просто - перешагнули. Глупость и лицемерие, проводимые на народные деньги (из бюджета страны) сопровождаемые музыкой, танцами, обставленными блестящими декорациями, все же глупость и лицемерие и ничего больше.
                Первым президентом, освободившейся от советского социализма Чехии, народ выбрал  диссидента, драматурга и писатель, правозащитника Вацлава Гавла.
               Реституция имущества началась в Чехословакии вскоре после «бархатной революции» 1989 года под лозунгом «все, что было украдено, должно быть возвращено». Имелось в виду что все, что коммунисты забрали у частных лиц, будет им или их наследникам возращено. Многие чехи таким образом стали в один день богачами. Люди неожиданно стали владельцами заводов, домов, полей, лесов, хозяевами которых когда-то были их дедушки и бабушки.

               После пожара в мастерской наступило ни отчаяние, ни злоба, ни жажда мести. Всё Это - всего лишь старый фонарь, висящий на углу старой котельной, которую к весне обещали снести и построить новую.
Итог? Нет! Пауза. Нужен новый Стул!
Прага. На улице Панской, дом 7 в здании Дворца Кауницких
 находится Музей первого чешского художника-модерниста  Альфонса Мухи, а напротив, чуть правее, частная картинная галерея. Старинная резная дверь с узорчатым стеклом...и табличка на английском, немецком и русском языках: « у нас прекрасный рояль!»
Хозяин Карэл (друг Милоша Коубы), он же и художник, вид гламурный - борода и усы как у поэта Константина Бальмонта. У окна мольберт с незаконченным женским портретом, в глубине рояль с канделябрами, на стенах картины... 
Вот если вы возьмёте автопортрет Ильи Ефимовича Репина и рядом положите автопортрет Антониса (Антон, Энтони) ван Дейка, то вы получите портрет Константина Дмитриевича Бальмонта, работы Валентина Серова. Это точный портрет Карэла.
Вскоре пришел Милош с каким-то иностранцем. Они принесли старинный стул.
– Это тебе, Мастер , от нас «с приездом».
 Американец оказался чехом-эмигрантом,
Владельцем картинной галереи в Лас – Вегасе.
В 1982 году мы встречались с ним у Милоша в Москве. Михал (теперь он Майкл) купил у меня картину «Петушиные бои».
- Поведай, Художник, в чём идея твоего творения? Хотя, Почкэй (по- чешски подожди) ,я сам попробую расшифровать.
Тема картины о человеке и его судьбе? Есть? О страстях? Прежде всего –тема о свободе. Люди зажаты в клетке-бочке, а птицы (петухи) вне клетки, но они не могут разбежаться в разные стороны - они не свободны, они выполняют своё предназначение - «бойцовые петухи».  Они не могут по другому  жить. А человек?

Майкл:-Помнишь, Художник, я у тебя купил картину, на обратной стороне ты написал: «Почти народный художник» и расписался?
-Да, помню.
Недавно я был в Бразилии, Arapiraca -135 км от столицы, Атлантический океан...там меня познакомили с молодым, экстравагантным художником Фабио Пеперром (Fabio Pepper). Когда он жил в Германии, у него там была подружка Дженнифер Раш (Jennifer Rush). Она родилась в Америке в Куинсе (Нью-Йорк), в семье известного оперного певца. Детство и юность Дженнифер провела в Германии, где и открылась её страсть к пению, музыке и сочинительству. Думаю, что во многом этому способствовала дружба с Фабио.
- Ах, да...-я перевёл ему «Почти народный художник». Знаешь, что он спросил?-Что, Автор «Петухов», почти, человек?
Улетели твои «Петухи» в Бразилию.
     А в салоне  разговор как-то перешел на житейско - философские темы.......мы  разговаривали о современном искусстве.
        -В современных  реалиях, все что называется искусством, - есть всего лишь изощренный метод зарабатывания денег...говорит американец.
Мой тебе совет, ПименОф,- твоя красивая русская фамилия для европейцев  ну скажем...не совсем . Тебе нужен псевдоним.
Сандро Ботичелли был— Алессандро Филипели,
Эль Греко — Доме;никос Теотоко;пулос.
Предлагаю-Пан Гросс
Согласно мифам, Пан — весёлый бог, сопровождаемый нимфами, бродивший по горам и лесам, плясавший, игравший на свирели.
И подписывать свои картины ты будешь- P.GRos.

         Преподавал рисование в русской школе и давал частные урок.
Из опыта, чтобы избежать шум на уроке есть старый, проверенный способ – «делай как я, показывать, а не объяснять».
Кладёшь перед собой листы бумаги. Карандаши, фломастеры и кисточки бережно раскладываешь справа от себя.
-  «ритуал»...шепчет кто-то из учеников.  – сейчас скажет-«делай как я!»
Класс затихает.
Однажды один ученик нечаянно испачкал стол краской. Незаметно накрыл пятно листом белой бумаги и стал вытирать.
- Пан Гросс, я вот тут...хотел...
-Подожди, Андрей. Достаточно пририсовать к кляксе  хвост и недостающее ухо. Что получилось?
-Получилась собачка. Весь класс поздравлял Андрея.
        Прошли годы, и теперь Андрей стал Анджей. Он отрастил длинные волосы и усики и бойко выливает из баночек краску, размазывает её и продаёт в Художественных салонах. Произведения свои он подписывает: Анджей-Микель.
На уроках придумывал сказки, и вместе с учениками рисовал иллюстрации к ним. Писал разные рассказы из истории Чехии для всех русскоязычных журналов и газет.   

1998 год. Владимира Пименова (не Пана Гросса) в Праге приняли в Международный Синдикат журналистов.
...- Усердно прошу прощения, уважаемые леди...-мама и дочь насторожились.
- Вы хотите подарить портрет вашему дорогому юбиляру. Уважаемый Сеня любит живопись и театр.
-Встретимся через месяц.
-Дата рождения?
       Прошел месяц (раньше нельзя, не поймут).
Картина Репина «Не ждали»: у Мамы было фарфоровое лицо, безмолвные и бестелесные уста. Она  смотрела нарисованными глазами на нарисованный мир.
- Да ты ЧО! Живописец. Попутал берега? Я дала тебе фотки моего мужа, блин. Он бизнесмЕн, солидный и уважаемый человек своего круга, а у тебя намалёван придурок с кисточкой в руке.
- He is the douche ?-Дочка ходила на курсы английского языка.Она мечтала посвятить себя лингвистике.
 А где мы с дочерью? (36 «Автопортрет в театре»)  I'm not an idiot.
 «Хорошо, что я не дура и не дала тебе аванс».  (любезно перевёл Карэл)
Мы расстались почти друзьями.

      Через две недели звонит Карэл:- зайди, художник, есть для тебя сюрприз. Бегу, бегу.
-Держи, Пан Гросс, гонорар.Твоего «бизнесмЕна» («Автопортрет в театре»-я так назвал)купил какой-то русский. Он сказал, что хорошо знает этого человека.

Из Чехии можно путешествовать по всей Европе. Границы условные.Таможенники останавливают выборочно и спрашивают:-оружие или наркотики имеете?
Нет!- ну проезжайте.

Первая остановка-Бавария самый центр Европы.
На берегу живописного озера Кимзее (Himsee) большой дом канареечного цвета, построенный Вальдемаром

70 км от «канареечного дома»  (Vogel-в переводе на русский - птица) Вальдемара расположен Зальцбург - там родился В.А. Моцарт.
Население 141 875 чел., 4 университета, 15 музеев,   10 театров и концертных залов. (!)
 Зальцбургский пасхальный фестиваль, организованный Караяном.
Гида остановить не возможно: - В горах Шварцвальда (Баден-Вюртемберг, Германия) возле города Донауэшинген на высоте (!) 678 м над уровнем моря, у стен местного  замка-дворца сливаются горные ручьи Брег и Бригах  -  исток Дуная.

Раннее утро. Река Дунай.

Берём пару падл (padlo в переводе с чешского-весло)...берём «Баварское»,  Большой пакет Брёцелей и садимся в лодку.
           «Путешествия лишают тебя дара речи, а потом превращают в                лучшего рассказчика»
— а это сказал Абу ‘Абдуллах Муха;ммад ибн ‘Абдулла;х ат-Танджи;, преодолев 120 700 км. (и это 1304-1377год)
Это сколько же поколений верблюдов: дед, отец, сын...? И сколько надо выпить баварского светлого, а тёмного?

-Ибн Баттута  написал в своей Творческой биографии:  «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий».

-Категорически не согласен с высказыванием Блеза Паскаля:
«Мы так неразумны, что блуждаем во времени, нам не принадлежащем, пренебрегая тем единственным, которое нам дано».

1999 год. Венская опера...ария Фигаро...Концерт для Виолины № 5, А-дур KV219.
На вершине башни венской ратуши установлена железная скульптура стража ратуши «Ратхаусмана» в образе знаменосца в доспехах.  Это сегодня не символ Того времени, а наш современник,  действующее лицо в большом спектакле под названием «Жизнь».

              ... Люблю этот трепет крылатый
               Пред будущей бурей аккордов
               Вокруг, надо мной и во мне,
               И этот, закованный в латы
               Готических образов, гордый
               И тихий орган в глубине.
                Даниил Андреев «Концертный зал»1950 г.

С января по март Ратушная площадь превратится в огромную ледовую площадку - рай для любителей покататься на коньках всех возрастов
Сказочно подсвеченный фасад Ратуши, сияющий доспехами Ратхаусман, это великолепная декорация для «Венской ледовой мечты» с понедельника по пятницу с 17 до 22 часов.
Звучит Концерт № 4 фа минор «Зима», RV 297
Антонио Вивальди лично исполняет  партию скрипки. Композитор дарит нам свой  сонет — своего рода литературную программу:
          На зимнем просторе ликует народ.
          Упал, поскользнувшись, и катится снова.
           И радостно слышать, как режется лёд
          Под острым коньком, что железом окован.

Орган в Вене. Церковь святого Петра  (№22 Послание)

ЮНЕСКО подтвердил критерии, которыми бал должен обладать, чтобы считаться настоящим  «Венским балом». Среди прочего, должен соблюдаться особый бальный протокол и проведение бала. Бал должен открываться молодыми парами дебютантов, в полночь обязательно должно быть полночное выступление и под утро торжественное закрытие бала.
(№28 После бала»)
Звучит вальс « На прекрасном голубом дунае»Иоганна Штрауса (сына)
Он является в некотором роде неофициальным гимном Австрии.


Штраус На Прекрасном Голубом Дунае, а мы  уже в ложе ..
Будапештский театр оперетты.
Напротив театра на лавочке сидит  Имре Кальман  и смотрит на пришедших к нему в гости зрителей.
Неподалёку король вальса  играет на скрипке, стоя перед своим оркестром.(№12,13,14)

              Небольшая пауза.Закончилось «горючее»

«Никогда не возвращайся тем же путем, которым пришел»,
           Оруэл Джордж (псевдоним, а настоящее имя Эрик Артур Блэр)


 2000 год. Следующая остановка - Париж.
 Вот уже «Рыбаки на реке Сене» Клода Моне разворачивают свои снасти.
Звонарь и красавчик - Квазимодо, усердно дёргает за толстую пеньковую верёвку большого колокола. Туристы постарше, сутулясь, бредут по улице. Румяные детишки весело вышагивают рядом с родителями, осознавая, что их воскресные наряды требуют вести себя с особым достоинством.  Молодые мужчины  искоса поглядывают на хорошеньких девиц и им кажется, что в воскресное утро те выглядят намного прелестнее, чем в будни. 
Народ шел в храм, чтобы принести  свои скрытые грехи, те печальные тайны, которыми мы не делимся даже с теми, кто дороже всех нашему сердцу и  готовы спрятать их и от собственной совести, забывая, что Громовержец небесный  разглядит их.
       Напротив, в тени огромного цветущего каштана, Пьеро-Вертинский читает свои стихи. Он сцепил тонкие пальцы, страдальчески вытянул их вниз перед собой и запел:
Ах, сегодня весна Боттичелли!
Вы во власти весеннего бриза,
Вас баюкает в мягкой качели
Голубая Испано-Суиза.
Эмигранты, разных времён, стоят полукругом:
«Нельзя тревожить творцов, писателей, художников. Надо отойти в сторону и оставить свои вопросы при себе».
Рэй Бредбери

А с Эйфелевой башни виден Молен Руж на бульваре Клиши, в квартале красных фонарей (входной билет в это кабаре стоит в 6-7 раз дороже чем в Лувр)

         Пари;жская   Гранд-опера;.
 Но сначала экскурсия по театру. Пройдёмся по невероятной красоты залам, лестницам, фоэ. Не спеша рассмотрим  красоту их убранства. Завершаем экскурсию посещением  Cafe de la Paix
Мне нравится это место – сидишь за столиком на улице пьёшь кофе с кроасаном и любуешься зданием Оперы.
 На улице за вторым столиком слева - Какая встреча!
Гитарист и дизайнер Serge Andrev со своей Мusoy  –Оксаной. Они счастливые обладатели  моей инсталляции «Скворечник  на веранде».
 Сергей играет на своей любимой гитаре Seagull,  привезённой  из Канады. В этой гитаре  удачное сочетание красного дерева и клена.
Он исполняет музыкальную композицию из Moulin Rouge «Ledy Marmalada».
 
Посетители кафе: Дама с букетом камелий,  Анри де Тулуз Лотрек с плакатом «PARIS, PARIS» для кабаре. Андрей Тарковский со своим «Зеркалом», Марк Шагал стоит на газоне и запускает воздушного змея с изображением своей жены  Беллы.
Посредине свободный стул.
Андреев  выдаёт  головокружительное sforzato.
              Все притихли, это вечерним поездом прибыла  Компания Дягилева, которая базировалась в княжестве Монако, в здании Оперы Монте-Карло. Будучи предприимчивым организатором, Сергей Павлович  обладал чутьём на таланты. Пригласив в компанию целую плеяду одарённых танцовщиков и хореографов.   
К ним на встречу спешит  Edgar Degas со своими «Голубыми танцовщицами». Serge Andrev привстал, но его Мusa положила ему на плечо свою руку и тихо говорит:- Our grandchildren (!)
 Ангел Рафаил, босой, в коротенькой белой юбочке, развевающейся живописными складками, раскинув переливающиеся зеленоватыми тонами золочёные крылья, опустился на свободный стул.

 « Есть здесь и Триумфальная арка - для тех, кому не досталось славы и признания» (№4 «Триумфальная арка»)

Но пора опуститься на землю и возвращаться в Прагу.

2002 год. Михаил Булгаков « Мастер и Маргарита».Глава 32 (самый конец)
Лето, солнце, маленький домик на берегу Средиземного моря. Испания.
          
            Испанский гимн (исп. La Marcha Real) — один из старейших в мире, но дата его написания и имя его композитора неизвестны.  Он назван «La Marcha Granadera» («Марш гренадеров»).
Да здравствует Испания!
Споём все вместе.
Разными голосами,
Но единым сердцем.
Да здравствует Испания!
От зелёных долин,
До бескрайнего моря,
Гимн братства!
Люби Отечество,
Знающее, как сохранить,
Под голубым небом,
Свободными народности.
Слава сынам,
Что дали истории
Справедливость и величие,
Демократию и мир.

Школа. Урок продолжается полтора часа без перерыва, но желающие могут выйти и вернуться.
Урок рисования. Детям выдают краски, бумагу, они идут на улицу и рисуют. Можно при этом слушать музыку в наушниках.
       В испанском алфавите нет буквы «В» И вот уже ...БладимИр ПименОф (это ударение). Обращение только на Ты.

23 апреля San Jorge (Георгий Победоносец)-  большой праздник и не рабочий день. К нему долго готовятся.  По всему городу продают красные розы с колоском и книги.
 Нарисовал большое панно для школы: Доблестный рыцарь на коне побеждает змия,  спасает дочь короля и получает право на вечный почет и уважение.
 А ещё этот день  является местным Днем Влюбленных.
       Директор школы молодой и весёлый человек: -Расскажи, БладимИр, как ты создаёшь свои произведения.

         -В окно светило солнце и небо было голубым. Всё в комнате  выглядело бесцветным, кроме того места, где на мольберте стоял новый  белый  холст.
- в саду зацвела черешня. Начал рисовать веточку...потом «вспомнился» дом моего отца-времен античности. Домус (лат. domus) — дом-особняк одного рода.

...потом я ушел странствовать и вот вернулся.(№40 «Возвращение»)
На праздниках всегда присутствуют родители учеников и многочисленная родня. Один дедулька спросил: А почему на тебе одежда не времён античности, а средневековая?
- Долго странствовал.
- Ты, как наш  Don Quijote.

Солнечная и пёстрая Барселона.Саграда Фамилия...творение великого Гауди...Между шпилями пролетела большая Птица...Совершив замысловатый круг, она приземлилась на газон и стала рассматривать людей, стоящих в очереди за билетами.
-Мама, мама посмотри, какая красивая Птица.
-Я видел её на стене старого дома.
- Да, милый её нарисовал  мальчик, у которого был настоящий, блестящий циркуль.

-Ангелы-хранители иногда взлетают так высоко, что мы теряем их из виду, но они всегда следят за нами с высоты.
                (№ 42 «Итог или пауза»)

По закону жанра в биографиях обычно указывают: награды, жен, детей.
Если есть вопросы - пишите на v.a.pimenov@mail.ru
С уважением, ваш Вовка Пима, Владимир Пименов, Pan Gross, БладимИр ПименОф.