Всебелорусский Крестный ход

Ольга Ролич
Ольга РОЛИЧ/«ЗАРЯ», г.Брест



          2 августа 2019 года по маршруту «Брест – Полоцк» стартовал II Всебелорусский православный Крестный ход, который по благословению митрополита Минского и Заславского Павла приурочен двум важным датам, отмечаемым в этом году: 75-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и 180-летию Полоцкого собора. 
          Шествие началось после Божественной литургии (в этот день Церковь чтила память пророка Илии и обретение мощей святого Афанасия Брестского) от Свято-Афанасиевского мужского монастыря.
          От конечной точки – Спасо-Евфросиниевского  монастыря в Полоцке – паломников отделяют почти 620 километров. Преодолеть это расстояние планируется до 6 сентября.

          Прослушав телевизионный комментарий к началу Крестного хода на Брестчине, я узнала, что это – «общенародное» духовное событие в поддержку христианской культуры, которое «служит делу укрепления духа патриотизма среди молодежи», и участвуют в нем люди исключительно «с чистым сердцем и светлой душой». Возможно, и так бывает. Но, опираясь на личный опыт, христианскую историю и мнения святых отцов Церкви, я решила поразмышлять о том, что же такое Крестный ход, для чего и зачем он нужен.
          Еще в ветхозаветной книге Иисуса Навина описывается действие, напоминающее Крестный ход. Автор рассказывает, как ему, преемнику Моисея, явился Архистратиг воинства Небесного и сказал, каким образом можно осадить неприступную Иерихонскую крепость. Для этого «весь еврейский народ должен был шесть дней  по одному разу обходить Иерихон с Ковчегом Завета, а в седьмой день обойти его семь раз» и тогда «с Божией помощью» иерихонские стены разрушатся. Так и сделали. Шесть дней подряд израильтяне шли торжественной процессией вокруг крепостных стен на расстоянии, безопасном от стрел и каменных снарядов. Возглавляли шествие вооруженные воины, за ними шли священники с серебряными трубами, потом – священники, которые несли на позолоченных шестах Ковчег Завета – святыню израильского народа. Замыкала процессию толпа женщин, детей и стариков в праздничных одеждах. В результате семидневного обхода стены города Иерихона затряслись и обрушились до основания.
          Вот какой силой может обладать молитва единения. Хотя в новозаветной интерпретации под «падением Иерихона» можно понимать человеческие грехи – такие же мощные и сцементированные привычками и годами, как стены неприступной крепости.
          В православном понимании Крестный ход – многолюдное торжественное шествие священнослужителей и мирян с иконами и другими святынями из одного храма в другой, или вокруг храма, или к какому-то определенному месту. Впереди всегда несут Крест Христов. Поэтому ход и называют «крестным».
          Крестные ходы бывают регулярные (календарные) и чрезвычайные (во время эпидемий, войн, землетрясений и т.д.),  они могут проходить по любому маршруту и быть посвящены какому-то чудесному событию, дате, церковному празднику. 
          До Октябрьской революции 1917 года молитвенные шествия были очень распространенным явлением. Люди шли к преподобному Сергию Радонежскому, к Соловецким угодникам, в монастыри...
          На Брестчине великое множество паломников шло в село Луково Малоритского района, чтобы поклониться Луковской иконе Божией Матери, прекратившей эпидемию моровой язвы в Украине в 1850 году. Кстати, сегодня эта традиция возродилась: с 2015 года Крестный ход в честь памяти Луковской иконы Божией Матери (10-я пятница после Пасхи Христовой) проходит регулярно.
          Традиционно совершались и совершаются по сей день пасхальные Крестные ходы и Крестные ходы на Иордань – на праздник Крещения.
          А в Иерусалиме ежегодно накануне Вербного воскресенья идет Крестный ход из Виффагии в Иерусалим, повторяя земной путь Иисуса Христа. Так же, как на праздник Преображения Господня, святая гора Грабарка в Польше становится международным местом Крестного паломничества. Российский Великорецкий Крестный ход, который шествует к месту явления иконы Николая Чудотворца у Великой реки, устраивается уже более 600 лет.
          С 2003 года на Брестчине ежегодно 18 сентября совершается Крестный ход в день памяти преподобномученика Афанасия (Филипповича), игумена Брестского, от Симеоновского кафедрального собора до мужского монастыря преподобномученика Афанасия Брестского – путь следования на смертную казнь нашего земляка и защитника Православия. Ежегодной традицией стало проведение Крестных ходов и в день Собора Белорусских святых (3-е воскресенье по Пятидесятнице). Устанавливаются и утверждаются новые Крестные ходы в благочиниях епархии, приуроченные к значимым церковным событиям в том или ином приходе.
          Современность вносит свои коррективы, и сегодня Крестные ходы не только пешие. Так, с 2012 года у нас появилась традиция велосипедного Крестного хода, который организовывают молодежные братства епархии. Летом прошлого года ребята из братства в честь святителя Спиридона Тримифунтского при Никольском гарнизонном храме г. Бреста в крепости совершили водный Крестный ход – девятидневный сплав по реке Ясельда, посвященный 370-летию со дня мученической кончины Афанасия Брестского. 
          Так что Крестный ход – это прежде всего свидетельство веры людей, исповедающих Христа, это и реализация конституционной свободы вероисповедания. Но главное – это ЕДИНЕНИЕ, причем не только верующих людей, но и единение Церкви и государства, которое помогает в организации таких масштабных мероприятий.
          К тому же Крестный ход – это и настоящая мужская работа, потому что путь длиной в 620 километров нужно преодолеть не только пешком, но и с молитвой, а некоторые паломники еще несут иконы в тяжелых окладах и хоругви. А для женщин, которые нередко идут с детьми, для пожилых и больных веропутешественников Крестный ход это воистину духовный подвиг. 
          Но чтобы труд этот был не напрасным, чтобы телесный подвиг стал подвигом внутренним, Крестный ход пройти нужно правильно: с пониманием, что главное в шествии за Крестом – это исповедование веры, что Крестный ход – не марафон от точки А до  точки Б, лишь бы пройти или пройти весело. Надо понимать, что это  время особой молитвы, время размышления о своей жизни относительно того или иного события. И, только соединив эти знания и свой труд путешествия в одной точке Х, которая находится у каждого слева в грудной клетке, Крестный ход и станет той благодатной помощью, от мощи которой падут «иерихонские стены» греховной крепости человека.


Ольга РОЛИЧ, г. Брест

На фото: Крестный ход в д. Луково, 4 июля 2019 года


/«ЗАРЯ», 10.08.2019 г./