Притча о деньгах

Алекс Андр Соболев
Один правитель спросил мудреца:
- Скажи мне, мудрейший, посчитай, хватит ли у меня войска, чтобы захватить соседнее царство?
Мудрец, занялся подсчётами, но правитель заметил, что он считает не войско, а деньги. Наконец мудрец ответил:
- О, мой повелитель, ваше войско так могуче и так сильно, что легко может завоевать соседнее царство! Но давайте будем рассуждать о будущем. Как только вы завоюете соседнее царство, вы будете вынуждены разделить своё войско. Одна часть будет по прежнему на вашей земле, а другая останется на земле, которую вы присоедините, ибо потребуется сохранять эту землю от посягательств других царей и для усмирения от бунта местного населения. Таким образом своё царство вы ослабите и этим могут воспользоваться ваши враги.
- Что же мне делать, увеличить войско? - спросил повелитель
- Если вы, мой повелитель, хотите завоевать соседнее царство, то придите туда не с войском, а со своими золотыми монетами и со своим товаром. Раздавайте от своего благодушия эти монеты всем жителям, но пусть они покупают на них только ваши же товары. И потом повторяйте раздачу своих монет на каждый их праздник. Вы сами не заметите, как постепенно, всё соседнее царство перестанет пользовать свои товары, свои деньги, а затем и прогонит своего царя, потому, что все свои ценности и весь уклад жизни они будут мерить вашими деньгами. Изменив меру у людей, вы, в будущем, сможете покорить любое царство!