Русское vs советское

Андрей Николаевич Миронов
         «Быть русским — значит ненавидеть всё советское» — заявил мне один человек, считающий себя националистом, причём данный тезис звучал как основополагающий в идентификации русского человека, во всяком случае ни какого другого вразумительного определения: кто такой русский? я от него не добился.
         Остаётся за скобками вопрос, существовали ли русские до появления Советской власти, когда объекта ненависти ещё не было? Ну а в целом: попытка построения национальной идеологии на основе ненависти к кому-то и чему-то не нова. Достаточно взглянуть на современную Украину — по-моему достаточно гнилой фундамент.
         На мой вопрос, что такое советское? получил ещё более интересный ответ: «всё самое мерзкое и гнусное... Вот, пришла Советская власть и погубила русского человека».
         Есть такое расхожее мнение, главным образом монархических кругах: советское — не русское. Отчасти с этим можно согласиться, смотря, что под этим понимать. Если в сугубо историческом смысле, как две эпохи одного народа — да. Например, мы говорим русский и советский учёный Иван Павлов. Человек один, эпохи две. Соответственно и народ один, но в разных исторических условиях. И ни чего удивительно, что оказавшись в новой реальности русский человек приобрел некоторые специфические черты, но это не значит, что он перестал быть русским. А о современных говорят: иногда русский, а иногда российский писатель, художник, учёный.., подразумевая одно и тоже.
         Если же в том смысле, что русский не может быть советским, а всё советское чуждо русскому духу, русскому менталитету, национальным интересам русского народа — с этим утверждением я категорически не согласен и далее объясню почему.
         Расширю вопрос до проблематики антисоветчины как таковой, рассмотрим ментальные, идеологические, политико-экономические, наконец религиозные  аспекты этого вопроса. И конечно нам никак не обойтись без того, чтобы окунутся в некоторые страницы нашей истории.
         Для начала предлагаю внимательно рассмотреть один занимательный обелиск, как мне кажется очень точно характеризующий, что такое быть русским, но не советским:
         Ново-Дивеевский монастырь Русской православной церкви за границей, Нью-Йорк. Обелиск. На обелиске надпись «Участникам освободительного движения народов России 1941-1945». Над надписью символика так называемой русской освободительной армии и фотография Андрея Андреевича Власова, бывшего советского военачальника, предателя, помогавшего Гитлеру уничтожать советский народ.
         Следующая «картинка».
         Начало прошлого века. Гражданская война. Кстати, развязанная не большевиками, взявшими власть в свои руки, как некоторые пытаются преподнести, а теми кто пытался её отобрать. Белые бьются с красными. Но белые воевали не одни. На выручку им, помимо прямой финансовой поддержки, пришли иностранные интервенты 14 государств. Как же действовали «освободители» русского народа начала 20 века? Да, собственно так же как и в середине. Приведём несколько примеров того как вели себя союзники наших «правильных» русских, воевавших с «неправильными» русскими.
         Американцы развлекаются на Приморье: «захватив крестьян И. Гоневчука, С. Горшкова, П. Опарина и З. Мурашко, американцы живьем закопали их за связь с местными партизанами. А с женой партизана Е. Бойчука расправились следующим образом: искололи тело штыками и утопили в помойной яме. Крестьянина Бочкарева до неузнаваемости изуродовали штыками и ножами: «нос, губы, уши были отрезаны, челюсть выбита, лицо и глаза исколоты штыками, все тело изрезано». У ст. Свиягино таким же зверским способом был замучен партизан Н. Мясников, которому, по свидетельству очевидца, «сперва отрубили уши, потом нос, руки, ноги, живым порубив на куски».
         В своих воспоминаниях полковник армии США Морроу сетует, что его бедняги-солдаты… «не могли уснуть, не убив кого-нибудь в этот день...». Самым памятным» для полковника был день, «когда было расстреляно 1600 человек, доставленных в 53 вагонах.
         Интересуюсь, русские в Америке (которые не советские) ещё не поставили памятник этим выродкам? Ведь интервенты помогали белогвардейцам освобождать Россию от Советской власти, точно так же как Власов помогал Гитлеру? Власову то поставили...
         А вот как японцы содействовали Белой гвардии в их благородном деле: в январе 1919 г. солдаты Страны восходящего солнца дотла сожгли деревню Сохатино, а в феврале — деревню Ивановка. Репортер Ямаути из японской газеты «Урадзио ниппо» свидетельствует: «Деревню Ивановка окружили. 60-70 дворов, из которых она состояла, были полностью сожжены, а ее жители, включая женщин и детей (всего 300 человек) — схвачены. Некоторые пытались укрыться в своих домах. И тогда эти дома поджигались вместе с находившимися в них людьми».
         Ну и так далее.
         И вот всей этой публике: Белой гвардии с интервентами, а также бандитам, сепаратистам и прочей сволочи противостояла Красная армия, которая по мнению некоторых моих соотечественников неправильно понимала национальные интересы.
         Были ли зверства со стороны красных? Были. И белый террор тоже был: массовые расстрелы, пытки, в том числе пленных, десятками, сотнями и тысячами. Руководитель Белого движения на Юге России Лавр Корнилов: «Пусть надо сжечь пол-России, залить кровью три четверти России, а всё-таки надо спасать Россию». И сжигались, целые сёла и деревни. Рабочие расстреливались из орудий и пулемётов, как например, в Казани 3 сентября 1918 года.
         Здесь нет смысла мериться пролитой кровью. Хотя поелику о преступлениях красных сказано довольно, а о том, что творили белые, многие как мне представляется имеют весьма смутное представление, считаю справедливым привести некоторые конкретные факты того как боролась Белая гвардия с Советской властью на примере одного из множества белых карателей Гражданской войны как, например, генерал-лейтенант Аненков. Вот малая толика того, что творили на русской земле его отряды:
         В городе Сергиополе расстреляно, изрублено и повешено 800 человек. Сожжено село Троицкое, где анненковцами забито насмерть 100 мужчин, 13 женщин, 7 грудных детей. В селе Никольском выпорото 300 человек, расстреляно 30 и пятеро повешено. В селе Знаменка, вырезано почти все население, здесь у женщин отрезали груди. В селе Колпаковка изрублено, расстреляно и повешено 733 человека, в поселке Подгорном — 200. Сожжены села Болгарское, Константиновка, Некрасовка. В селе Покатиловка изрублена половина жителей. В Карабулаке Учаральской волости уничтожены все мужчины.
         Крестьянин села Красноярское Степан Вольных по личному приказанию Анненкова за сочувствие Советской власти был подвергнут карателями жестокой порке, после которой месяц не мог подняться с постели. По его словам, других сочувствующих расстреляли, при этом Егора Чепуштанова закопали в землю еще живым.
         Очевидец Василий Довбня вспоминает: «В июле-августе 1918 года в Лепсинском уезде Семиреченской области появился белый отряд, пришедший со стороны Сибири и прославивший "силу русского оружия" рубкой голов и порками мирного населения. Отсутствие сопротивления давало возможность пьяной разнузданной банде офицеров и присоединившимся к ним казакам безнаказанно пороть и рубить мирных жителей, насиловать женщин и даже малолетних девочек, грабить их имущество. Горе тому, кто пытался не то что защитить, а лишь только высказать свое неудовольствие по поводу грабежей и насилий. Его сразу объявляли большевиком и в лучшем случае пороли плетьми, а то и рубили, да не просто рубили, а истязали. Отрубят ногу, руку, разрежут живот. Всех больных и раненых, находившихся в лепсинском лазарете, зверски изрубили... Больной тифом старый партиец, незадолго перед этим приехавший из Перми, был жестоко избит, затем ему распороли живот и выбросили в огород, где он умер через сутки...».
         11 сентября 1918 года при подавлении крестьянского выступления в Славгородском уезде аненковцы замучили и убили до 500 человек. Девушек из Славгорода и его окрестностей привозили к поезду Анненкова, находившемуся на городской станции, насиловали, а затем расстреливали. По свидетельству очевидца Блохина, казни анненковцев отличались особой жестокостью: у жертв вырывались глаза, языки, вырезались полосы на спине, их закапывали живьём, привязывали к конским хвостам.
         Ещё одни «освободители» русского народа:
         9 мая 1918 года после взятия казаками атамана Дутова села Александров-Гая было закопано заживо 96 взятых в плен красноармейцев. Всего в селе разными способами было казнено 675 человек. В одной только Уральской области в январе 1919 года казаками Дутова было убито 1050 человек. В селе Сахарное дутовцами была сожжена больница вместе с 700 находившимися там больными тифом красноармейцами, уничтожена деревня Меглиус вместе с 65 её жителями.
         4 апреля 1918 г. казаки (ну, которые, как известно, все «невинно» пострадали от Красного террора) станицы Нежинской во главе с войсковым старшиной Лукиным и полковником Корчаковым совершили ночной набег на оренбургский горсовет, находившийся в бывшем юнкерском училище. Казаки рубили спящих, не успевших подняться с постели людей, не оказывавших сопротивления. Рубили всех подряд, вместе с женщинами и детьми — всего погибло 129 человек. Детские трупы были изрублены пополам, убитые женщины лежали с вырезанными грудями и вспоротыми животами...
         Продолжать можно бесконечно.
         Итак, крови с обоих сторон было предостаточно. Я не пытаюсь не оправдать ни очернить ни тех ни других. Но, принципиальный вопрос: какой главной целью было участие в гражданской войне Белого движения? То есть офицерства, казачества, интеллигенции, помещиков, буржуазии, духовенства... Ответ: возвращение власти, восстановление прав и привилегий перед основной массой русского народа состоящих из рабочих и крестьян. То есть вновь погрузить страну в пучину социально-экономических противоречий, когда меньшинство имеет всё, а большинство — ничего. За это воевали, за это убивали своих братьев.
         Какую цель преследовали большевики? Если отбросить в сторону все эти идеалистические идеи про коммунизм во всём мире, с которыми потом очень скоро покончил Сталин, уничтожив почти всех старых большевиков и взяв курс на строительство социализма в отдельно взятой стране... Если коротко — прямо противоположные: сохранение власти за всем народом, равноправие, справедливое распределение благ между трудящимися. И народ в подавляющем большинстве принял сторону Советов, иначе они не победили в Гражданской войне. Не могла кучка провокаторов, жидов... (какие еще ярлыки вешают на большевиков?), — вот так просто взять и заставить пойти за собой целый народ. Большевики получили поддержку, иначе не победили бы. А то, что народ ненавидел прежнюю власть хорошо продемонстрировала первая русская революция, в которой даже крестьянство приняло самое активное участие, ещё задолго до выхода на авансцену большевиков.
         Кто из противоборствующих сторон отстаивал подлинные интересы русского народа? Давайте посмотрим хотя бы на внешние признаки. Это те кому помогали интервенты, наши заклятые западные и восточные и друзья, которые вероятно глаз не смыкали, всё думали как бы облагодетельствовать Россию, веками ненавидя её? Или те кто им противостоял?
         Основатель евразийства, участник Белого движения Пётр Савицкий, ярый борец с большевизмом в белогвардейской же газете, издаваемой Струве с сокрушением признаёт: «мы, белые, опираясь на Антанту, сражаясь с большевиками, выступаем против национальных интересов нашего государства, против России, а большевики, наши заклятые враги с абсолютно идиотской идеологией, являются настоящими патриотами России». И неудивительно, не возьми большевики тогда в 17-ом власть у Временного правительства — России бы не существовало, победи белые в Гражданской войне — не было бы России, даже её исторической части, она бы распалась на множество независимых государств и уже распадалась. Большевики железной рукой смогли удержать её от распада и под пусть в чём-то утопичной, безбожной идеологией, идеей, объединить русский народ и создать мощнейшее в мире государство, способной противостоять любой вражеской экспансии, как военной так и идеологической. Не проведи Сталин жёсткую чистку рядов, коллективизацию и индустриализацию, при всех перегибах и ошибках — России бы не было, она закончилась бы в 1941 году.
         Годы безбожия и лихолетья… А до прихода к власти большевиков безбожия и лихолетья не было? Не без участия ли царя который отрёкся от престола, страна погрузилась по сути в анархию? Именно большевики усмирили всю эту разношерстную свору, сохранили государство, а Сталин затем усмирил и Советскую власть тоже, репрессировав профессиональных большевиков.
         Кто отстаивал интересы русского народа в годы Великой Отечественной войны?
         Те кто прислуживал Гитлеру, когда его полчища пересекли наши государственные границы в 41-ом..? Нет не для борьбы с Советской властью. В планы Гитлера не входило создание новой Российской империи с царём-помазанником во главе. Задача стаяла уничтожить большую часть населения страны Советов, а оставшуюся обратить в рабов. И те русскими которые перестали быть советскими и перешли на сторону «освободителей» помогали им в этом. Без всякого шанса затем освободить страну от фашизма. Неужели кто-то серьёзно думает, что Запад ради России пожертвовал бы хотя бы одним солдатом, когда Советскому Союзу, чтобы сломать эту чудовищные машину убийства объединённой Европы, потребовалось положить на алтарь Победы 27 миллионов жизней, гигантские экономические и прочие затраты?
         Так вот, они ли отражали подлинные интересы русского народа или советские — воплощение всего «самого мерзкого и гнусного» который всем им противостоял и благодаря которому Россия существует до сего дня?
         Когда за русскими правда, они всегда побеждают. В Гражданскую победили красные, а Великую Отечественную — советские.
         Пытаясь разделить русского от советского и приписать советскому человеку исключительно аморальные качества, то во-первых, надобно напомнить обличителям, что это русский народ громил усадьбы ненавистных помещиков, линчевал полицейских и армейских офицеров, взрывал губернаторов и жандармов.., это русское духовенство радовалось свержению царя, это русская буржуазия спонсировала революционеров, это русская интеллигенция раздувала пожар русской смуты.
         И в годы Гражданской войны советского народа ещё не существовало. Это русский народ участвовал в ней с обеих сторон, это русский народ бесчинствовал и убивал друг друга. Это он потерял веру, обезбожился... Это русский народ рушил храмы и убивал священников. Русский, а не советский.
         И довела его до этого скотского состояния не Советская власть, а вот та самая.., бывшая, якобы русская, императорская, которая столетиями плевала на нужды простого народа, нещадно эксплуатировала его и подавляла все попытки достучаться до неё, чтобы ничтожная часть подданных могла хрустеть французскими булками. Она вытравила из русского человека веру в царя, в справедливость, в Бога, а затем власть пожала плоды своих дел. И тогда полилась кровь и правых и неправых.
         Я когда то сам поддался соблазну определять кто русский, а кто перестал им быть. На этот раз делать этого не буду. И не дам чёткого определения кто такой русский человек. Потому, что его нет.
         Я могу уверенно сказать, что древлян, кривичей, вятичей... русскими сделало православие. Оно является стержнем всей нашей национальной идентичности. Но даже потеряв веру русский остаётся носителем русского менталитета сформированного восточной верой во Христа, покуда этот менталитет окончательно не вытравится чуждым образом жизни. И хотя православных много, за всю историю рода человеческого был и есть только один абсолютно православный человек — Иисус Христос. Все остальные, и Богородица и апостолы и Антоний Великий лишь в большей или меньшей степени приближены к этому идеалу. И хотя мы и называем себя православными, но если кто действительно возомнит себя соответствующим этому высокому званию, даже если он и был православным, с этого момента он перестал им быть.
         Вот так и с русскими.
         В идеале, быть русским — значит быть святым. И насколько мы святы — настолько и русские. Но святых мало, а русских много.
         И у святых случаются падения. И если таковой пал это ещё не значит что он перестал быть православным, что ему нужно заново крестится, монаху принимать схиму и т.д. Хотя длительная деградация человека и целых народов действительно может привести к необратимым изменениям.
         Русским был крестьянин запоротый насмерть своим помещиком. И помещик его поровший тоже был русским. Русским был солдат Отечественной войны 1812 года и генерал давший ему в морду за малую провинность. Русским был чекист поставившим к стенке внука того генерала и внук получивший пулю в затылок.
         Всё что было в истории России и плохое и хорошее, подлое и героическое, это всё наше отеческое, русское. А не так, что всё самое светлое мы приписываем тому, что было до Советской власти, а всё скверное и тёмное — после. И вроде то, что после — уже и не русское вовсе.
         Иногда, можно услышать, что советское размыло русскую идентичность, ведь советский это не только русский, но и казах, узбек, армянин... Интернационализм уничтожил русский мир.
         Это только на словах, да на бумаге все были советскими и все были интернационалисты. А реально, советскими были только русские, в широком смысле: великороссы, малороссы, белорусы. Сюда можно добавить ещё обрусевших представителей любых других национальностей: башкиров, татар, мордву.., кого угодно, хоть негров. Пушкин — в пример, или он не русский поэт? Все мы были и остаемся русскими если впитали русский менталитет, пусть не в первом поколении, то в десятом.... А кровь значения не имеет. У русского царя Николая II русской крови было всего 1,5%, а у его детей, включая, соответственно, наследника меньше 1%. Мы, «чистокровные» русские (если такие вообще существуют), должны быть благодарны учёным, артистам, поэтам, писателям... с инородными корнями, которые став неотъемлемой частью русского народа обогатили русскую культуру, а не выискивать, презрительно, среди их бабушек, дедушек грузинов, поляков, евреев и т.д.
         Тем не менее, не надо обманываться. В большинстве своём не стали советскими ни казахи, ни туркмены, ни эстонцы, ни азербайджанцы, ни грузины... Что, впрочем, ни сколько не обесценивает их вклад в нашу общую историю, в дело защиты Отечества. И отношения с властью и власти с народом во многом базировались на традиционных для этих народов национальных принципах.
         И в каждой союзной республике процветал местный национализм. Это русские не взирали на национальность, а национальности взирали. Даже в советское время открыто выражали презрение к русским, что в Прибалтике, что на западной Украине. И до сих пор скрежещут зубами и ненавидят Советскую власть, особенно те народы которые русским и Советской власти обязаны своей государственностью. Вспомним и отношение к русским после распада СССР в ряде бывших союзных республиках — от поражения в правах, до средневековой резни.
         Кстати, ненависть к СССР со стороны Запада ещё один признак того, что государствообразующей нации, то есть русским, удалось остаться русскими. Запад ненавидит не наши поля и берёзки, он ненавидит наш образ мыслей, наши ценности, наш менталитет. Так было при Иване Грозном, так было при Петре 1, так было при Сталине и, слава Богу, так есть до сего дня. Когда Запад нас полюбит, вот тогда это будет означать, что мы перестали быть русскими.
         Иногда справедливо указывают на то, что русские не дружные. Это в часто проявляется, например, в армии, в Советской Армии, куда более многонациональной чем теперь. Русские — порознь, да ещё и дерутся иногда, а узбеки, дагестанцы, киргизы... — кучкуются, держатся обособленно.
         Но я хотел бы обратить внимание на другое. А почему они обособляются, а русские нет? Так сложился характер русской души, его менталитет, что русский человек есть носитель имперского духа. Русская нация веками сплачивала во круг себя народы, относясь к ним с предельным уважением, не покушаясь ни на веру, ни на национальные обычаи. Так обстоял национальный вопрос в Римской империи, Византийской, Российской и в Советском Союзе — законном продолжателе русской имперской традиции.
         Советская власть не ставила задачи вытравить из русских людей русских. Не посягала на русский язык, национальные традиции, обычаи. Более того всячески сохраняла и развивала русскую культуру. А железный занавес надёжно защищал традиционные для народа ценности от тлетворного влияния Запада. Сам Сталин себя считал русским грузином. Знаменитый тост его 24 мая 1945 года в Кремле с командующими Красной армии» «За русский народ!». Едва ли кто из русских царей пел такие оды русскому народу.
         Приведу выдержки из стенограммы:
         Товарищи, разрешите мне поднять ещё один, последний тост.
         Я, как представитель нашего Советского правительства, хотел бы поднять тост за здоровье нашего советского народа и, прежде всего, русского народа. Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза. Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне и раньше заслужил звание, если хотите, руководящей силы нашего Советского Союза среди всех народов нашей страны. У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941-42 гг., когда наша армия отступала, покидала родные нам села.., покидала, потому что не было другого выхода. Какой-нибудь другой народ мог сказать: вы не оправдали наших надежд, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Но русский народ на это не пошёл, русский народ не пошёл на компромисс, он оказал безграничное доверие нашему правительству... русский народ верил, терпел, выжидал и надеялся, что мы всё-таки с событиями справимся.
         Вот за это доверие нашему правительству, которое русский народ нам оказал, спасибо ему великое!
         За здоровье русского народа!
          (Бурные, долго несмолкаемые аплодисменты).
         Это особенно хорошо прочитать тем кто любит говорить, что Сталин целенаправленно уничтожали русских, а ещё неплохо было бы ознакомится с демографическими данными с раскладкой по годам. Как это так получилось, что Советская власть русских всё уничтожала и уничтожала, душила и душила, а их с каждым годом становилось всё больше и больше? Вот чудеса. И зачем это вообще нужно было советскому Правительству уничтожать собственный народ, а тем более ядро советского народа — русских, если без народа или с обескровленным народом оно само гарантированно обрекает себя на гибель?
         Сталин не мог не понимать, что русский народ является государствообразующей нацией. Никакие буряты, калмыки, якуты... не будут жить в одной стране без цементирующих их русских, которых должно быть абсолютное большинство. Кстати, если когда-нибудь, этот баланс, русских и других народов нарушится не в пользу русских, Россия распадётся.
         Были ли внесены в русскую культуру некоторые веяния времени, идеологии. Да. И что? Русские ни когда не были одинаковыми и однородными, не только в пространстве, но и во времени. Один тип русского, то есть преобладающая совокупность черт характера, мышления... был присущ нашему предку Древней Руси, иной — в имперский период, наконец в советскую эпоху отечественной истории. И сейчас внесены некоторые коррективы, к сожалению по большей части отрицательные.
         А ещё, все русские в годы Советской власти получили поголовное образование, социальные лифты, возможность приобщаться к музыке, театру, искусству, классической русской литературе... Может это сделало их не русскими?
         По прошествии революционного угара Советская власть очень жестко взялась и за моральное воспитание советского человека. И это дало свои плоды. Из прежнего русского действительно многое выдавили, по большей части гнилого и смрадного, приобретённого в годы становления в России капитализма, буржуазного общества, последующей Гражданской войны и разрухи. Первые советские граждане, 20-х годов, то есть вчерашние русские подданные и спустя десятилетия — уже не одно. Советский человек 40, 50, 60-х годов это не досягаемый ныне образец нравственности, образованности, ответственности перед страной. Странное дело: храмов было меньше, а нравственности больше. Девушки — целомудренны, парни — мужественны. Люди беззаветно служили Родине, отвали свои жизни, силы и таланты, не рубля ради, а идеи. Оцените подвиги молодогвардейцев, строителей БАМа.., это люди которые родились уже в советской стране.
         Всю историю нашего Отечества куда бы не приходил русский солдат, всюду приносил мир и освобождение. Точно так же себя вел и советский человек, военный строитель, учёный. Строил, учил, возводил и всегда милость к побеждённым. Это русская черта, это русская традиция!
         При этом, советский русский имел как достойные так и не достойные черты. Это советский человек стучал на соседа в НКВД и это советский человек штурмовал Берлин. Советский человек покорил космос и это советский человек на излёте Советской эпохи очень быстро покорился Западу, позарившись на обещания сладкой жизни. Кстати и эта доверчивость, вера в искреннюю дружбу со вчерашним врагом — тоже исконная черта русского человека.
         Являются ли русскими те, кто ставит обелиски Власову, носит портреты Краснова и Шкуро? Да, и это тоже русские, к сожалению. Это те самые русские которым мне хочется плюнуть в рожу. И я согласен быть китайцем или японцем, чем вот таким вот русским... И тем не менее, я не считаю себя правым и этих людей отделять от своего народа.
         Попытка разделять русских на правильных и неправильных, попахивает весьма скверно. Что-то подобное уже проводилось в гитлеровской Германии с немцами, ныне — на Украине, где сжигают заживо неправильных украинцев, объявляют их колорадскими жуками и т.д. Те, кто отделяет себя от советского народа, сами становятся этническими раскольниками. А участь раскольников одна: они всегда начинают дробится внутри себя. И тот факт, что все эти радикальные националистические группировки друг друга ненавидят, больше чем Советскую власть, лишний раз доказывает, что они раскольники. Запри их всех в одном огромном помещении и очень скоро там каждый только себя будет считать русским и русским националистом.
         Те, кто ностальгирует по какому-то определённому типу русского, например, русского крестьянина екатерининской эпохи, или вельможи при дворе Николая II, надо понять, что для этого необходимо вернуть исторические условия того времени, которые не восстановимы. Не надо сочинять идеал которого никогда не было. Не надо заниматься имитацией. Непременно отращивать бороды, ждать-высиживать царя-помазанника, который придет и непременно наведёт порядок. Как будто в нашей истории ещё не было царей, которые при всех их заслугах, которые тоже не следует отрицать и забывать, но в итоге приведших страну к полному бардаку и падению государственности.
         Причём, ностальгирующие по былым временам конечно же мыслят себя не на Ленских приисках, а в куда более привилегированном положении. Но привилегии это всегда удел элиты, горстки людей, а не народа.
         Насколько форма правления (республика) и политический режим (демократия) установленная Советами соответствовала русской традиции?
         Некоторые горячие головы связывают русскую традицию исключительно с монархией. Более того, находят прямую неразрывную связь между монархией и православием, мешая земное с небесным. От сюда возникает вопрос: а вот прп. Сергий Радонежский который жил до эпохи царей он был православным или как? Второй вопрос: до появления первого русского царя на Руси русских не было?
         Была у нас демократия изначально на Руси, да такая, что всем западным странам в пример. Но постепенно исчезла. Ещё первого из династии Романовых выбирали на вполне демократических основах, а затем Романовы же свернули всё это на нет. Превратив русского мужика по сути в раба, живую вещь, которую, можно было продать, проиграть, пороть, даже убить и не понести за это ни какого наказания.
         Я не буду рассуждать на тему что лучше или хуже, монархия или республика. Это другая тема. Нет совершенных форм правления. Рая на земле ни когда не будет. Но категорично утверждать, что Советская власть сломала какие-то исконные русские традиции в этом вопросе, как минимум, спорно.
         Далее, зарождающийся при Николае II капитализм был заменён при Советах на социализм. Однозначно, уж, что было чуждо русскому народу, так это эксплуатация человеком человека. Уже писал ранее:
         У русского мужика было весьма своеобразное отношение к собственности. Любая вещь рассматривалась, как законно находящаяся в распоряжении её владельца только, если была оплачена или произведена посредством личного труда. Этот принцип сохранялся и в вопросах наследственного неписаного права. Система капиталистических отношений была крестьянину чужда. Объекты собственности, вырученные через эксплуатацию чужого труда, не говоря уже о ростовщичестве, банковском проценте рассматривались, как мироедство. Более того, многие крупные предприниматели лишь формально являлись собственниками предприятий, а в действительности назначались общинами для управления общим имуществом. Социалистический уклад жизни, как идея социального равенства, а так же форма защита от власти и следствие недоверия ей, был в крови у народа, но был не понят и отвергнут правящей верхушкой.
         Если мы рассмотрим капитализм, в плоскости русской веры (а православие так и называли: русской верой), то и с этой стороны не найдём ни чего приглядного в капитализме и том буржуазном обществе которое складывалось при Николае II.
         Капитализм в чистом виде по своей природе бесчеловечен, ибо в отличии от социализма направлен не на строительство и расширения благ для человека, а на увеличение капитала, благоденствия очень узкого круга лиц.  Соответственно, человек выступает лишь средством извлечения прибыли, он не личность, а расходный материал. Прибыль выступает мерилом всего и вся, заменяет любые духовно-нравственные ценности. Всё, что приносит прибыль – оправданно.
         Капитализм всегда приводит к сосредоточению основных финансовых средств и основных средств производства в рамках очень ограниченного круга лиц. Вначале – владельцев национальных, а затем и транснациональных монополий. И власть в мире неизбежно попадает в их руки. Они назначают и убирают руководителей государств, манипулируют общественным сознанием. Финансовые воротилы устраивают войны, стирают границы между государствами. Их цель уничтожение каких бы то ни было национальных традиций, ценностей. Стираются различия между добром и злом, между религиями, между мужчиной и женщиной.., упраздняются институты семьи и материнства, через кинематограф, СМИ и прочие средства донесения информации на людей несётся пропаганда насилия разврата, культивирование самых низменных потребностей, разжигание страстей. Капитализму нужна одноликая биомасса, тупая и алчная, которой легко управлять, играя на пороках человека. Она должна только работать и потреблять. Именно система капиталистических отношений в итоге создаст условия для прихода в мир антихриста.
         Вот как соотносятся православие, интересы русского народа, и вообще любого народа с тем, что начало выстраиваться в России перед приходом к власти большевиков. Что впрочем, не означает отсутствие изъянов в социализме. Однако, можно с уверенностью сказать, что социалистическая модель устройства общества гораздо ближе русскому менталитету, нашим представлениям о справедливости, нежели капитализм, а о православии и говорить излишне. Если бы все страны в мире были бы социалистические, уже ли существовали бы между ними войны? Нет. В свою очередь обе мировые войны были вызваны кризисом капиталистической модели мироустройства и переделом сфер влияния. Всю советскую эпоху Запад пытался уничтожить СССР видя в нём конкурирующий и набирающий популярность путь развития общества и государства. Капиталистический Запад развязал войну во Вьетнаме, Корее, пытался уничтожить Кубу...  Ужели правда Божья на стороне Запада?
         Очень большая ошибка Советской власти состояла в антирелигиозной политике. Но я предлагаю посмотреть на этот важнейший аспект в жизни русского человека несколько нестандартно.
         Во-первых, что мы возьмём за точку отсчёта, с чем будем сравнивать состояние религиозности при советском режиме и до..? Наверное справедливым будет сравнивать с той религиозностью которая имела место быть на момент крушения Российской империи, а не на момент рассвета русского монашества в эпоху Сергия Радонежского, впрочем и тогда русские люди вели себя по отношению друг другу далеко не всегда по христиански.
         Состояние духовенства. Достаточно привести лишь одно из множества других схожих по содержанию свидетельств. В 1910 году будущий священномученик митрополит Серафим (Чичагов) писал: «Пред глазами ежедневно картина разложения нашего духовенства. Никакой надежды, чтобы оно опомнилось, поняло своё положение! Все то же пьянство, разврат, сутяжничество, вымогательство, светские увлечения! Последние верующие – содрогаются от развращения или бесчувствия духовенства, и ещё немного, сектантство возьмет верх… Никого и нет, кто бы мог понять наконец, на каком краю гибели Церковь, и отдать себе отчёт в происходящем… Время благоприятное пропущено, болезнь духа охватила весь государственный организм, перелома болезни больше не может случиться и духовенство катится в пропасть, без сопротивления и сил для противодействия. Ещё год – и не будет даже простого народа около нас, все восстанет, все откажется от таких безумных и отвратительных руководителей… Что же может быть с государством? Оно погибнет вместе с нами! Теперь уже безразлично, какой Синод, какие Прокуроры, какие Семинарии и Академии; всё охвачено агонией, и смерть наша приближается».
         О состоянии паствы мы можем судить на примере того что творила она на примере трёх русских революций, причём с обоих противоборствующих сторон и на примере последующих событий Гражданской войны.
         И во всём этом духовном разложении русского народа виновата Советская власть? А может к этому приложила руку та самая власть которая ей предшествовала? Начиная с раскола Русской православной церкви учинённого с подачи второго Романова на царском престоле. Последующего упразднения патриаршества, когда управление Церковью было передано по сути светским людям, часто не православным и царю в частности, что прямо запрещено Церковью под угрозой анафемы. Может причина того, что народ потерял веру в царя и Бога кроется ещё и в том, как относилась царская власть к нуждам и чаяниям народа?
         Когда я детально изучал творимое с простым русским человеком, помещиками, вельможами, офицерами в армии, веками.., задавался вопросом: каким невыразимым терпением нужно было обладать народу, чтобы терпеть издевательства всей этой привилегированной прослойки во главе с русскими царями три столетия подряд? События тридцатых годов 20 века – ничто в сравнения с тем многовековым гнётом, теми изуверствами которым подвергали простых русских людей при помазанниках Божьих.
         Однако, не отрицаю и гонения на Церковь со стороны Советов. Но сводить всё к борьбе «безбожной власти» со Христом я бы не стал. К сожалению в этих событиях была определенная историческая логика.
         Во-первых, что мы понимаем, под гонениями? Убийства священников. Сразу оговоримся, что знаменитая директива Ленина с характерным номером 13666 о том что «надлежит арестовывать и беспощадно расстреливать попов», а «церкви подлежат закрытию» является подделкой.
         Почему убивали священников? Причины разные.
         Для начала следует отметить, что в Гражданскую войну и последующие репрессивные чистки в мясорубку русской смуты попадали все слои населения и было бы странно, если бы это не коснулось духовенства. В каких то случаях, имело место сведение личных счёт. Тому были объективные причины, хотя я, разумеется, ни коим образом не оправдываю убийц. Но, надо признать, очень многие представители духовенства крайне недостойно вели себя со своей паствой. Здесь мы имеем дело с сугубо уголовными преступлениями, а не целенаправленной политикой власти. Вполне, допускаю, что были отдельные случаи расправ по причине ненависти ко Христу и христианской религии.
         Второе: духовенство было привилегированным сословием и априори рассматривалось новой властью как недружественное. Церковь воспринималась как неотъемлемый атрибут старого режима и тому были основания: усилиями царей Церковь была превращена в инструмент монаршей власти. А духовенство которое потеряло свои привилегии, а зачастую и вообще возможность кормится, действительно в значительной своей части вступило в открытую конфронтацию с Советами. В условиях Гражданской войны это был приговор. Духовенство не только поддерживало Белое движение, благословляло на ведение войны с Советами (вспомните описанные выше подробности Белого террора), но целый полк был создан исключительно из лиц духовного звания. То есть священники самолично рубали и стреляли свою бывшую паству. Не удивлюсь, что и они числятся теперь в списках невинно пострадавших от безбожной власти.
         Уверен, среди репрессированных священников было немало тех, кто придерживался нейтралитета между белыми и красными, но был оклеветан, несправедливо обвинён в антисоветской агитации. В любом случае, я не считаю, что за антисоветскую агитацию надо стрелять. Но следует учитывать реалии того времени. Речь шла о выживании новой власти в окружении бесчисленных врагов, кровь текла реками с обоих сторон и любое подозрение могло стоить жизни любому члену общества: крестьянину, рабочему, студенту... и священнику тоже.
         Закрытие и разрушение храмов. Большая часть первых закрытых храмов – это домовые храмы при учреждениях. Обязательность их посещений была снята. соответственно, отпала необходимость в них. Приходские храмы закрывались когда в них ни кто не ходил: или священника не было, а если и был, то не было паствы. Стоит храм год, два, три.., государство его не финансирует, начинает разрушаться. Что с ним делать? Либо взрывают, либо отдают под хозяйственные или культурные нужды. Плохо это или хорошо? Плохо. Но на мой взгляд ещё хуже когда тебя обязывают посещать храм, а именно так обстояло дело при царе. Чиновники обязаны были принести справку о причащении хотя бы раз в год (даже не верующие, то есть подводились под акт кощунства), а, например, рабочих штрафовали, за нахождение в церковь в воскресных день (это в единственный выходной), забирая последние крохи из их жалких зарплат. Неудивительно, что потом эти рабочие забыли дорогу к храму. Не лучшим образом обстояло дело с крестьянством.
         Вообще, мне представляется, что количество искренне верующих людей, живущих по заповедям и приходящим в храм по зову сердца и с молитвой в душе, приблизительно одно и тоже во все времена. И оно не велико и ни какие гонения тому не препятствие. Если не сказать напротив.
         Иван Грозный как-то спросил блаженного Василия сколько людей в храме? Ответ: два человека. А храм был полон православного люда.
         Сейчас храмы открыли и построили новые. По ряду опросов большинство россиян причисляют себя к православным, но более трети в храм вообще не ходят, а те которые ходят в основной своей массе – раз в год и реже. А из ходящих сколько причащается, исповедуется?
         Идём дальше. Из тех кто стоит в храме все ли молятся и молятся как положено, по совету Отцов, с вниманием и сокрушением сердца? Или как по слову юродивого Василия: храм полон, а молятся всего два..? Вот и задумаешься, что лучше? Горстка людей, но искренне верующих, или толпа лицемеров.
         Следующая беда: значительная часть духовенства впала в так называемый обновленческий раскол. И храмы которые они занимали были уже не православные, в том числе Храм Христа Спасителя в Москве. Он стоял весь чёрный изнутри и в него ни кто не ходил. Настоятелем там был лидер раскольников Александр Введенский, горячий любитель женщин принявший из рук обновленцев епископский сан будучи женатым, а потом женился ещё раз.
         Как это не прискорбно звучит, но вероятно сам Господь провёл Церковь через все эти испытания, чтобы очистить Её от разного рода сброда и ценой крови мучеников дать Церкви новое дыхание. Точно по слову Иоанна Златоуста: «худшее гонение на церковь это отсутствие гонений». Что, впрочем не оправдывает преступления большевиков против Церкви и веры христовой, кощунств было предостаточно. Но творил их сам русский народ.
         В тоже время надо отдать должное Сталину. Он резко выступал против глумления над чувствами верующих, запретил ликвидацию приходов за неуплату налогов и нарушение административных циркуляров и не иначе как с добровольного согласия самих верующих. Наконец, возродил Патриаршество.
         Гонения на Церковь не связанные с классовой борьбой, начались при Хрущёве. Собственно, с приходом Хрущёва к власти началось постепенное разложение партийной номенклатуры, затем и всего советского общества приведшее в итоге к краху и Советской власти и Советского Союза.
         И разве не было гонений при Романовых? Были, и ещё какие: «Под видом лукавого попечения о Церкви, она находится в жесточайшем угнетении и притеснении» (митрополит Арсений Киевский, 1862 год). С той существенной разницей, что «жесточайшие угнетения и притеснения» последнего Романова и его предшественников довели Церковь до великой Революции, а кровавой Советской власти до великого сонма новомучеников. Впрочем, и здесь не без перегибов.  Имена многих, кого спешно канонизировали в угаре разоблачения «кровавых преступлений», теперь убирают из святцев, а их иконы выносят из церквей. Без деканонизации, чтобы не привлекать внимания. Выходит, человек уже и не свят, вроде, и за его душу не молятся... Это ли не преступление?
         Но я том. Можно убивать Церковь открыто: стрелять священников, разрушать храмы, выносить из них мощи... А можно скрыто, но тоже убивать. Форма остаётся: золотые купола, пышные богослужения, монастыри, семинарии... в которых каждый второй преподаватель в Боге не верил, не говоря уже о семинаристах. А изнутри разлагать Церковь. По слову Христа «гробы крашенные» (Мф. 23:27) — красивые снаружи, изнутри — сгнившие.
         В завершении. Два аспекта.
         Вошла ли в противоречие Советская власть с интересами русского народа? При всех трагедия, перегибах и преступлениях, которые безусловно были, в целом: именно благодаря ей Россия существует до сего дня. Не возьми Советы в руки власть тогда в 17-ом, не одолей белых — Россия прекратила бы своё существование. В этом смысле большевики территориально не разрушили Российскую империю, а сделали максимум чтобы удержать то, что ещё можно было удержать от распада. В том, числе, да, ценой Бресткого мира, потому как вести войну сразу на оба фронта, внутри страны и с внешнем врагом сил объективно не было. Перед похожим выбором когда-то стоял и Александр Невский. А утерянные земли, которые, кстати, были потерянны ещё при отступлении русской армии, а не советской, позже были возвращены, и даже приумножены. Более, как не странно это звучит, я думаю, что и Церкви тоже не было бы, если б не Советская власть, Она окончательно бы сгнила вместе с разложением всего общества.
         Второй аспект. Чтобы быть и оставаться русским не Советскую власть нужно ненавидеть. Ненавидеть необходимо только грех. Вот на Украине Советскую власть возненавидели, посносили памятники тому, кто создал Украину. И что, стали русскими? Напротив, антирусскими. И это путь любого антисоветчика. Потому, что советский это русский. Рано или поздно антисоветчик придёт и к оправданию фашизма, встанет на сторону наших современных врагов и закончит закоренелым русофобом, даже если сам этого не осознает.
         Надо любить Родину. Деятельно. Не полицейских на несанкционированных митингах провоцировать, а, например, юноше пойти послужить в армию.
         Надо изучать и любить историю.
         Необходимо читать классиков, развивать родную речь. Важнейший фактор: русский язык. Не случайно с ним борются по границам нашей Родины. Где то прямо запрещают, где-то переходят с кириллицы на латиницу. Молодёжи прививают разного рода словесный мусор...
         Не надо ни чего имитировать, пытаться запихнуть себя в дореволюционную Россию. Её больше нет и ни когда не будет. И в Советский Союз тоже уже не вернуться. Его не возродить. Надо жить сегодняшним днём. Разумеется учитывая ошибки прошлого и беря самое лучшее, как из имперского периода нашей истории, так и советского.
         И самое главное, что сохранит русское в русском человеке в любых грядущих исторических условиях: жить по совести и хранить веру православную. Сохраним веру — сохраним себя, не сохраним — ни какая ненависть к Советской власти, ни какие цари, ни какие бороды с кафтанами и шаровары с лампасами нам не помогут. 
 
 
А.Н. Миронов. 2019 г.